Дело № 5-221/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30 июня 2020 года г.Ижевск
Судья Устиновского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики Шалагина Т.В., при секретаре Епимаховой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело о привлечении Муниципального казенного учреждения города Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» (ИНН 1826001553, ОГРН 1021801151877, юридический адрес: г. Ижевск, ул. Пастухова, д. 86 к административной ответственности по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного надзора отдела ОГИБДД Управления МВД России по г.Ижевску составлен протокол об административном правонарушении №, согласно которому в действиях Муниципального казенного учреждения города Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» (далее по тексту: МКУ СБиДХ) усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ. Указанным протоколом МКУ СБиДХ вменяется совершение правонарушения, выразившееся в том, что являясь ответственным лицом за состоянием дорог в безопасном для движении состоянии, находясь по адресу: г.Ижевск, ул.Пастухова, 86 допустило нарушения требований ст.ст.3, 12 Федерального закона РФ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, а также не предприняло всех зависящих от него мер по выполнению требований пунктов 4.2, 4.4, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (далее по тексту ГОСТ Р 50597-2017). В ходе постоянного надзора за эксплуатационным состоянием улично-дорожной сети города Ижевска ДД.ММ.ГГГГ выявлены недостатки, угрожающие безопасности дорожного движения, а именно:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
При этом опасные участки дорог не обозначены временными дорожными знаками и ограждающими устройствами. Меры по обеспечению безопасности дорожного движения не приняты.
Представителем МКУ СБиДХ Поляковой Е.Н. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №) представлены письменные пояснения, согласно которым, не оспаривая указанные в протоколе недостатки содержания дорог указала на заключение МКУ СБиДХ в целях исполнения обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения муниципальных контрактов по условиям которых подрядчиками приняты обязательства по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значенияна 2020-2021 годы:
№ от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> на выполнение работ на территории <данные изъяты>;
№ от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> на выполнение работ на территории <данные изъяты>;
№ от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> на выполнение работ на территории <данные изъяты>;
Условиями муниципальных контрактов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ ответственность Подрядчиков нести за безопасность и бесперебойность дорожного движения и обязанность по незамедлительному принятию мер (выполнению работ) по устранению любых причин и условий, создающих угрозу безопасности и бесперебойности движения транспортных средств, самостоятельное определение подрядчиками необходимости выполнения работ, основываясь на постоянном систематическом обследовании закрепленных территорий. Подрядчики по условиям Контрактов несут имущественную и иную ответственность в объеме причиненного ущерба третьим лицам в случае несвоевременного или некачественного выполнения работ по контракту. Техническим заданием (приложение №1 к Муниципальным контрактам) предусмотрены виды работ, которые Подрядчики обязаны выполнять в рамках зимнего содержания, в том числе – устранение дефектов проезжей части и тротуаров и т.д. Подрядчики обязаны выставлять дороные ограждения и предупреждающие знаки в местах аварийных провалов, просадок и разрушений дорожного покрытия, провалившихся или не имеющих крышки люков смотровых колодцев или решеток колодцев ливневой канализации на время до их устранения или восстановления непосредственно на всех объектах, закрепленных за Подрядчиком согласно контракту. Подрядчики, согласно пункту 10 Технического задания обязаны в целях определения потребности в производстве работ по ремонту и содержанию объектов улично-дорожной сети, принятия оперативных мер по предупреждению возможных причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также для проведения проверки соблюдения законодательства в области дорожного хозяйства и благоустройства проводят текущие осмотры закрепленных за ними объектов согласно перечню объектов, по результатам которых оповещает Заказчика (МКУ СБиДХ) о выявленных нарушениях и несоответствиях требованиям действующих нормативных документов. До начала производства работ по устранению выявленных нарушений Подрядчик принимает все меры по обеспечению безопасности участков движения путем установки предупреждающих знаков, ограждений, при возникновении аварийных ситуаций и ЧС вплоть до закрытия движения и оповещением всех заинтересованных лиц. То есть Подрядчики приняли обязательства не только выполнять работы по содержанию улично-дорожной сети, обеспечению проведения текущих осмотров с целью выявления нарушений и их устранения, но и предоставлению заказчику информации о выявленных нарушениях, а также своевременно и с установленным качеством выполнять работы. Выявленные недостатки Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (утв.приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012г. №402) отнесены к содержанию автомобильных дорог, следовательно, обязанность по выполнению работ возлагается на Подрядчиков в соответствии с законодательством и условиями муниципальных контрактов. Обязанность ежедневного надзора на содержанием автомобильных дорог общего пользования местного значения, выдачи предписаний в адрес подрядчиков и административного воздействия на ответчиком у МКУ СБиДХ нет. При этом предписания учреждением подрядчикам направлялись. Кроме этого направлялось письмо Управлению благоустройства и охраны окружающей среды Администрации г.Ижевска направлялось письмо в связи с невозможностью приведения в нормативное состояние улиц <адрес> и <адрес> в связи с необходимостью проведения капитального ремонта, оставленное без ответа и удовлетворения. Поскольку условия муниципальных контрактов приняты без замечаний, обязанность по обеспечению круглогодичного, круглосуточного, бесперебойного и безопасного движения транспортных средств по городским дорогам, в том числе указанным в протоколе, лежит на Подрядчиках. Учреждением приняты все меры по выполнению полномочий, делегированных Уставом и Постановлением Администрации города Ижевска №231 по организации выполнения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в рамках выделенных бюджетных средств, следовательно, Учреждение не может являться субъектом вменяемого ему правонарушения.
