Дело № 2-418/2024
УИД 30RS0001-01-2023-010150-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Астрахань 5 февраля 2024 г.
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи | Бектемировой С.Ш., |
при секретаре | Шмелевой Ю.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» о возложении обязанности подать заявку для согласования деятельности по забору водных ресурсов,
установил:
Астраханский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз" о возложении обязанности.
В обоснование исковых требований истец указал, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц к видам деятельности Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» (относится: выращивание зерновых (кроме риса), мелиорация рыбохозяйственная пресноводных объектов.
С целью осуществления своей деятельности Учреждением используется водный объект – протока Старая Волга, с целью забора (изъятия) водных ресурсов на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 27.03.2015 № 9/Р выданного службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, сроком действия до 31.12.2030. Заявленный объем забора (изъятия) водных ресурсов составляет 11055 тыс. м3/год. Забор водных ресурсов осуществляется по адресу: <адрес>, водозабор Ступинский ОС., по географическим координатам, указанным в решении.
Согласно данных отчетности по форме 3.1 «Сведения полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов» по результатам учета забора (изъятия) водных ресурсов за 3 квартал 2023 года Учреждением на основании данного решения из водного объекта осуществлен забор водных ресурсов в объеме 1008 тыс. м3.
В ходе анализа информации Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства от 19.06.2023 № 02-02-11/3759 установлено, что в нарушение ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» согласование органов Росрыболовства на деятельность по забору (изъятию) водных ресурсов и использованию акватории и обоснование компенсационных выплат для целей искусственного воспроизводства водных биоресурсов в результате негативного воздействия деятельности у
Предприятия отсутствует. Кроме того, в нарушение ч. 1 ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания не разработаны и не осуществляются.
Непринятие ответчиком мер по выполнению мероприятий по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания и получению согласования органов Росрыболоваства на хозяйственную деятельность по забору воды из водного объекта приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, в связи с чем истец просит суд возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подать заявку в Волго-Каспийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству для получения согласования деятельности по забору водных ресурсов из водного объекта – протока Старая Волга, по адресу: <адрес> в порядке, предусмотренном Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384.
Старший помощник прокурора Кудрявцев А.В. доводы иска поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз" Ажмуратова К.Д. пояснила, что учреждению необходимо длительное время для исполнения решения суда.
Иные лица участвующие в деле извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что единого государственного реестра юридических лиц к видам деятельности Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» относится: выращивание зерновых (кроме риса), мелиорация рыбохозяйственная пресноводных объектов.
С целью осуществления своей деятельности Учреждением используется водный объект – протока Старая Волга, с целью забора (изъятия) водных ресурсов на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 27.03.2015 № 9/Р выданного службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, сроком действия до 31.12.2030. Заявленный объем забора (изъятия) водных ресурсов составляет 11055 тыс. м3/год. Забор водных ресурсов осуществляется по адресу: <адрес>, водозабор Ступинский ОС., по географическим координатам, указанным в решении.
Согласно данных отчетности по форме 3.1 «Сведения полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов» (далее-отчетность по форме 3.1) по результатам учета забора (изъятия) водных ресурсов за 3 квартал 2023 года Учреждением на основании данного решения из водного объекта осуществлен забор водных ресурсов в объеме 1008 тыс. м3.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. При этом на основании ч. 2 ст. 50 указанного Федерального закона данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу положений п. 5 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 №384, заявитель представляет в территориальный орган Росрыболовства заявку о согласовании, к которой прилагает проектную документацию или программу планируемых работ, обосновывающую внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
При этом в соответствии с Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, к таким мерам относится: выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций); определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия; проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
В ходе анализа информации Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства от 19.06.2023 № 02-02-11/3759 установлено, что в нарушение ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» согласование органов Росрыболовства на деятельность по забору (изъятию) водных ресурсов и использованию акватории и обоснование компенсационных выплат для целей искусственного воспроизводства водных биоресурсов в результате негативного воздействия деятельности у
Предприятия отсутствует. Кроме того, в нарушение ч. 1 ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания не разработаны и не осуществляются.
В этой связи в адрес генерального директора и.о. директора Предприятия прокуратурой 29.06.2023 внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих № 02-05-2023. Однако ответчиком не принято надлежащих мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона, что подтверждается ответом на представление от 30.10.2023 № 87/1.
Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно п. 8.1.17, 8.1.18 Положения о Волго-Каспийском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденным приказом Росрыболовства от 17.09.2013 № 693, Управление в соответствии с закрепленной сферой деятельности осуществляет согласование строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
В силу положений ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
При этом согласно ст.ст. 39, 42 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; работы по изменению или обустройству природного водоема или водотока проводятся при условии сохранения его естественного происхождения.
В соответствии со ст.1 Федерального Закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В свою очередь, охрана окружающей среды представляет собой деятельность юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В силу положений ст. 2 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается на принципах учета значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы; приоритета сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов.
Непринятие ответчиком мер по выполнению мероприятий по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания и получению согласования органов Росрыболоваства на хозяйственную деятельность по забору воды из водного объекта приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.
Определяя срок, в который ответчику необходимо подать заявку для получения согласования деятельности по забору водных ресурсов, суд принимает во внимание, что ответчик является бюджетной организацией и выполнение требований Астраханского межрайонного природоохранного прокурора связана с конкурсной процедурой и считает необходимым обязать ответчика исполнить решение суда в течение шести месяцев.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 30.04.2013 № 384.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 9 ░░░░░░░ 2024 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░