Судебный акт #1 (Определение) по делу № 2-735/2023 ~ М-443/2023 от 30.03.2023

Дело № 2-731/2023

УИД 75RS0003-01-2023-000911-03

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2023 года город Чита

Железнодорожный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Страмиловой Н.В.,

при секретаре Фокиной О.С.,

с участием истцов Прищенко Т.Ю., Рахманиной Е.А., представителя истцов Любиной Н.Ю., представителя ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Федоровой В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Юдиной Татьяны Ивановны, Дуктовской Ирины Сергеевны, Виневского Бориса Александровича, Ткаченко Маргариты Михайловны, Галсановой Ольги Владимировны, Сорокиной Татьяны Викторовны, Прищенко Татьяны Юрьевны, Рахманиной Елены Анатольевны к ФКУ «Управление финансового обеспечения МОРФ по Восточному военному округу», ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», войсковой части 59313-20 о признании незаконными действий, взыскании районного коэффициента, северной надбавки, сумм премий, возмещении судебных расходов, направлении расчетных листов в определенную дату,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель по доверенности от истцов Любина Н.Ю. обратилась в Железнодорожный районный суд г. Читы Забайкальского края с исковыми заявлениями к ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Восточному военному округу», ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», ссылаясь на следующие обстоятельства. Истцы работают в войсковой части 59313-20 работниками склада, относится к числу лиц гражданского персонала. Войсковая часть 59313-20, в том числе её гражданский персонал, находится на финансовом обеспечении в ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю». Заключенными с истцами трудовыми договорами, с учётом последующих дополнительных соглашений к нему, применительно к оплате их труда, установлен оклад, надбавка в виде районного коэффициента и надбавка за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае, процентная надбавка за выслугу лет, а также дополнительные меры по усилению социальной защиты гражданского персонала в Вооружённых Силах Российской Федерации. При этом, исходя из положений ТК РФ, а также разъяснений относительно их применения, районный коэффициент, надбавка за работу в районах Крайнего Севера, доплата за выслугу лет, ежемесячная премия и премия в соответствии с приказом МО РФ от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации» являются компенсационными и стимулирующими выплатами, не входящими в состав минимального размера оплаты труда и подлежащими в связи с этим начислению и выплате сверх минимального размера оплаты труда, что в отношении истцов не соблюдается и привело к образованию задолженности перед ними. Учитывая изложенное истцы в своих исковых заявлениях просили:

- «признать незаконными действия ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Восточному военному округу», связанные с включением при начислении заработной платы истцам в состав минимального размера оплаты труда районного коэффициента, надбавки за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае, процентной надбавки за выслугу лет согласно приказу от 18.09.2019 № 545, с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях премии (дополнительного материального стимулирования), установленной приказом МО РФ от 26.07.2010 № 1010, и премии экономии фонда оплаты труда;

- взыскать с ФКУ ««Управление финансового обеспечения МО РФ по Восточному военному округу» в пользу каждого из истцов недоначисленную и невыплаченную заработную плату;

- взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Восточному военному округу» стоимость юридических услуг;

- возложить на ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Восточному военному округу» обязанность исчислять свыше минимального размера оплаты труда, а также внести пункт по получению работником расчётных листов до 10-го числа каждого месяца».

Представитель истцов Любина Н.Ю. в ходе судебного разбирательства заявленные исковые требования от имени каждого из истцов уточнила, просила:

- признать незаконными действия «Управление финансового обеспечения МО РФ по Восточному военному округу», связанные с включением при начислении заработной платы истцам в состав минимального размера оплаты труда районного коэффициента, надбавки за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае, процентной надбавки за выслугу лет согласно приказу от 18.09.2019 № 545, с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях премии (дополнительного материального стимулирования), установленной приказом МО РФ от 26.07.2010 № 1010, и премии экономии фонда оплаты труда;

- взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Восточному военному округу» в пользу каждого из истцов недоначисленную и невыплаченную заработную плату;

- взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Восточному военному округу» стоимость юридических услуг;

- взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Восточному военному округу» в пользу каждого из истцов компенсацию морального вреда;

- возложить на ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Восточному военному округу» обязанность исчислять свыше минимального размера оплаты труда, а также внести в пункт 5.2 трудового договора по получению работником расчётных листов до определенного числа каждого месяца.

