Дело № 2-2103/2021
УИД 51RS0001-01-2021-002034-24
Изготовлено 31.05.2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2021 года Октябрьский районный суд г. Мурманска
в составе председательствующего судьи Масловой В.В.,
при секретаре Бараковской Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волкова Т.И. к ФКУ Военный комиссариат Мурманской области, филиалу ФКУ «ОСК Северный флот» - Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота» о защите трудовых прав, взыскании заработной платы, компенсации за нарушение сроков выплат,
установил:
Волкова Т.И. обратилась в суд с исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области», ФКУ «ОСК СФ» - «Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота» о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты.
В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ принята на должность <данные изъяты> центра военно-врачебной комиссии отдела подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата Мурманской области.
09.01.2020 переведена на должность <данные изъяты> центра военно-врачебной экспертизы военного комиссариата Мурманской области, где работает по настоящее время.
07.05.2012 Президентом РФ подписан Указ №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», согласно которому Правительству РФ следует, в том числе, обеспечить повышение к 2018 году размер средней заработной платы врачей до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
В нарушение Указа Президента РФ № 597, повышение к 2018 году средней заработной платы врачей до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе не произведено.
В соответствии со справками о доходах физического лица за 2018, 2019 и 10 месяцев 2020 года средняя заработная плата истца осталась практически неизменной, и менее уровня средней зарплаты по региону.
Таким образом, полагает, что в отношении нее положения Указа № не реализованы, повышение заработной платы не произведено до настоящего времени.
Просит признать за ней право на повышение уровня заработной платы в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 №597 «о мероприятиях по реализации государственной политики» и взыскать в ее пользу невыплаченную заработную плату за период с 2018 по 2020 годы в размере 2.450.027 рублей 22 копейки, а также компенсацию за задержку выплаты заработной платы в сумме 307.326 рублей 77 копеек за 2018 год, 173.617 рублей 15 копеек – за 2019 год, 52.412 рублей 54 копейки – за 2020 год.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании Волкова Т.И. и ее представитель Рубан С.В. требования поддержали, дали пояснения, аналогичные изложенным в иске. Указали, что центры военно-врачебной экспертизы относятся к медицинским организациям особого типа и на них должно распространяться действие Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597. Полагают, что срок исковой давности по заявленным требованиям не пропущен, поскольку о нарушении права истцу стало известно из письма начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба ВС РФИО5, с которым она ознакомилась в начале 2021 года.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» Коматовский А.Е. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, просил в иске отказать в полном объеме. Указал на пропуск истцом срока исковой давности по части требований. Обратил внимание суда, что действие Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597 на центры военно-врачебной экспертизы не распространяется, поскольку оказанием медицинской помощи они не занимаются, осуществляя лишь мероприятия по медицинскому освидетельствованию граждан в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, что обусловлено иной сферой деятельности, которой для военных комиссариатов является не «здравоохранение и предоставление социальных услуг», а «деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности».
Представитель ответчика ФКУ «ОСК СФ» - «Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота» Вострякова Е.Л. в судебное заседание не явилась, направила ходатайство с просьбой о рассмотрении дела без ее участия. Ранее в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагала их основанными на неправильном применении норм действующего законодательства. Поддержала позицию, изложенную представителем ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области». Указала, что ФКУ «ОСК СФ» - «Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота» не является надлежащим ответчиком, поскольку работодателем истца, обязанным выплачивать заработную плату, не является. Просила в иске отказать.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит, в том числе, свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
В целях обеспечения эффективной защиты работников посредством национальных законодательств и практики, разрешения проблем, которые могут возникнуть в силу неравного положения сторон трудового правоотношения, Генеральной конференцией Международной организации труда дата принята Рекомендация N 198 "О трудовом правоотношении".
В пункте 2 Рекомендации МОТ о трудовом правоотношении указано, что характер и масштабы защиты, обеспечиваемой работникам в рамках индивидуального трудового правоотношения, должны определяться национальным законодательством или практикой либо и тем, и другим, принимая во внимание соответствующие международные трудовые нормы.
