Уголовное дело № 1-107/2024
Приговор
Именем Российской Федерации
13 мая 2024 г. г. Балашиха
Реутовский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Кошкорева А.В., при секретаре судебного заседания Карабутовой Э.А., с участием государственных обвинителей: военного прокурора 42 военной прокуратуры гарнизона полковника юстиции ФИО1, а также помощника этого военного прокурора лейтенанта юстиции ФИО2, подсудимого Алмазова Г.В. и его защитника – адвоката ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия Реутовского гарнизонного военного суда в г. Балашихе Московской области, уголовное дело в отношении военнослужащего войсковой части №, проходящего военную службу по контракту, младшего сержанта
Алмазова Г.В., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, со средним профессиональным образованием, состоящего в браке, имеющего на иждивении ребенка 2009 г.р., ранее не судимого, зарегистрированного по адресу: <адрес>, фактически проживающего по адресу: <адрес>,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ,
установил:
1 февраля 2024 г. в 02-м часу, Алмазов, находясь в спальном расположении на 3-м этаже казармы № войсковой части №, в <адрес>, будучи недовольным прибытием в названное расположение военнослужащего рядового ФИО4 из другого подразделения, в грубой нецензурной форме, в комнате досуга этой же казармы, высказывал претензии последнему по этому поводу.
Рядовой Потерпевший , исполнявший в вышеуказанный день и время обязанности в составе суточного наряда в качестве дневального в спальном расположении на 3-м этаже казармы № войсковой части №, увидев происходящее, по средствам телефонной связи, доложил дежурному по роте о действиях Алмазова по отношению к ФИО4.
В указанный день во 2-м часу на 3-м этаже казарме № войсковой части № в месте несения службы дневальным, Алмазов, являющийся начальником по воинскому званию по отношению к рядовому Потерпевшему, будучи недовольным его вышеуказанными действиями, связанным с докладом дежурному по роте о его действиях в отношении ФИО4, желая наказать за это потерпевшего, умышлено из ложно понятых интересов службы, в нарушение требований ст. 16, 19, 24, 67, 75, 78, 79 и 81 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и ст. 1- 3, 6 и 7 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 № 1495, нанес Потерпевшему удар кулаком правой руки, с находящейся в нем трубкой стационарного телефона, в область левой брови потерпевшего, то есть совершил действия, явно выходящие за пределы его должностных полномочий, связанные с применением физического насилия к последнему. В результате вышеуказанных действий Алмазова у Потерпевшего образовалось рассечение брови и пошла кровь, а также потерпевшему причинена физическая боль, нравственные страдания, также он унизил его честь и достоинство как подчиненного, чем существенно нарушил его права и законные интересы, а также охраняемые законом интересы государства — порядок прохождения военной службы, правила взаимоотношений между командиром (начальником) и подчиненными. В связи с полученной травмой Потерпевший в период с 1 по 13 февраля 2024 г. находился на стационарном лечении.
В судебном заседании подсудимый Алмазов виновным себя в предъявленном обвинении признал полностью. Из оглашенных в суде показаний Алмазова следует, что 1 февраля 2024 г. около 02 часов, будучи недовольным прибытием на 3-й этаж казармы № военнослужащего другого подразделения - рядового ФИО4, он отвел его в комнату досуга, находящуюся рядом с местом несения службы дневальным, где в грубой нецензурной форме высказывал ему претензии и требовал написать объяснительную. Эти его действия видел и слышал потерпевший . После чего, выйдя из комнаты досуга, он увидел, как Потерпевший докладывал о произошедшем по телефону. В этот момент он выхватил у Потерпевшего телефонную трубку и нанес один удар кулаком правой руки, в котором находилась телефонная трубка, в лицо потерпевшему от чего у него появилось рассечение брови и пошла кровь.
Помимо личного признания подсудимым своей вины, его виновность в предъявленном обвинении подтверждается следующими доказательствами.
Согласно копии контракта от 18 декабря 2023 г. о прохождении военной службы Алмазовым, приказом начальника пункта отбора на военную службу по контракту <адрес> от 18 декабря 2023 г. №, младший сержант Алмазов с 18 декабря 2023 г. проходит военную службу по контракту в войсковой части № на должности мастера отделения <данные изъяты>).
На основании приказа командира войсковой части № от 30 января 2024 г. № и книги назначения суточных нарядов войсковой части № Потерпевший заступив в суточный наряд в качестве дневального с 31 января по 1 февраля 2024 г.
Из оглашенных в судебном заседании показаний потерпевшего следует, что 1 февраля 2024 г. в 02 часу он нес службу в составе суточного наряда в качестве дневального на 3-м этаже в казарме №. В указанный день и время в расположение казармы № прибыл военнослужащий по призыву другого подразделения рядовой ФИО4. Подсудимый, находившееся в этот момент рядом с входной дверью и местом несения службы дневальным, увидев ФИО4, отвел его в комнату досуга, находящейся поблизости от места несения службы дневальным, где в грубой нецензурной форме начал по надуманному поводу, высказывать ему претензии и требовать написания объяснительной. В связи с этим он решил доложить по телефону о происходящем дежурному по роте. В момент его доклада дежурному по роте, подсудимый, подойдя к нему, выхватив у него телефонную трубку, нанес ему один удар кулаком, в которой находилась указанная трубка, в левую бровь. От удара он, испытав сильную боль в голове, упал, после чего у него пошла кровь и закружилась голова.
Вышеуказанные показания подсудимого и потерпевшего повреждаются протоколами следственных экспериментов от 21 и 24 марта 2024 г., проведенных с подсудимым и потерпевшим, соответственно, в ходе которых подсудимый и потерпевший, каждый в отдельности, подтвердив свои показания, продемонстрировали механизм применения насилия подсудимым к потерпевшему 1 февраля 2024 г. во 02 часу в спальном помещении 3-м этаже казармы № войсковой части №.
Из оглашенных в суде показаний свидетеля ФИО5 следует, что он 31 января 2024 г. заступил в суточный наряд в качестве дежурного по роте. При этом Потерпевший заступил в этот же суточный наряд в качестве дневального с местом несения службы на 3-м этаже казармы №. 1 февраля 2024 г. в 02-м часу находясь на 4-м этаже казармы ему от дневального на этом же этаже стало известно о том, что Потерпевший просит его прибыть на 3-й этаж. Спустившись на 3-й этаж, возле места несения службы дневальным, он увидел Алмазова, ФИО4 и Потерпевшего, у которого из левой брови текла кровь. В последующем со слов Потерпевшего ему стало известно о совершенных ранее действиях Алмазова в отношении ФИО4, а также обстоятельства нанесения Алмазовым ему удара кулаком, в котором находилась трубка стационарного телефона в область левого виска, от чего он испытал сильную боль в голове и у него закружилась голова.
Показания потерпевшего и подсудимого Алмазова, также подтверждаются оглашёнными показаниями свидетеля ФИО4, согласно которым 1 февраля 2024 г. в 02-м часу он прибыл в помещение казармы № на 3-м этаже. В этот момент подсудимый, находившийся рядом с местом несения службы дневальным, сразу отвел его в комнату досуга, которая располагается рядом с местом несения службы дневальным, где в грубой форме на повышенных тонах, по надуманному им поводу, стал предъявлять ему претензии и требовать написать объяснительную. После чего Алмазов вышел из комнаты досуга, а он остался в ней. Спустя 5 минут он вышел из комнаты и увидел у места несения службы дневальным дежурного по роте ФИО5, Алмазова и Потерпевшего, у которого из левой брови текла кровь. Со слов Потерпевшего ему стало известно о том, что в момент, когда подсудимый вышел из комнаты досуга, подойдя к потерпевшему, выхватил у него из руки телефонную трубку и он нанес ему удар кулаком с зажатой в нем телефонной трубкой в левый висок, от чего он почувствовал сильную боль в голове и у него закружилась голова.
Также показания подсудимого, потерпевшего и свидетелей подтверждаются протоколом осмотра места происшествия от 23 марта 2024 г. спального расположения на 3-м этаже казармы № войсковой части №, где подсудимый 1 февраля 2024 г. во 02-м часу нанес потерпевшему удар кулаком с зажатой в нем телефонной трубкой в левую бровь. В ходе данного следственного действия был осмотрен и изъят телефон SIEMENS euroset 2005.
Заключением эксперта № от 22 марта 2024 г. у Потерпевшего имелись повреждения в виде ушибленной раны левой бровной области и закрытый черепно-мозговой травмы с сотрясением головного мозга 3-х недель (менее 21 дня), что квалифицируется как лёгкий вред здоровью. При этом вышеуказанные повреждения у Потерпевшего возникли от воздействия тупого твердого предмета или от удара о таковой. Местом приложения травмирующей силы являлась область локализации повреждения – раны.
Иным доказательствам, исследованным в судебном заседании, суд оценку в приговоре не приводит, поскольку они непосредственно не связаны с обстоятельствами, подлежащими доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, в связи с предъявленным Алмазову обвинением.
Приведенные выше доказательства, в том числе показания подсудимого, потерпевшего, оглашенные показания свидетелей ФИО5 и ФИО4 в их совокупности, суд признает достоверными и достаточными для вывода о виновности подсудимого. В связи с чем в основу обвинительного приговора суд кладет вышеуказанные доказательства, показания потерпевшего , свидетелей ФИО5 и ФИО4 а также показания самого подсудимого Алмазова, которые согласуются между собой по фактическим обстоятельствам, совпадают в деталях и не вызывают сомнения в своей достоверности.
Таким образом, Алмазов, являясь начальником по отношению к Потерпевшему, 1 февраля 2024 г. во 02-м часу, находясь в спальном помещении на 3-м этаже казармы № войсковой части №, при изложенных в описательной части приговора обстоятельствах, применил физическое насилие к Потерпевшему, причинив последнему физическую боль, нравственные и душевные страдания, чем существенно нарушил права и законные интересы Потерпевшего, а также охраняемые законом интересы государства с применением насилия, то есть совершил умышленные действия, явно выходящие за пределы его полномочий, что суд квалифицирует, как превышение должностных полномочий с применением насилия, то есть преступление, предусмотренное п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ.
При назначении Алмазову наказания суд учитывает признание им вины и раскаяние в содеянном, привлечение к уголовной ответственности впервые, влияние наказания на условия жизни его семьи, а также на его исправление, характеристику по военной службе, состояние здоровья его, также учитывает нахождение на его иждивении нетрудоспособной супруги и ее дочери 2009 г.р., которым он оказывает помощь, наличие ведомственной награды, желание убыть в зону проведения специальной военной операции.
Кроме этого, из материалов дела усматривается, что Алмазов в ходе предварительного следствия, в ходе допроса в качестве обвиняемого, а также иных следственных действиях давал подробные показания, в которых сообщал об обстоятельствах совершения им преступления, а также поскольку эти показания, в том числе положены в основу настоящего приговора, то такое поведение Алмазова свидетельствует об активном способствовании им расследованию преступления. В связи с чем, в качестве обстоятельства, смягчающего наказание подсудимому, на основании п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ, суд признает его активное способствование раскрытию и расследованию преступления.
Также суд принимает во внимание мнение потерпевшего, который в суде пояснил, что подсудимый принес ему извинения, и он их принял.
Органами предварительного расследования в качестве отягчающего обстоятельства наказания признано совершение Алмазовым противоправного деяния в период мобилизации.
В соответствии с п. «л» ч. 1 ст. 63 УК РФ обстоятельством, отягчающим наказание, является совершение преступления, в том числе в период мобилизации.
Однако, сам по себе факт действия в период инкриминируемого Алмазову преступления на территории Российской Федерации частичной мобилизации не может безусловно признаваться обстоятельством, отягчающим ему наказание. В обвинительном заключении вопрос о влиянии преступных действий Алмазова на мобилизационные мероприятия и их какую-либо взаимосвязь не описан вовсе и в суде не установлен, каких-либо доказательств, свидетельствующих о влиянии периода мобилизации на совершенные Алмазовым преступных действий или использования подсудимым данного режима при совершении преступления, государственным обвинителем не представлено. В этой связи отсутствуют основания для признания в качестве обстоятельства, отягчающего Алмазову наказания, совершение преступления в период мобилизации, предусмотренного п. «л» ч. 1 ст. 63 УК РФ.
Наличие вышеуказанных смягчающих наказание обстоятельств, при отсутствии отягчающих обстоятельств, в совокупности с данными о личности Алмазова, а также то, что он совершил преступление из ложно понятых интересов военной службы, суд расценивает их как исключительные, существенно снижающие степень общественной опасности, в связи с чем полагает возможным применить, при назначении наказания подсудимому положения ч. 1 ст. 64 УК РФ, не назначая подсудимому обязательное дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Кроме этого, на основании изложенного выше, суд считает возможным исправление и перевоспитание Алмазова без изоляции от общества, без реального отбывания наказания, в связи с чем суд, при назначении наказания, применяет положения ст. 73 УК РФ.
Вместе с тем суд считает, что в силу ч. 6 ст. 15 УК РФ оснований для изменения категории совершенного подсудимым преступления на менее тяжкую не имеется.
Вопрос о судьбе вещественных доказательств подлежит разрешению в соответствии с положениями ст. 81 УПК РФ.
Избранную в отношении Алмазова меру пресечения, в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, суд полагает возможным сохранить до вступления приговора в законную силу.
Разрешая вопрос о процессуальных издержках, состоящих из вознаграждения защитнику по назначению на предварительном следствии в размере 6584 рубля и в суде, в размере 3 292? рублей, на основании п. 5 ч. 2 ст. 131 и ч. 1 ст. 132 УПК РФ, надлежит взыскать с Алмазова в доход федерального бюджета, поскольку имущественной несостоятельности подсудимого не установлено.
Руководствуясь ст. 302-304, 307-309 УПК РФ, суд
приговорил:
Алмазова Г.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ, на основании которой назначить ему наказание, с применением ст. 64 УК РФ, в виде лишения свободы на срок 3 года.
На основании ст. 73 УК РФ назначенное Алмазову Г.В. наказание, в виде лишения свободы, считать условным с испытательным сроком 2 (два) года, в течение которого осужденный должен своим поведением доказать свое исправление.
В соответствии с ч. 5 ст. 73 УК РФ возложить на условно осужденного Алмазова Г.В. обязанность в течение испытательного срока не менять постоянного места жительства, без уведомления командира воинской части в период его военной службы, а также специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, в случае его увольнения с военной службы.
Меру пресечения в отношении Алмазова Г.В. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, до вступления приговора в законную силу, оставить без изменения.
Вещественное доказательство по делу: стационарный телефон SIEMENS euroset 2005, указанный в т. 1 л.д. 228, считать возвращенным по принадлежности.
Процессуальные издержки в размере 9 876? (девять тысяч восемьсот семьдесят шесть) рублей взыскать с Алмазова Г.В. в федеральный бюджет.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Реутовский гарнизонный военный суд в течении 15 суток со дня его постановления.
В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе участвовать в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.
Председательствующий А.В. Кошкорев