    Судом 02.11.2023 года гражданские дела по исковым заявлениям Юдиной Т.И., Прищенко Т.Ю., Рахманиной Е.А., Сорокиной Т.В., Галсановой О.В., Ткаченко М.М., Виневского Б.А. Дуктовской И.С. объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена войсковая часть 59313-20, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований, - Министерство обороны РФ.

В судебном заседании истицы Прищенко Т.Ю., Рахманина Е.А. и их представитель Любина Н.В. заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержали. Также представитель истцов Любина Н.Ю. поддержала в судебном заседании исковые требования отсутствовавших в судебном заседании истцов.

Представитель ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Федорова В.И. в судебном заседании выразила несогласие с заявленными требованиями.

Ответчики - войсковая часть 59313-20, ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Восточному военному округу», в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещёнными о его дате, времени и месте, своих представителей не направили, представители указанных лиц направили в адрес суда свои возражения против удовлетворения заявленных исковых требований. Кроме того, до перерыва в настоящем судебном заседании участвовал представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Восточному военному округу» посредством видеоконференц-связи, возражал против удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь частью 5 статьи 167 ГПК РФ, суд рассмотрел гражданское дело при данной явке.

Заслушав в ходе судебного разбирательства объяснения лиц, участвующих в деле, представителя истцов, исследовав имеющиеся в материалах гражданского дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статья 2 ТК РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абзац седьмой статьи 2).

Работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 ТК РФ).

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Часть 1 статьи 56 ТК РФ определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Абзацем пятым части 2 статьи 57 ТК РФ к обязательным условиям, подлежащим включению в трудовой договор, отнесены условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Регулирование труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооружённых Сил Российской Федерации, имеет особенности, установленные статьёй 349 ТК РФ.

Частью 1 статьи 349 ТК РФ установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооружённых Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части 1 статьи 349 ТК РФ, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть 2 статьи 349 ТК РФ).

Частью 1 статьи 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка – это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 3 статьи 129 ТК РФ).

Оклад (должностной оклад) – это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 4 статьи 129 ТК РФ).

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – это минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 5 статьи 129 ТК РФ).

Статьёй 130 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.

В соответствии со статьёй 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть 1), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 3), а согласно части 2 статьи 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В силу статьи 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями 6 – 8 настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности). Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учётом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Конкретная сумма минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается статьёй 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с последующими изменениями) в едином размере для всей Российской Федерации без учёта каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников.

Из приведённого выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 ТК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдаёт премию, награждает ценным подарком, почётной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам (часть 2 статьи 191 ТК РФ).

По смыслу приведённых норм ТК РФ в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда может включать помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, что предполагает определение её размера, условий и периодичности выплаты (премирования) в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах и иных нормативных актах, содержащих нормы трудового права, то есть премия, которая входит в систему оплаты труда и начисляется регулярно за выполнение заранее утверждённых работодателем показателей, является гарантированной выплатой, и работник имеет право требовать её выплаты в установленном локальном нормативном акте, коллективном договоре размере при условии надлежащего выполнения своих трудовых обязанностей (статья 135 ТК РФ).

В отличие от премии, которая входит в систему оплаты труда, премия, предусмотренная частью 1 статьи 191 ТК РФ, исходя из буквального толкования этой нормы, является одним из видов поощрения работников работодателем за добросовестный и эффективный труд, применение которого относится к компетенции работодателя. Такая премия не является гарантированной выплатой (гарантированным доходом) работника, выступает лишь дополнительной мерой его материального стимулирования, поощрения, применяется по усмотрению работодателя, который определяет порядок и периодичность её выплаты, размер, критерии оценки работодателем выполняемых работником трудовых обязанностей и иные условия, влияющие как на выплату премии, так и на её размер, в том числе результаты экономической деятельности самой организации (работодателя).

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казённых учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» введение новых систем оплаты труда для работников и гражданского персонала осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации - в отношении гражданского персонала.

В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации» утверждены Размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации (приложение № 1 к настоящему приказу), Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации (приложение № 2 к настоящему приказу), Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации (приложение № 3 к настоящему приказу).