Пунктом 9 Рекомендации МОТ предусмотрено, что для целей национальной политики защиты работников в условиях индивидуального трудового правоотношения существование такого правоотношения должно в первую очередь определяться на основе фактов, подтверждающих выполнение работы и выплату вознаграждения работнику.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
В соответствии с требованиями статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор заключается в письменной форме, а условие о размере оплаты труда является существенным условием трудового договора, любые изменения в размере оплаты труда должны быть оформлены в письменной форме.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 1 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе следующие условия: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 191 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Таким образом, система оплаты труда применительно к статье 135 Трудового кодекса РФ включает фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса РФ); доплаты, надбавки компенсационного характера с учетом определенных условий работы (например, ст. 146 Трудового кодекса РФ - оплата труда в особых условиях; ст. 147 Трудового кодекса РФ - оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; ст. 148 Трудового кодекса РФ - оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; адрес ст. 149 адрес - оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных); доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 Трудового кодекса РФ - поощрения за труд).
При этом установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда, и издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется, размер же компенсационных выплат зависит от затрат работника, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей или условий выполнения работы, а размер стимулирующих выплат определяется работодателем с учетом его оценки выполненных работником трудовых обязанностей, объема работы, личного вклада работника в результаты деятельности организации.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Волкова Т.И. принята на работу в Военный комиссариат Мурманской области на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ на должность врача-отоларинголога (члена комиссии) военно-врачебной комиссии отдела (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата Мурманской области. Трудовой договор заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительным соглашением № № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору с 01.11.2017 Волкова Т.И. переведена на постоянную должность.
Последняя занимаемая должность – врач-отоларинголог центра (военно-врачебной экспертизы) военного комиссариата Мурманской области (дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ).
Пунктом 4.1 трудового договора работнику установлен должностной оклад в размере 11.760 рублей.
В соответствии с пунктом 4.3 трудового договора работнику устанавливаются следующие надбавки:
- процентная надбавка за работу в районе Крайнего Севра – 80%;
- районный коэффициент к заработной плате – 50%;
- процентная надбавка за выслугу лет в размере – 40 %;
- процентная надбавка за работу с вредными условиями труда – 4 %;- месячная премия в соответствии с коллективным договором в размере до 25% должностного оклада;
- единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за год в размере до двух должностных окладов;
- другие стимулирующие надбавки и доплаты в соответствии с коллективным договором и локальными нормативными актами организации.
В силу пункта 4.4 трудового договора заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца (5 и 20 числа каждого месяца).
Дополнительными соглашениями к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ Волкова Т.И. изменялся должностной оклад, и на дату рассмотрения спора он составил 12.760 рублей.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, между трудовым коллективом и военным комиссаром Мурманской области 28.02.2017 заключен коллективный договор на 2017 -2019 годы.
Согласно подпункту «в» пункта 2 раздела 2.2 Коллективного договора, работодатель устанавливает выплаты стимулирующего и компенсационного характера. Конкретный перечень, критерии выплат и их размеры устанавливаются Положением об оплате труда гражданского персонала Мурманской области.
Из подпункта «д» пункта 2 раздела 2.2 Коллективного договора следует, что работодатель выплачивает заработную плату, установленную в соответствии с системой оплаты труда гражданского персонала учреждений Министерства обороны РФ, 5 и 20 числа каждого месяца, путем перечисления на указанный в заявлении работника расчетный счет в банке.
Пунктом 5 раздела 2.2 Коллективного договора предусмотрено, что премирование работников за основные результаты работы, выплату надбавок и доплат стимулирующего, компенсационного характера работодатель производит на основании Положения об оплате труда работников военного комиссариата Мурманской области, утверждаемого военным комиссаром с учетом мнения Совета трудового коллектива и являющегося приложением №1 к настоящему Договору.
Согласно Положению об оплате труда работников военного комиссариата Мурманской области, утвержденного военным комиссаром Мурманской области от 28.02.2017 (далее – Положение об оплате труда), оно разработано в соответствии с пунктом 4 приказа Минобороны России от 23.04.2014 №255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 №583» и призвано определить систему оплаты труда гражданского персонала военного комиссариата Мурманской области, в том числе его территориально обособленных подразделений.
В соответствии с разделом III Положения об оплате труда, выплаты стимулирующего характера – выплаты, направленные на стимулирование работников к качественному результату труда, а также поощрения за выполненную работу.
