Дело № 11-88/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июля 2022 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Морева Е.А.,
при секретаре Столбушкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ООО «Экостройресурс» по доверенности Янчуркиной Н.В. на решение мирового судьи судебного участка № 2 Свердловского судебного района г. Костромы по гражданскому делу по иску Шильникова Дениса Андреевича к ООО «Экостройресурс» об обязании произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Шильников Д.А. обратился в суд с иском к ООО «Экостройресурс» об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 01.05.2020 по 30.04.2021, взыскании компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что он является собственником квартиры по адресу: <адрес>, д, 4Б, <адрес>. С 16.10.2019 по настоящее время все зарегистрированные в квартире лица в связи с временным переездом проживают в г. Кострома. 23.05.2021 истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за вышеуказанный период, которое было оставлено без удовлетворения. В связи с отказом истцом пережиты нравственные страдания. Просил обязать ООО «Экостройресурс» произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 01.05.2020 по 30.04.2021, взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
Решением мирового судьи судебного участка №2 Свердловского судебного района г. Костромы от 6 октября 2021 года исковые требования Шильникова Дениса Андреевича удовлетворены частично. Суд обязал ООО «Экостройресурс» в течение 5 рабочих дней со дня вступления настоящего решения в законную силу осуществить перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами по лицевому счету № в связи с отсутствием потребителей коммунальной услуги в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>Б, <адрес>, за период с 1 мая 2020 года по 30 апреля 2021 года. Судом взыскана с ООО «Экостройресурс» в пользу Шильникова Дениса Андреевича компенсация морального вреда в размере 1000 рублей. Кроме того, с ООО «Экостройресурс» в доход бюджета городского округа г.Кострома взыскана государственная пошлина в размере 700 руб.
Апелляционным определением Свердловского районного суда г. Костромы от 27 декабря 2021 года вышеуказанное решение мирового судьи судебного участка № 2 Свердловского судебного района г. Костромы от 6 октября 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя ООО «Экостройресурс» без удовлетворения.
Кассационным определением второго кассационного суда общей юрисдикции от 05 мая 2022 года апелляционное определение Свердловского районного суда г. Костромы от 27 декабря 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Не согласившись с данным решением, представитель ООО Экостройресурс» обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение мирового судьи судебного участка №2 Свердловского судебного района г. Костромы от 06.10.2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В жалобе указала, что Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в приказе от 29.12.2018 № 1023 «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения» утверждены нормативы накопления ТКО на территории 10 городских округов Самарской области (к числу которых относится г. Самара) на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов в размере 0,091 м3/год. Перерасчету в связи с временным отсутствием гражданина подлежит услуга по обращению с ТКО только в том случае, если размер платы за услугу по обращению с ТКО в жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО, рассчитанных на 1 человека. Таким образом, только в случае принятия органами государственной власти субъектов РФ решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из количества постоянно и временно проживающих граждан в жилом помещении и установления соответствующего норматива накопления ТКО на 1 человека, применяется перерасчет услуги по обращению с ТКО, в связи с изменением количества расчетных единиц в связи с временным отсутствием гражданина в жилом помещении по установленной постановлением Правительства РФ формуле 9(1) приложения № 2 к Правилам № 354. На территории г. Самары, где расположено жилое помещение истца (<адрес>Б, <адрес>), Как указывалось ранее, Министерством энергетики и ЖКХ Самарской области принято решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абз. 2 п. 148(30) Правил № 354, что не предусматривает зависимость размера платы от количества постоянно или временно проживающих лиц. Законодателем не предусмотрен порядок перерасчета коммунальной услуги по обращению с ТКО в случае отсутствия постоянно или временно проживающих в жилом помещении, когда расчетной единицей, в отношении которой установлен норматив накопления ТКО, является 1 кв.м. Обращают внимание суда на тот факт, что при временном отсутствии гражданина в жилом помещений все расчетные единицы, предусмотренные формулой 9(2) приложения №2 Правил №354 (такие как площадь жилого помещения, норматив накопления ТКО на 1 кв.м., тариф) остаются неизменными. Правила № 354 в этой части никем не оспорены и являются действующими. Изменения в указанной части в Правила № 354 в установленном законом порядке не внесены. Вследствие этого, вывод суда о том, что право на перерасчет платы за услугу по обращению с ТКО у граждан при определенных условиях имеется, несмотря на то, что в Самарской области плата за вывоз ТКО начисляется в зависимости от общей площади жилого помещения, неверен. В связи с этим отсутствие механизма перерасчета в указанном случае не лишает право на перерасчет, которое может быть решено истцом в рамках правотворческой инициативы о внесении соответствующих изменений в Правила № 354 в части определения порядка (методики) проведения пересчета платы за услугу по обращению с ТКО, размер платы за которую определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО, установленных на 1 кв.м. площади, либо посредством направления жалобы в Конституционный суд РФ о несоответствии Правил № 354 и Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 № 857 Конституции РФ в части установления полномочия органа государственной власти субъекта РФ принимать решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения. Таким образом, в силу ч. 11 ст. 155 ЖК РФ перерасчет услуги по обращению с ТКО в случае установления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения не предусмотрен действующим законодательством РФ. Данное обстоятельство является основанием для отмены решения суда в связи с применение закона, не подлежащего применению (п. 2 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ) и неправильным его истолкованием (п. 3 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ). На основании вышеизложенного, ответчик считает, что вывод мирового судьи о наличии методики перерасчета платы за услугу по обращению с ТКО в случае установления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, является неверным и противоречит нормам материального и процессуального права.