Согласно пункту 1 раздела I «Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера руководителям воинских частей и организаций» приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 руководителям воинских частей и организаций размеры компенсационных и стимулирующих выплат устанавливаются приказами должностных лиц, наделённых в отношении руководителей воинских частей и организаций полномочиями работодателя, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом руководителям воинских частей и организаций устанавливаются: 1) выплаты компенсационного характера: за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты, коэффициенты за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях, процентные надбавки к заработной плате); за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами; 2) выплаты стимулирующего характера: надбавка за выслугу лет - до 40 процентов должностного оклада в порядке, установленном настоящим приложением; надбавка за сложность, напряжённость и специальный режим работы - 100 процентов должностного оклада в пределах средств, предусмотренных на указанные цели фондом оплаты труда. Надбавка за сложность, напряжённость и специальный режим работы в ином размере устанавливается по решению Министра обороны Российской Федерации на основании ходатайств заместителей Министра обороны Российской Федерации, в которых указываются конкретные причины, послужившие основанием для данной выплаты; премии по результатам работы за установленный период (месяц, квартал, год) - в пределах средств, направляемых на указанные цели; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - до двух должностных окладов в порядке, установленном настоящим приложением. Размеры выплат надбавки за сложность, напряжённость и специальный режим работы и премии по результатам работы руководителям воинских частей и организаций определяются приказами должностных лиц, наделённых в отношении руководителей воинских частей и организаций полномочиями работодателя.

В пункте 2 раздела II «Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу» приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 приведён исчерпывающий перечень видов выплат компенсационного характера: выплаты гражданскому персоналу, занятому на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (пункты 4 - 10, 55 - 57, 61 - 66, 71 - 74, 77, 78 и 81 настоящего приложения); выплаты гражданскому персоналу за работу в местностях с особыми климатическими условиями (пункты 11 и 12 настоящего приложения); выплаты гражданскому персоналу за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (пункты 13 - 17, 58 - 60 и 75 настоящего приложения); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (пункты 18 - 20 настоящего приложения).

Пунктом 3 раздела II «Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу» приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 установлено, что выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.

В пункте 1 раздела III «Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу» приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 установлен исчерпывающий перечень видов выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (пункты 24, 25, 67 - 70, 76, 79, 80, 82 и 83 настоящего приложения); выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (пункты 26 - 37 настоящего приложения); премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38 - 54 настоящего приложения).

Согласно пункту 22 раздела III «Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу» приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются ему с учётом показателей и критериев оценки эффективности деятельности.

Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 23 раздела III «Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу» приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545).

В соответствии с пунктом 5 раздела II «Формирование фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций» приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 при формировании фонда оплаты труда учитываются следующие показатели (по состоянию на 1 октября года, предшествующего планируемому): 1) численность гражданского персонала воинских частей и организаций, предусмотренная штатами; 2) должностные оклады (тарифные ставки) в размерах, установленных настоящим приказом (в расчёте на год или количество месяцев содержания должностей); 3) выплаты компенсационного характера (в расчёте на год или количество месяцев содержания должностей) за работу: а) на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; в местностях с особыми климатическими условиями; со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, с шифрами - в фактически установленном на 1 октября текущего года размере; б) в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим приказом (кроме выплачиваемых за счёт экономии фонда оплаты труда), - из расчёта среднемесячных расходов по учётным данным текущего года. Выплаты компенсационного характера (за исключением районных коэффициентов и коэффициентов за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) по вакантным должностям (профессиям) в фонде оплаты труда не учитываются; 4) выплаты стимулирующего характера (в расчёте на год) по всем должностям (профессиям), включенным в расчёт фонда оплаты труда: а) надбавка за сложность, напряжённость и специальный режим работы - в фактически установленном размере по указанным в настоящем приказе должностям; б) надбавка за выслугу лет - в размере 4 должностных окладов (тарифных ставок); в) премия по результатам работы: по должностям профессорско-преподавательского состава военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны - в размере 5 должностных окладов; по профессиям водителей автомобилей, занятых обеспечением деятельности центрального аппарата Министерства обороны, - в размере 4,5 тарифных ставок; по остальным должностям (профессиям) - в размере 3 должностных окладов (тарифных ставок); г) ежемесячная надбавка гражданскому персоналу суворовских военных, Нахимовского военно-морского и военно-музыкального училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов, президентских кадетских училищ в размерах, установленных пунктом 70 приложения № 2 к настоящему приказу, из расчёта должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок), учитываемых в расчете фонда оплаты труда; д) единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - в размере двух должностных окладов (тарифных ставок); е) выплаты стимулирующего характера, установленные настоящим приказом (кроме выплачиваемых за счёт средств экономии фонда оплаты труда), - в фактически установленном размере.