Лицам из числа гражданского персонала военного комиссариата Мурманской области устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:
- надбавка за выслугу лет;
- премиальные выплаты по итогам работы – гражданскому персоналу военного комиссариата Мурманской области за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и достигнутые результаты производится выплата по результатам работы за месяц. Выплата премии осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели фондом оплаты труда, и производится на основании приказа военного комиссара с указанием конкретной суммы премии каждому работнику;
- премиальные выплаты из экономии фонда заработной платы;
- единовременное денежное вознаграждение по итогам года;
- надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы.
07 мая 2012 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее - Указ Президента РФ от 05.07.2012 N 597).
Пунктами 1 и 3 Указа Президента РФ от 05.07.2012 N 597 предусмотрено повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, а на Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ возложена обязанность предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом.
Выплаты стимулирующего характера, предусмотренные Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597, не являются постоянными выплатами, предусмотренным системой оплаты труда, а относятся к социальным выплатам, направленным на дальнейшее совершенствование государственной социальной политики, повышение заработной платы определенных категорий работников.
В рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 с целью привлечения в государственные и муниципальные медицинские организации квалифицированных специалистов и ликвидации оттока медицинских кадров в частные медицинские организации распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р была утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 г.г.
Согласно разделу IV распоряжения Правительства РФ от 26.11.2012 N2190-р критерии, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений устанавливаются локальными нормативными актами учреждений, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами и определяются с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности учреждения.
При определении потребности в бюджетных ассигнованиях за счет бюджетов всех уровней на увеличение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в целях совершенствования системы оплаты труда работников в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 и от 1 июня 2012 года N 761 учитывается нормативная численность работников для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 года N 2599-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения" установлено, что реализация "дорожной карты" призвана обеспечить становление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг. Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения" является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников. Результатом успешной реализации "дорожной карты" является выполнение целевых показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 02 июня 2014 года N 380 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности мероприятий по охране здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан" в 2014 и последующих годах в Министерстве обороны Российской Федерации" целью Плана мероприятий "дорожной карты" "Повышение эффективности мероприятий по охране здоровья военнослужащих, отдельных категорий граждан" (далее - "дорожная карта") является укрепление здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан, в том числе снижение показателей заболеваемости, путем повышения качества предоставляемых им медицинских услуг на основе повышения эффективности деятельности военно-медицинских организаций Министерства обороны, в штате которых состоят работники, занимающие должности младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), врачи, а также работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) (далее - медицинские работники).
Реализация "дорожной карты" позволяет установить действенные механизмы зависимости уровня оплаты труда медицинских работников ВМО от объема и качества предоставляемых военнослужащим и отдельным категориям граждан медицинских услуг.
Повышение качества оказываемых военнослужащим и отдельным категориям граждан медицинских услуг невозможно обеспечить без привлечения высококвалифицированных специалистов. При этом одним из основных компонентов реформирования отраслей бюджетной сферы (включая здравоохранение) является оплата труда, которая рассматривается в современных условиях как эффективный инструмент управления персоналом в целях повышения качества оказываемых услуг.
"Дорожной картой" устанавливаются показатели деятельности, направленной на повышение эффективности работы ВМО в целом, ее филиалов и структурных подразделений, а также руководителей и медицинских работников. При этом в отношении неэффективно функционирующих ВМО принимаются решения по их реорганизации, реорганизации их филиалов и структурных подразделений или реорганизации программ, в соответствии с которыми функционируют ВМО. Результатом успешной реализации "дорожной карты" является повышение эффективности деятельности ВМО путем достижения ими целевых показателей, включая основные показатели (индикаторы) состояния здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан, и повышение оплаты труда медицинских работников по результатам деятельности ВМО.
Согласно Плану мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности мероприятий по охране здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан", утвержденному Приказом Министра обороны РФ от 02.06.2014 N 380, определен круг медицинских работников и работников, обеспечивающих условия для предоставления медицинских услуг, имеющих право на получение стимулирующих выплат. Назначение стимулирующих выплат поставлено в зависимость от результатов труда и качества оказываемой медицинской помощи. В этом приказе установлено соответствие средней заработной платы медицинских работников, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации в 2016 году 159,6%, в 2017 и 2018 году 200%.