Представитель ответчика ООО «Экостройресурс» в судебном заседании не участвует, направили ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие, апелляционную жалобу поддержали по доводам, изложенным в ней.
Истец Шильников Д.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен, в письменном отзыве полагал решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Третье лицо Шильникова О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Третье лицо ООО УК «Юг-Сервис», извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилось.
Выслушав представителя ответчика, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Выслушав стороны, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагает на граждан и организации обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1). С момента возникновения права собственности на жилое помещение у собственника возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 5 части 2).
Как следует из ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела мировым судье установлено, что с 08.05.2018 Шильникову Д.А. и Шильниковой О.А. на праве совместной собственности принадлежит жилое помещение, общей площадью № кв.м., расположенное по адресу: <адрес>Б, <адрес>.
ФИО1, ФИО7, ФИО5, <дата> г.р., и ФИО6, <дата> г.р., зарегистрированы по месту жительства в указанной квартире с <дата>.
Региональным оператором <адрес> по обращению с твердыми коммунальными отходами является ООО «Экостройресурс».
Истцу начисляется плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО в отношении указанной квартиры по лицевому счету №. Размер платы за подобную услугу исчисляется исходя из нормативов, установленных Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 29.12.2018 г. №1023. Расчет начислений за услуги по вывозу ТКО региональный оператор производит по формуле: единица измерения (площадь объекта недвижимости) * предельный тариф (598,16 руб/м3) * 12 (количество месяцев в году).
Порядок расчета и размер начисленной истцу оплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО сторонами не оспаривался.
В спорный период времени семья истца проживала на территории г. Костромы, что сторонами также не оспаривалось и следует из материалов дела.
В связи с чем в жилом помещении по адресу: <адрес>Б, <адрес> более 5 полных календарных дней подряд отсутствуют потребители.
Заочным решением мирового судьи судебного участка №8 Ленинского судебного района г.Костромы от 07.10.2020 исковые требования Шильникова Д.А. удовлетворены, ООО «Экостройресурс» обязано осуществить перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 16.10.2019 по 30.04.2020.
23 мая 2021 года Шильников Д.А. обратился к региональному оператору с заявлением о перерасчете размера платы за коммунальные услуги за период с 01.05.2020 по 30.04.2021. 23.06.2021 ООО «Экостроресурс» отказало потребителю Шильникову Д.А. в испрашиваемом перерасчете, ссылаясь на п.п. 148 (30), 148 (36) Правил №354.
Удовлетворяя исковые требования о возложении обязанности произвести перерасчет за спорный период начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, мировой судья, руководствуясь положениями Жилищного кодекса РФ (п. 11 ст. 155) и Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года (Раздел УШ п. 86, п. 88 и Раздел ХУ(1) п. 148(24), п. 148(36), п. 148(44), исходил из факта временного (более пяти календарных дней) отсутствия потребителя в жилом доме в г. Самаре, в связи с чем пришел к выводу о наличии у потребителя права на перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении.
Однако с указанными выводами нельзя согласиться по следующим основаниям.
Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению ТКО, регулируются положениями Жилищного кодекса РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 (далее - Правила № 354).
Согласно п. 4 ст. 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 года № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 2 Правил № 269 установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта РФ).
Орган государственной власти субъекта РФ вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (п. 16 ст. 12 Жилищного кодекса РФ и п. 148 (30) Правил № 354).
Приказом Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области № 1023 от 29.12.2018 «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв.м, общей площади жилого помещения» было принято решение об утверждении и применении нормативов накопления ТКО на территории городских округов Самарской области, в том числе и в г.о. Самара на 1 кв.м общей площади жилого помещения.
В силу п. 148 (30) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения № 2 к Правилам № 354, составляющей которой является значение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения № 2 к Правилам № 354.
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, расположенном на территории г.о. Самара, определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения № 2 к Правилам № 354, где расчетной единицей указана площадь жилых помещений, что не предусматривает зависимость размера платы от количества постоянно или временно проживающих лиц. Законодателем не предусмотрен порядок перерасчета коммунальной услуги по обращению с ТКО в случае отсутствия постоянно или временно проживающих в жилом помещении, когда расчетной единицей, в отношении которой установлен норматив накопления ТКО, является 1 кв.м. Методика расчета в данном случае не содержит такой переменной, как число лиц, проживающих в жилом помещении.
Вывод мирового судьи о необходимости применения при разрешении настоящего спора пунктов 86 и 91 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, предусматривающих возможность перерасчета платы за коммунальные услуги при временном (более 5 дней) отсутствии потребителя в жилом помещении, не может быть признан обоснованным, поскольку порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в зависимости от площади такого жилого помещения, ни Правилами № 354, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что не проживание истца и членов ее семьи в спорный период в жилом помещении влечет обязанность ответчика по осуществлению перерасчета за услугу по обращению с ТКО, не соответствует вышеприведенным нормам материального права.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение, подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Шильникова Д.А.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 329 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л :
Решение мирового судьи судебного участка № 2 Свердловского судебного района г. Костромы от 6 октября 2021 года по гражданскому делу по исковому заявлению Шильникова Дениса Андреевича к ООО «Экостройресурс» об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, взыскании компенсации морального вреда отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Шильникова Дениса Андреевича к ООО «Экостройресурс» об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Судья