Фонд оплаты труда определяется суммированием фонда должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок) и фондов выплат компенсационного и стимулирующего характера (пункт 6 раздела II «Формирование фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций» приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545).

Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1459 Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации», которым утверждён Порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации (далее - Порядок).

Согласно пункту 1 указанного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведённых на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооружённых Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооружённых Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооружённых Сил.

Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счёт экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооружённых Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала (пункт 2 Порядка).

В пункте 3 Порядка установлено, что размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учётом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооружённых Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.

Согласно статье 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статья 315 ТК РФ).

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчёта заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 316 ТК РФ).

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере (статья 317 ТК РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 07.12.2017 № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш» указал, что районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определённый в соответствии с установленной системой оплаты труда.

Из анализа положений приказа Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации», положений приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации» следует, что дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала войсковых частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, производимое в соответствии с этим приказами, осуществляется за счёт средств экономии фонда оплаты труда, является периодическим (ежемесячным), выплачивается в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей и, хотя прямо и не отнесено к составной части заработной платы, представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, объёма, качества и условий выполняемой им работы и, исходя из правовой природы этих выплат, позволяет включить их в состав той части заработной платы, который не должен быть ниже минимального размера оплаты труда.

Трудовым законодательством Российской Федерации допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере ниже минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда.

При этом районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах начисляются к заработной плате сверх установленного законом минимального размера оплаты труда.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, согласно представленным суду трудовым договорам и дополнительным соглашениям к ним истцы Юдина Т.И., Дуктовская И.С., Виневский Б.А., Ткаченко М.М., Галсанова О.В., Сорокина Т.В., Рахманина Е.А., Прищенко Т.Ю. являются работниками войсковой части 59313-20 из числа гражданского персонала.

Согласно договору № 10239 на обслуживание, заключенному между федеральным казённым учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю», в настоящее время, с учётом письма временно исполняющего обязанности начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Восточному военному округу» от 03.04.2019, исх. № 1/2980, о переименовании, – ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Восточному военному округу» и войсковой частью 59313-20 29.12.2017 года, начисление заработной платы и других денежных выплат гражданскому персоналу войсковой части 59313-20 осуществляет указанное учреждение.

Как следует из представленных суду расчётных листков истцов, а также сравнительного анализа их содержания, заложенного в возражениях ответчика – ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Восточному военному округу» относительно заявленных исковых требований, нарушение порядка оплаты труда истцов в спорный период ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Восточному военному округу» не допускалось, ежемесячный совокупный размер оплаты труда истцов в спорный период обеспечивался не ниже минимального, и не за счёт включения в состав оплаты труда районного коэффициента и процентной надбавки, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, что является недопустимым, а за счёт соответствующих доплат, включаемых в состав минимального размера оплаты труда.

При этом, суд не соглашается с доводами стороны истцов о необходимости начисления и выплаты процентной надбавки за выслугу лет сверх минимального размера оплаты труда, поскольку они противоречат приведённым выше нормам.

Размеры процентной надбавки за выслугу лет к должностным окладам, ставкам заработной платы (тарифным ставкам) гражданскому персоналу воинских частей и организаций установлены пунктом 26 Порядка определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010, такая надбавка является гарантированной ежемесячной выплатой, относящейся в соответствии с пунктом 21 Условий, размеров и порядка осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённых приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545, к числу выплат стимулирующего характера, а потому в силу положений статьи 129 ТК РФ позволяет отнести её к составным частям заработной платы, размер которой не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Приведенное соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в частности, Конституционными Судом Российской Федерации лишь в постановлении от 07.12.2017 № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш» указано на недопустимость начисления в составе минимального размера оплаты труда районного коэффициента и надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями, а в постановлении от 11.04.2019 № 17-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей 1 и 3 статьи 133, а также частей 1 - 4 и 11 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Ж» обращено внимание на то, что взаимосвязанные положения статьи 129, частей 1 и 3 статьи 133 и частей 1 - 4 и 11 статьи 133.1 ТК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований согласиться с доводами истцов о неверном порядке начисления ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Восточному военному округу» им заработной платы и наличием в связи с этим недоначисленной и невыплаченной заработной платы за спорный период, в связи с чем соответствующие исковые требования не подлежат удовлетворению.