До федеральных казенных учреждений бюджетные ассигнования доводятся главными распорядителями бюджета, главным распорядителем бюджета может являться Министерство здравоохранения РФ, Министерство обороны РФ.
Проанализировав нормы действующего трудового законодательства, представленные по делу доказательства в совокупности с обстоятельствами дела, Положение об оплате труда работников военного комиссариата Мурманской области, Коллективный договор от 28.02.2017, указанные выше нормативно-правовые акты, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку по условиям заключенного с истцом трудового договора и действующих у работодателя локальных нормативных актов, регулирующих вопросы оплаты труда и премирования работников, спорная выплата не является гарантированной, отнесена к выплатам стимулирующего характера и производится работодателем при наличии определенных условий.
При этом система оплаты труда, установленная внутренними локальными актами ответчика, не ухудшает положение истца по сравнению с трудовым законодательством.
В спорный период времени истцу выплачивались причитающиеся ей денежные средства в размере, определенном трудовым договором, в редакции дополнительных соглашений к нему, и в порядке, установленном локальным актом работодателя, регулирующим вопросы оплаты труда работников, что подтверждено документально и не оспаривается истцом.
Кроме того, суд находит обоснованными доводы ответчика о том, что «Дорожная карта» разработана и реализуется для военно-медицинских организаций Министерства обороны, к которым военные комиссариаты не относятся, поскольку военные комиссариаты и их структурные подразделения, в том числе, Центр военно-врачебной экспертизы, не оказывают медицинскую помощь в целях укрепления здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан, а осуществляют мероприятия по медицинскому освидетельствованию граждан в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, что обусловлено иной сферой деятельности, которой для военных комиссариатов является не «здравоохранение и предоставление социальных услуг», а «деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности».
Медицинская деятельность осуществляется лишь в пределах, ограниченных поставленными перед военными комиссариатами задачами, перечисленными в пунктах 20, 21 и 41.1 раздела II Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 года № 1609, в то время как целевыми индикаторами «Дорожной карты» являются, в том числе, основные показатели здоровья военнослужащих (снижение смертности военнослужащих проходящих службу по призыву и по контракту, снижение заболеваемости военнослужащих острыми респираторными инфекциями).
Таким образом, судом установлено, что основным видом деятельности ответчика не является медицинская деятельность.
Более того, как установлено судом, применительно к медицинской деятельности, осуществляемой военными комиссариатами при решении поставленных перед ними задач, какие-либо целевые показатели и критерии оценки эффективности данной деятельности для назначения стимулирующих выплат состоящим в штатах военных комиссариатов медицинским работникам в зависимости от результатов их труда, в том числе, количества и качества оказываемых медицинских услуг, в Минобороны России не разрабатывались и не утверждались.
Полномочий на самостоятельную разработку условий доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и субсидий, определения целевых показателей и критериев оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат у Военного комиссариата Мурманской области, являющегося федеральным казенным учреждением, не имеется.
Кроме того, ФКУ «ОСК СФ» - «Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота» заявленный истцом в качестве соответчика, работодателем истца, обязанным выплачивать заработную плату согласно трудовому договору, не является, решений по причитающимся работникам выплатам не принимает, лимиты денежных средств доводятся непосредственному работодателю Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Мурманской области».
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Волкова Т.И.
При этом суд признает обоснованными доводы ответчика о частичном пропуске истцом срока исковой давности, поскольку в силу статьи 392 ТК РФ, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Учитывая, что Указ Президента РФ №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», на основании которого истцом заявлены требования о признании права на повышение уровня заработной платы и взыскании задолженности по заработной плате, подписан 07.05.2012, за разрешением индивидуального трудового спора Волкова Т.И. согласно почтовому штемпелю, обратилась 18.03.2021, суд приходит к выводу что по требованиям о взыскании заработной платы за 2018 год, за 2019 год и по февраль 2020 года включительно истцом пропущен срок исковой давности, уважительных причин пропуска срока не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 57, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Волкова Т.И. к ФКУ Военный комиссариат Мурманской области, филиалу ФКУ «ОСК Северный флот» - Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота» о защите трудовых прав, взыскании заработной платы, компенсации за нарушение сроков выплат оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.В. Маслова