Судья: Бурдина Д.Ю. Дело № 33а-8238/2023
УИД: 63RS0004-01-2023-000242-26
Дело № 2а-315/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июля 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Ромадановой И.А., Роменской В.Н.,
при секретаре – Алиеве Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Главы городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области на решение Безенчукского районного суда Самарской области от 19.04.2023, по административному исковому заявлению Морозовой С.О., Морозова К.А. к администрации городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области, о признании незаконным решения администрации городского поселения Безенчук об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда И.А. Ромадановой, возражения представителя Екатеринина И.И. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Морозова С.О., Морозов К.А. обратился в суд с иском к Администрации городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области, о признании незаконным решение администрации городского поселения Безенчук об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
В обоснование исковых требований указано, что 13.01.2023 истцы обратились с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
24.01.2023 административным ответчиком было принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Основанием для отказа явилось то, что земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ. С указанным отказом истцы не согласились, в связи с чем, были вынуждены обратиться в суд.
На основании изложенного просили признать незаконным решение администрации городского поселения Безенчук от 24.01.2023 № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственности на который не разграничена, без проведения торгов, обязать администрацию городского поселения Безенчук утвердить схему расположения испрашиваемого истцом земельного участка.
Судом административные исковые требования удовлетворены.
Постановлено: «Административные исковые требования, удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации г.п. Безенчук м.р. Безенчукский Самарской области от 24.01.2023 № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
Возложить на администрацию г.п. Безенчук м.р. Безенчукский Самарской области обязанность повторно рассмотреть заявление Морозова К.А. , Морозовой С.О. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.»
В апелляционной жалобе Глава городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, на нарушения нормы материального и процессуального права.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
В заседании судебной коллегии представитель административных истцов - Екатеринин И.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, В силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административных истцов. Доводы административного ответчика о том, что предоставление земельного участка на заявленном праве не допускается, признаны судом несостоятельными.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными.
Из материалов дела следует, что 13 января 2023 г. в адрес Администрации поступило заявление от Морозова К.А., Морозовой С.О. о предварительном согласовании предоставления земельного участка государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов с кадастровым кварталом № общей площадью 5000 кв.м.(50 00 соток) для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок). Основания для предоставления земельного участка п.7 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ, пп.3п.3 «в» статья 9 Закона Самарской области № 94-ГД от 11.03.2005 «О Земле».
Указанное заявление было рассмотрено на комиссии по правилам землепользования и застройки 21 января 2023 года. Предварительное согласование предоставления физическим лицам земельных участков в кадастровым квартале №, площадью 5000 кв.м. располагаются в зоне жилой застройки с индексом Ж1.
24 января 2023 года Администрацией городского поселения Безенчук было принято решение № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. Отказ мотивирован тем, что земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ «Предоставление земельного участка на заявленном виде не допускается», также истец был уведомлен, что завершаются публичные слушания по исключению из Правил землепользования и застройки городского поселения Безенчук в территориальной зоне Ж1 основного вида разрешенного использования- для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с требованиями законодательства на территории городского поселения Безенчук решением Собрания представителей городского поселения Безенчук № 4/52 от 12.12.2013 утверждены «Правила землепользования и застройки городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области» (в редакции от 27.01.2023) (далее - Правила).
Согласно ст.4 правил органы местного самоуправления поселения осуществляют правовое регулирование отношений в сфере землепользования и застройки в поселении в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Самарской области, Уставом поселения, Правилами и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно Статьи 5,6 Правил сфера регулирования землепользования и застройки в поселении осуществляется Собранием представителей городского поселения Безенчук, главой городского поселения Безенчук.
В силу ст. 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
2. Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:
1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;
2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;
3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;
4) о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;
5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития территории. Границы таких территорий устанавливаются по границам одной или нескольких территориальных зон и могут отображаться на отдельной карте. В отношении таких территорий заключается один или несколько договоров о комплексном развитии территории.
Если иное не предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, решение о комплексном развитии территории может быть принято в отношении территории, которая в соответствии с правилами землепользования и застройки на дату принятия указанного решения не определена в качестве такой территории, либо в отношении территории, границы которой не совпадают с границами территории, указанной в правилах землепользования и застройки в качестве территории, в отношении которой допускается осуществление деятельности по ее комплексному развитию.