Соответственно, суд оставляет без удовлетворения и исковые требования в части взыскания в пользу истцов компенсации морального вреда, поскольку нарушение их трудовых прав в результате начисления и выплаты им заработной платы в ходе судебного разбирательства не установлено, в то время как в соответствии со статьёй 237 ТК РФ работодателем подлежит возмещению моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя.

Не усматривает суд оснований и для удовлетворения исковых требований в части возложения на ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Восточному военному округу» обязанности включить в трудовые договоры, заключенные с истицами, пункт 5.2 о получении работниками расчётных листов в день получения заработной платы, ввиду следующего.

Частью 5 статьи 57 ТК РФ установлены обязательные для включения в трудовой договор условия, к числу которых указанное условие не относится.

Согласно правилу, установленному в абзаце одиннадцатом части 2 статьи 57 ТК РФ, другие условия являются условиями, обязательными для включения в трудовой договор, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом иными нормами трудового законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, также не установлена обязательность включения в трудовой договор условия о моменте вручения работодателем работнику расчётного листка.

В силу части 4 статьи 57 ТК РФ в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, перечень которых также приведён в данной номер.

Такой перечень также не содержит в себе условия, приведенного истцами

Частью 5 статьи 57 ТК РФ определено, что по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.

Из буквального толкования приведённой нормы следует, что иного характера условия могут быть внесены в трудовой договор, но исключительно по соглашению сторон трудового договора, соответственно, возложение на одну из сторон трудового договора такой обязанности в судебном порядке недопустимо.

Таким образом, исковое требование о возложении на ответчика - ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Восточному военному округу» обязанности включить в заключенные с ними трудовые договоры пункт 5.2 о получении работниками расчётных листов в день получения заработной платы, не основано на требованиях законодательства Российской Федерации, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Одновременно судом отмечается, что в соответствии с частями 1 и 2 статьи 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель путём формирования и выдачи расчётного листка обязан извещать в письменной форме каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; о размерах и об основаниях произведённых удержаний; об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Из имеющихся в материалах гражданского дела письменных доказательств, в частности, из представленных суду ответчиком – войсковой частью 59313-20 ведомостей по вручению расчётных листков, усматривается, что расчётные листки истцам вручаются, что ими в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.

Соответственно, приведённая обязанность ответчиками – ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Восточному военному округу» и войсковой частью 59313-20 исполняется.

Вместе с тем, использование в приведённой норме слов «при выплате» не позволяет утверждать о том, что расчётный листок подлежит обязательной выдаче работнику до дня выплаты ему заработной платы или не позднее дня такой выплаты.

Согласно части 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Принимая во внимание то обстоятельство, что решение состоялось не в пользу истцов, заявленные ими требования о взыскании судебных расходов в виде оплаты услуг представителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-197,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Юдиной Татьяны Ивановны, Дуктовской Ирины Сергеевны, Виневского Бориса Александровича, Ткаченко Маргариты Михайловны, Галсановой Ольги Владимировны, Сорокиной Татьяны Викторовны, Прищенко Татьяны Юрьевны, Рахманиной Елены Анатольевны к ФКУ «Управление финансового обеспечения МОРФ по Восточному военному округу», ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», войсковой части 59313-20 о признании незаконными действий, взыскании районного коэффициента, северной надбавки, сумм премий, возмещении судебных расходов, направлении расчетных листов в определенную дату оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г.Читы.

Судья Н.В. Страмилова

Решение в окончательной форме изготовлено 30.11.2023 года

2-735/2023 ~ М-443/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Дело присоединено к другому делу
Истцы
Галсанова Ольга Владимировна
Ответчики
ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Восточному военному округу"
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
Войсковая часть 59313-20
Другие
Любина Наталья Юрьевна
Ковалева Елена Вячеславовна
Министерство обороны РФ
Велибеков Нарудин Велибекович
Суд
Железнодорожный районный суд г. Читы Забайкальского края
Судья
_Страмилова Наталья Владимировна
Дело на странице суда
gd--cht.sudrf.ru
30.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2023Передача материалов судье
04.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2023Судебное заседание
29.06.2023Судебное заседание
08.08.2023Судебное заседание
14.09.2023Судебное заседание
05.10.2023Судебное заседание
02.11.2023Судебное заседание
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее