Судья Гладкова Ю.В. Дело №21-288/2022 г.
№12-147/8-2022 г.
УИД 46RS0031-01-2022-001716-14
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
14 сентября 2022 года г. Курск
Судья Курского областного суда Шуваева Е.И., рассмотрев жалобу председателя Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области Сукноваловой Т.А. на решение судьи Промышленного районного суда г. Курска от 27 июля 2022 года, вынесенное по жалобе Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области на постановление Врио начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ОИПУФССП России по Курской области Яцковой Е.В. № от 15.04.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в отношении Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области,
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением Врио начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ОИПУФССП России по Курской области Яцковой Е.В. № от 15.04.2022 г. Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 руб. за неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора - вступившего в законную силу решения суда о возложении на Комитет социального обеспечения Курской области обязанности предоставить Ж. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Курска.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, Комитет социального обеспечения Курской области обжаловал его в судебном порядке.
Решением судьи Промышленного районного суда г. Курска от 27 июля 2022 года обжалуемое постановление оставлено без изменения, жалоба Комитета – без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Курский областной суд в порядке ст.30.9 КоАП РФ, председатель Комитета социального обеспечения Курской области Сукновалова Т.А. просит решение судьи районного суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Представитель Комитета социального обеспечения Курской области, и.о. начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Яцкова Е.В., о дате, времени и месте рассмотрения дела, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, решением Промышленного районного суда г.Курска от 13.07.2021 г. Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области обязали предоставить Ж. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории г.Курска.
16 ноября 2021 г. на основании исполнительного листа серии ФС№ от 30.08.2021 года, выданного Промышленным районным судом г.Курска, судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Курской области возбуждено исполнительное производство №-ИП и должнику предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Требованием судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП Комитету социального обеспечения материнства и детства Курской области установлен новый срок до 07.04.2022 года.
Однако во вновь установленный срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнены, что подтверждается материалами дела и не оспаривается в жалобе.
Поскольку требования исполнительного документа, в установленный пятидневный срок для его добровольного исполнения, не были исполнены, постановлением Врио начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Яцковой Е.В. № от 15.04.2022 года Комитет социального обеспечения Курской области признан виновным по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Признавая Комитет социального обеспечения Курской области виновным в совершении указанного административного правонарушения, должностное лицо и судья районного суда исходили из обоснованности предъявленного обвинения и наличия в действиях (бездействии) юридического лица состава инкриминируемого деяния.
Вместе с тем судьей районного суда не учтено следующее.
Согласно ст.5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленные указанным законом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Приобретение жилья осуществляется в соответствии с действующим законодательством, то есть с учетом норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с постановлением Губернатора Курской области от 11.07.2013 года №293-пг «Об утверждении Положения о комитете социального обеспечения, материнства и детства Курской области», комитет является отраслевым органом исполнительной власти Курской области.
Из материалов дела следует, что свободных жилых помещений Комитет на территории г.Курска не имеет. Жилые помещения приобретаются на основании государственных контрактов, срок исполнения которых составляет 6-9 месяцев. Такой срок устанавливается поставщику с целью предоставления ему необходимого времени на приобретение земельного участка и строительства на нем приобретаемых впоследствии комитетом жилых помещений.
Согласно требованиям ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» процедура приобретения имущества для государственных нужд и установленных для соблюдения этой процедуры сроков, является длительной и установленный судебным приставом-исполнителем срок для исполнения решения суда является недостаточным.
Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.92 ЖК РФ, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду.
В связи с возникшими трудностями по закупке жилых помещений для детей-сирот в некоторых муниципальных образованиях, в т.ч. на территории г. Курска, принято решение о наделении комитета строительства Курской области полномочиями по строительству жилья для этих категорий граждан (постановление Губернатора Курской области от 03.02.2021 г. №27-пг «Об уполномоченном органе исполнительной власти Курской области»). Комитетом строительства Курской области начата работа по строительству жилых помещений для граждан из числа детей-сирот.
Определением судьи промышленного районного суда г. Курска от 21 февраля 2022 г. Комитету социального обеспечения, материнства и детства Курской области предоставлена отсрочка исполнения решения промышленного районного суда г. Курска от 13.07.2021 г. до 31.12.2022 г.
Статьей 2.1 КоАП предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое КоАП установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статья 26.1 КоАП предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения:
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Одним из элементов состава правонарушения является субъективная сторона, которая определяет форму вины лица как умысел или неосторожность.
Поскольку в действиях (бездействии) комитета вина отсутствует, то отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При указанных обстоятельствах, постановление ВрИО начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Яцковой Е.В. № от 15.04.2022 г. о привлечении Комитета социального обеспечения Курской области к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, как и решение судьи Промышленного районного суда г.Курска от 27.07.2022 г. не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Комитета социального обеспечения Курской области состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л А:
жалобу председателя Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области Сукноваловой Т.А. удовлетворить.
Постановление ВрИО начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Яцковой Е.В. № от 15.04.2022 г. о привлечении Комитета социального обеспечения Курской области к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, как и решение судьи Промышленого районного суда г.Курска от 27.07.2022г. отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
В соответствии с п.3 ст.31.1 КоАП РФ вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12 – 30.19 КоАП РФ в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья
Курского областного суда Е.И. Шуваева