На карте градостроительного зонирования отображаются территории, в границах которых предусматриваются требования к архитектурно-градостроительному облику объектов капитального строительства. Границы таких территорий могут не совпадать с границами территориальных зон и могут отображаться на отдельной карте.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
2.1) требования к архитектурно-градостроительному облику объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории.
Обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ территориальных зон. Формы графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон, требования к точности определения координат характерных точек границ территориальных зон, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Требования к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства включают в себя требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Утвержденные правила землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории не применяются в части, противоречащей ограничениям использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленным на приаэродромной территории, в границах которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, установленная в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (далее - ограничения использования объектов недвижимости, установленные на приаэродромной территории).
Срок приведения утвержденных правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, не может превышать шесть месяцев.
Основания и порядок для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки, указаны в ст. 33 Градостроительного кодекса РФ.
Постановлением администрации городского поселения Безенчук от 07.10.2014 №утверждено положение о постоянно действующей комиссии по подготовке проекта и внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области», утвержден персональный состав означенной комиссии.
Протоколом заседания комиссии по подготовке проекта и внесения изменений в правила землепользования и застройки городского поселения Безенчук № от 27.12.2022 года были рассмотрены вопросы внесения изменений в правила землепользования и застройки городского поселения Безенчук, а именно: в части изменения в ст. 53 градостроительного регламента в зоне застройки индивидуальными жилыми домами с индексом Ж1 из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства исключить вид разрешенного использования: Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок). Комиссия приняла решение подготовить проект решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области.
Постановлением администрации городского поселения Безенчук № от 30.12.2022 начата подготовка проекта о внесении изменений в Правила утвержден срок проведения работ по подготовке проекта решения Собрания представителей городского поселения Безенчук.
Постановлением администрации городского поселения Безенчук № от 30.12.2022 объявлены публичные слушания по вопросу о внесении изменений в Правила. Срок публичных слушаний по проекту решения составляет 20 дней – с 31.12.2022 по 20.01.2023. Прием замечаний, предложений от участков публичных слушаний по проекту решения осуществляется в срок до 17.01.2023.
20 января 2023 года завершились публичные слушания, подготовлено заключение о результат публичных слушаний в городском поселение Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области № от 20.01.2023 г.
Постановлением администрации городского поселения Безенчук № от 23.01.2023 г. «О согласии с проектом изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения Безенчук м.р. Безенчукский и направлении его в Собрание представителей городского поселения Безенчук» Глава постановил согласиться с проектом решений и направить с учетом доработанного заключения о результатах публичных слушаний от 20.01.2023 на рассмотрение в Собрание представителей городского поселения Безенчук.
27.01.2023 решением №г. Собрание представителей городского поселения Безенчук внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области от 12.12.2013 г. № в части изменения в ст. 53 градостроительного регламента в зоне застройки индивидуальными жилыми домами с индексом Ж1 из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства исключить вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).
Решение опубликовано в газете «Вестник городского поселения Безенчук» №(271) от 27.01.2023, размещено на официальном сайте администрации поселения.
Судом обосновано сделан вывод, что на момент обращения 13.02.2023 и на момент ответа 24.01.2021 не были внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области от 12.12.2013 № в части изменения в ст. 53 градостроительного регламента в зоне застройки индивидуальными жилыми домами с индексом Ж1 из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства исключить вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Решение о весенние изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения Безенчук вступили в силу 27.01.2023 (л.д. 71,83).
Принимая во внимание, что решением нарушаются права заявителя, судом постановлено обоснованное и законное решение.
Довод жалобы о не проверки судом основания возникновения права для предоставления испрашиваемого земельного участка, отклоняется судебной коллегией, поскольку данный довод не был мотивом отказа в оспариваемом решении.
Допрос эксперта ФИО7, который подтвердил общеизвестный факт, что в момент ответа, и поступления заявления вид разрешенного использования включал зону личного подсобного хозяйства, т.е. по факту не делал экспертных выводов, не может служить основанием для отмены по существу правильного решения.
Решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда основаны на неправильном толковании приведенных выше норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Безенчукского районного суда Самарской области от 19 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –