Дело № 12-8/2024
УИД 21RS0007-01-2023-000668-27
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
19 января 2024 года г. Козловка
Судья Козловского районного суда Чувашской Республики Ефимов О.Н., рассмотрев в помещении суда жалобу ООО "Автотехника" на постановление государственного инспектора Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений Межрегионального террториального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному Федерального округу N <число> от <дата>, которым
юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью "Автотехника", ИНН 3250064764, ОГРН 1063250003750, зарегистрированное по адресу: 241520, <адрес>,
привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) руб.,
установил:
Постановлением государственного инспектора ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО N <число> от <дата> по результатам рассмотрения материалов, полученных с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства, имеющего функции фото и киносъемки, видеозаписи АПК фото видео фиксации "АвтоУраган-ВСМ2", идентификатор N 1701069, юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью "Автотехника" (далее - ООО "Автотехника") привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей за то, что <дата> в 08:32:02 по адресу: Чувашская Республика, автомобильная дорога общего пользования федерального значения М7 "Волга", 730 км 20 м (координаты прибора: 55°46"15.36"" с.ш., 48°11"47.10"" в.д.), являясь собственником (владельцем) транспортного средства марки "МЕРСЕДЕС-БЕНЦ ACTROS грузовой тягач седельный" с государственным регистрационным знаком О 834 РЕ 32, свидетельство о регистрации транспортного средства N 9948228177, в нарушение требований пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" и подпункта "а" пункта 12 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 N 504, допустило движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, а именно, движение транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или сторонее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при выключенном или неисправном бортовом устройстве или стороннем бортовом устройстве (при отсутствии таких устройств либо если срок службы таких устройств истек) и без оформления при этом маршрутной карты.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО "Автотехника" ФИО1 обжаловала его в Козловский районный суд Чувашской Республики, сославшись на то, что в момент совершения вмененного ООО "Автотехника" административного правонарушения транспортное средство марки "МЕРСЕДЕС-БЕНЦ ACTROS 1844LS грузовой тягач седельный" с государственным регистрационным знаком О 834 РЕ 32 находилось во владении, пользовании и под управлением сотрудников ООО "Экспресс-транс", с которым <дата> ООО "Автотехника" заключен договор аренды транспортного средства без экипажа. Прилагая к жалобе документы, подтверждающие реальное ведение хозяйственной деятельности между ООО "Автотехника" и ООО "Экспресс-транс" относительно аренды последним автомобиля, просит отменить постановление по делу об административном правонарушении N <число> от <дата>
На рассмотрение жалобы заявитель и защитник ООО "Автотехника" не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом. Директором ООО "Автотехника" ФИО1 в адрес суда представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Общества.
Представитель ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО на рассмотрение жалобы ООО "Автотехника" также не явился, о месте и времени надлежаще извещен. Письмом от <дата> (исх. N 01-Ц-08Д-346430-7/34068) начальник Центра ФИО2 ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие должностного лица, вынесшего постановление, и (или) уполномоченного должностного лица МТУ Ространснадзора по ЦФО. Представил суду возражения на жалобу, в которых указывает, что государственный инспектор не располагает информацией о переходе права собственности на транспортное средство, в отношении которого не произведена административная процедура перерегистрации в Госавтоинспекции, о передаче транспортных средств в аренду и (или) финансовую аренду (лизинг), в связи с чем, к административной ответственности привлекает собственника (владельца) транспортного средства, указанного в карточке учета транспортного средства - Федеральной информационной системы "ГИБДД-М" (ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ). При смене места жительства, юридического адреса, собственник транспортного средства обязан внести изменения в регистрационные данные автомобиля. Обязанность собственника (владельца) транспортного средства по изменению регистрационных данных транспортного средства регламентирована п. 4 ч. 3 ст. 8, п. 2 ч. 4 ст. 10, пп. "б" п. 8 ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Уклонившись от своевременного внесения изменений в регистрационные данные автомобиля, правонарушитель распоряжается своими правами по своему усмотрению. Передача собственником транспортного средства в аренду не снимает с него обязанности по соблюдению требований Федерального закона N 257-ФЗ. Должностные лица выносят постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.21.3 КоАП РФ в соответствии с ч. 2 ст. 23.36 и ч. 5 ст. 29.5 КоАП РФ на основании материалов, поступающих от ООО "РТИТС", как от оператора Системы "Платон".