Одновременно представлено письменное ходатайство о снижении размера административного штрафа со ссылкой на недостаточность выделенных бюджетных средств по ст.853 «Уплата иных платежей» (<данные изъяты> рублей на весь год), в связи с чем просит назначить наказание с применением ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000,00 рублей.
Изучив материалы дела, прихожу к следующему
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ). В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В силу п. 5 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 Постановления Администрации города Ижевска от 20.03.2015 № 231 «Об организации благоустройства и обеспечения дорожной деятельности в границах муниципального образования «Город Ижевск» благоустройства и дорожного хозяйства" с целью формирования муниципального заказа на строительство, ремонт, реконструкцию и содержание дорог местного значения муниципального образования "Город Ижевск";, включая конструктивные элементы и дорожные сооружения автомобильных дорог, закреплены автомобильные дороги согласно постановлению Администрации города Ижевска от 13.07.2010 N 700/1 "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Ижевск"; (далее - Перечень автомобильных дорог).
Согласно разделу 5 Постановления Администрации города Ижевска от 20.03.2015 № 231 начальнику муниципального казенного учреждения города Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства" предписано: обеспечить выполнение работ по содержанию, ремонту, обеспечению функционирования автомобильных дорог местного значения муниципального образования "Город Ижевск" (включая конструктивные элементы и дорожные сооружения) согласно Перечню автомобильных дорог; осуществлять технический надзор, включая контроль объемов качества, иных показателей, при выполнении работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения муниципального образования "Город Ижевск" (включая конструктивные элементы и дорожные сооружения) согласно Перечню автомобильных дорог, ливневой и предназначенной для понижения уровня воды территорий общего пользования муниципального образования "Город Ижевск" дренажной канализации (за исключением дренажной канализации, предназначенной для обслуживания зданий и сооружений), в том числе, имеющих признаки бесхозяйных, пешеходных мостов и путепроводов, согласно приложению N 1 к постановлению, а также фонтанов, расположенных в границах муниципального образования "Город Ижевск"; обеспечить организацию дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования "Город Ижевск" (установку и содержание дорожных знаков, дорожных ограждений, направляющих устройств, светофорных объектов, нанесение горизонтальной дорожной разметки, а также создание и использование, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Ижевска) в соответствии с действующим законодательством.
Перечисленные в протоколе об административном правонарушении недостатки содержания дорог подтверждены представленным в деле Актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии участков улично-дорожной сети города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ с прилагаемыми к нему фототаблицами, по существу наличие выявленных недостатков МКУ СБиДХ не оспаривается, что при отсутствии доказательств принятия Учреждением всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства свидетельствует о том, что МКУ г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства», будучи лицом, ответственным за состояние на дорог, указанных в Акте, является субъектом вмененного ему административного правонарушения и подлежит административной ответственности по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
Заключение контрактов с подрядными организациями не освобождает МКУ г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» от обязанности по содержанию автомобильной дороги, в том числе, путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядной организацией взятых на себя обязательств и применения мер ответственности.
Частью 1 ст.1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
С учетом изложенного, суд считает, что вина МКУ г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» в совершении вменяемого правонарушения установлена административным органом и подтверждается материалами дела.
МКУ г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» не приняло всех зависящих от него мер по недопущению нарушения требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также не представило доказательств объективной невозможности исполнения требований законодательства при выполнении функций по содержанию дорог местного значения МО «Город Ижевск».
Оценив характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, суд приходит к выводу, что характер совершенного правонарушения, степень его общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством интересам, не свидетельствуют о малозначительности совершенного Учреждением административного правонарушения и применения положений ст.2.9 КоАП РФ.
Кроме того, судом принимается во внимание положение ст. 3.1 КоАП РФ о том, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, обстоятельств исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ судом не усмотрено.
При определении вида и размера административного наказания суд учитывает характер, обстоятельства и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения. Отягчающих и смягчающих наказание. привлекаемого лица обстоятельств по делу не установлено.
В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая объяснения представителя привлекаемого лица о сложном имущественном положении учреждения, наказание полагаю возможным назначить с применением частей 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100.000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 29.9- 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать МКУ г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства», ОГРН 1021801151877, ИНН 1826001553, КПП 183501001, юридический адрес: 426076, Россия, Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул.Пастухова, 86 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Получатель штрафа: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Административный штраф должен быть уплачен в течение 60 дней с даты вступления постановления в силу.
Согласно ч. 1.3. ст. 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере. (часть 1.3 введена Федеральным законом от 22.12.2014 N 437-ФЗ).
Разъяснить, что неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Устиновский районный суд г.Ижевска или непосредственно в Верховный Суд Удмуртской Республики.
Судья Т.В.Шалагина