Располагая данными о надлежащем извещении, полагаю возможным рассмотреть жалобу без участия ее заявителя, уполномоченного представителя лица, привлеченного к административной ответственности, и представителя органа административной юрисдикции.
Исследовав поступившие материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, прихожу к следующим выводам.
Копия обжалуемого постановления (штриховой почтовый идентификатор внутреннего регистрируемого почтового отправления N 80408589520869) заявителем получена <дата>. Жалоба подана (сдана в отделение связи) <дата>, то есть в пределах предоставленного статьей 30.3 КоАП РФ срока для обжалования.
Согласно части 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, влечет наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере пяти тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения образует бездействие, которое выражается в несоблюдении установленных правил компенсации вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в РФ регулируются нормами Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ (далее- Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Частью 1 статьи 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ установлено, что движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.
Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств, а в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, водителями, если такая плата не внесена собственниками соответствующих транспортных средств и зачисляется в федеральный бюджет (часть 6 статьи 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Порядок взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504, согласно пунктам 10, 12 которых маршрутная карта оформляется на бумажном носителе или в электронной форме в момент внесения собственником (владельцем) транспортного средства платы оператору. Движением без внесения платы считается: движение транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при выключенном или неисправном бортовом устройстве или стороннем бортовом устройстве либо при отсутствии таких устройств и без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном п. 10 настоящих Правил (подп. "а"); движение транспортного средства, за которым не закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном п. 10 настоящих Правил (подп. "б"); движение транспортного средства, в отношении которого оформлена маршрутная карта, в дату, время или по маршруту, которые не соответствуют указанным в этой маршрутной карте (подп. "в"); продолжение движения транспортного средства при израсходовании денежных средств, внесенных владельцем транспортного средства оператору в качестве платы в соответствии с п. 7 настоящих Правил (подп. "г").
Факт движения транспортного средства марки "МЕРСЕДЕС-БЕНЦ ACTROS грузовой тягач седельный" с государственным регистрационным знаком О 834 РЕ 32, принадлежащего ООО "Автотехника", без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, был зафиксирован с применением работающего в автоматическим режиме специального технического средства, имеющего функции фото- и киносъемки, видеозаписи АПК фото-видео-фиксации "АвтоУраган-ВСМ2" N 1701069, имеющем свидетельство о поверке N С-ДЗЛ/13-08-2022/178399395, действительным до <дата>.
В соответствии с перечнем автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 928, автомобильная дорога М7 "Волга" является дорогой федерального значения.
В силу части 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи подлежат собственники (владельцы) транспортных средств.
Согласно части 3 статьи 1.5 КоАП в случае фиксации административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами обязанность по доказыванию своей невиновности лежит на лице, привлекаемом к административной ответственности.
Как следует из примечания к статье 1.5 КоАП РФ и части 2 статьи 2.6.1 КоАП РФ, собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае несогласия с вынесенным в отношении собственника (владельца) транспортного средства постановлением о назначении административного наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими средствами, при реализации своего права на обжалование данного постановления он освобождается от административной ответственности при условии, что в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (часть 2 статьи 2.6.1, примечание к статье 1.5 КоАП РФ). При этом собственник обязан представить доказательства своей невиновности.
Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством другого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства исследуются и оцениваются по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.
Из постановления по делу об административном правонарушении видно, что согласно данным ФИС ГИБДД собственником автомобиля "МЕРСЕДЕС-БЕНЦ ACTROS грузовой тягач седельный" с государственным регистрационным знаком О 834 РЕ 32 является ООО "Автотехника". Последним данное обстоятельство не оспаривается.
В подтверждение доводов жалобы о том, что в момент фиксации административного правонарушения, вмененного ООО "Автотехника", вышеуказанное транспортное средство находилось во владении и пользовании другого лица, в суд представлены:
- договор аренды транспортного средства без экипажа от <дата>, срок действия которого установлен сторонами с момента подписания до <дата>;
- акт приема-передачи транспортного средства "МЕРСЕДЕС-БЕНЦ ACTROS 1844LS грузовой тягач седельный" с государственным регистрационным знаком О 834 РЕ 32 от <дата>;
- ответ генерального директора ООО "Экспресс-транс" от <дата>, из которого следует, что автомобиль с государственным регистрационным знаком О 834 РЕ 32 по состоянию на <дата> находился под управлением водителя ООО "Экспресс-транс", оплата за проезд указанного тяжеловесного транспортного средства по дорогам общего пользования федерального значения осуществлялась с помощью бортового устройства, полученного ООО "Экспресс-транс" в ООО "РТИТС.
- акт передачи бортового устройства системы "ПЛАТОН" с серийным номером 300256539 от <дата>, установленного на транспортное средство с государственным регистрационным знаком О 834 РЕ 32.
Пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 154 и пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Стороны договора достигли соглашения по всем существенным условиям, в том числе и об оплате по договору.
Договор аренды от <дата> не оспорен, не признан незаключенным.
Представленные доказательства надлежащим образом заверены. Оснований не доверять указанным выше документам у суда не имеется, поэтому суд считает их достоверными и допустимыми доказательствами по делу.
Данных, ставящих под сомнение реальность исполнения договора аренды транспортного средства, материалы дела не содержат и судом не установлено.
Приведенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что в момент фиксации административного правонарушения автомобиль марки "МЕРСЕДЕС-БЕНЦ ACTROS грузовой тягач седельный" с государственным регистрационным знаком О 834 РЕ 32, собственником которого является ООО "Автотехника", находился в пользовании другого юридического лица - ООО "Экспресс-транс", ИНН 3245005428, ОГРН 1073245000839, зарегистрированное по адресу: 241520, <адрес>, по состоянию на <дата> указанное транспортное средство зарегистрировано в реестре системы взимания платы "Платон" за владельцем транспортного средства ООО "Экспресс-транс".
Оснований не доверять указанным выше документам у суда не имеется, поэтому суд считает их достоверными и допустимыми доказательствами по делу.
Данных, ставящих под сомнение реальность исполнения договора аренды транспортного средства, материалы дела не содержат и судом не установлено.
В обоснование несогласия с жалобой представитель административного органа сослался на обязанность собственника (владельца) транспортного средства по изменению регистрационных данных транспортного средства, считая, что уклонившись от своевременного внесения изменений в регистрационные данные автомобиля, правонарушитель распоряжается своими правами по своему усмотрению.
Между тем, в силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона понятие владельца транспортного средства предусматривает, что это собственник транспортного средства (за исключением лица, не достигшего возраста шестнадцати лет либо признанного недееспособным), или лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или один из родителей, усыновитель либо опекун (попечитель) лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекун недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства.
Внесение данных об арендаторе транспортного средства среди регистрационный действий, указанных в статье 10 Федерального закона от 03.08.2018 N 248-ФЗ, не поименовано, иными положениями названного Федерального закона не предусмотрено.
Таким образом, совокупность представленных доказательств позволяет сделать вывод о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство марки "МЕРСЕДЕС-БЕНЦ ACTROS грузовой тягач седельный" с государственным регистрационным знаком О 834 РЕ 32, находилось во владении и пользовании ООО "Экспресс-транс", которое, в соответствии со статьей 2.6.1 КоАП РФ, будучи пользователем предмета аренды, несет ответственность за соблюдение требований пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", соответственно, в действиях ООО "Автотехника" состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ, отсутствует.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО N <число> от <дата>, вынесенное в отношении ООО "Автотехника" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5. КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Автотехника" ФИО1 удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений Межрегионального террториального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по <адрес> N <число> от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Автотехника", отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии путем подачи жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Судья О.Н. Ефимов