Дело № 12 – 23/ 2022
УИД 16RS0035-01-2022-000630-27
Р Е Ш Е Н И Е
07 апреля 2022 года г. Азнакаево
Судья Азнакаевского городского суда Республики Татарстан Сахапов Ю.З., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Исполнительного комитета Вахитовского сельского поселения Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан на постановление начальника Юго-Восточного отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора Приволжского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Исполком Вахитовского сельского поселения Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан обратился в суд с жалобой на постановление начальника Юго-Восточного отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора Приволжского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.19.5 КоАП РФ, которым Исполком Вахитовского сельского поселения Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан как юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч.11 ст.19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей. В обоснование жалобы указано следующее.
Предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ установлено устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ 8 пунктов нарушения требований Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.1997 «О безопасности гидротехнических сооружений». По истечении срока исполкомом 3 пункта предписания устранены. В ДД.ММ.ГГГГ органами исполнительной власти РТ передаточным актом на баланс органов местного самоуправления Вахитовского сельского поселения были переданы гидротехнические сооружения без каких-либо проектно-технических документов, содержащих основные исходные данные объектов и соответствующих объемов финансирования на содержание гидротехнических сооружений. В ДД.ММ.ГГГГ проведена государственная регистрация права на гидротехническое сооружение, ежегодно проводятся мероприятия по обследованию гидротехнического сооружения к безаварийному прохождению весеннего половодья. В ДД.ММ.ГГГГ проведен капитальный ремонт, в ДД.ММ.ГГГГ проведено преддекларационное обследование и составлен акт. В ДД.ММ.ГГГГ составлен паспорт гидротехнического сооружения. На ДД.ММ.ГГГГ в бюджете было предусмотрено на содержание гидротехнического сооружения 66 600 руб. В бюджете Вахитовского СП соответствующих объемов финансовых средств на исполнение всех установленных законодательством требований нет.
Представители привлеченного к административной ответственности Исполкома Вахитовского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ жалобу поддержали по указанным в ней и дополнительно представленным документам основаниям.
Представитель Ростехнадзора разрешение жалобы оставил на усмотрение суда.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы и доводов представителей сторон позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Юго-Восточного отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора Приволжского управления Ростехнадзора в отношении юридического лица – Исполкома Вахитовского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.19.5 КоАП РФ. Согласно протоколу, ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов выявлены нарушения требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством РФЭ, а именно: невыполнение в установленный срок законного предписания № от ДД.ММ.ГГГГ органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства:
- в нарушении требований ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» не обеспечена, соответствующая нормам и правилам квалификация работников, эксплуатирующих гидротехническое сооружение;
- в нарушение требований ст.7 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехническое сооружение не внесено в Российский регистр ГТС;
- в нарушение требований ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» не проводится анализ причин снижения безопасности гидротехнического сооружения, не осуществляется разработка и реализация мер по обеспечению исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии на гидротехническом сооружении;
- в нарушение требований ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» отсутствует график планово-предупредительных ремонтов (ППР), по которым производятся капитальный, средний и текущий ремонты сооружения;
- в нарушение требований ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» отсутствует декларация безопасности ГТС.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Исполнительного комитета Вахитовского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ начальника Юго-Восточного отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора Приволжского управления Ростехнадзора вынесено постановление, которым Исполнительный комитет Вахитовского сельского поселения за невыполнение в установленный срок законного предписания Ростехнадзора привлечено к административной ответственности по ч.11 ст.19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Вина Исполнительного комитета Вахитовского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ в совершении указанного правонарушения подтверждается актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Исполнительный комитет Вахитовского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ в установленный срок пункты 1, 4 и 7 предписания от ДД.ММ.ГГГГ № не выполнил, а именно - в нарушение требований ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» не обеспечена соответствующая нормам и правилам квалификация работников, эксплуатирующих гидротехническое сооружение; в нарушение требований ст.7 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехническое сооружение не внесено в Российский регистр ГТС; в нарушение требований ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» отсутствует декларация безопасности ГТС.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении; обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
Как пояснили представители заявителя и с этим согласился представитель Ростехнадзора, гидротехническое сооружение не представляет какую-либо угрозу, находится в надлежащем состоянии. Все плановые и текущие работы по его содержанию выполняются надлежащим образом.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного кодекса).
Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, устанавливаются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3 статьи 1.4 названного кодекса, в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении).
Частью 2 статьи 3.4 названного кодекса определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 3 указанной статьи установлено, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 названного кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II этого кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 указанного кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующая во взаимосвязи с положениями статьи 3.4 данного кодекса, предусматривает возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в качестве одного из способов индивидуализации административного наказания, применяемого в отношении особого субъекта административной ответственности - субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников. По смыслу указанных законоположений такая замена осуществляется, в частности, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 1563-О).
Исполком сельского поселения впервые совершил административное правонарушение, которое выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), по делу отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, гидротехническое сооружение находится в надлежащем состоянии, отсутствуют только необходимые документы, над оформлением которых заявитель жалобы занимается в настоящее время.
Совокупность установленных по делу обстоятельств свидетельствуют о том, что по делу имеются условия замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным заменить административный штраф на предупреждение.
Доводы представителя заявителя со ссылкой на часть 4 статьи 24.5 КоАП РФ и на ответ председателя постоянной комиссии Вахитовского сельского поселения об отсутствии финансирования на выполнение предписания не является основанием для прекращения производства по делу.
Из смысла и содержания ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ следует, что не всякие обращения с просьбами о выделении денежных средств влекут прекращение производства по делу об административном правонарушении, а только те, которые главой или иным должностным лицом муниципального образования вносились или направлялись в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета в качестве предложений о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти, в частности, на обеспечение исполнения нарушений, перечисленных в предписании.
Сведения о направлении администрацией Вахитовского сельского поселения обращений о выделении бюджетных средств в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета на обеспечение исполнения нарушений, перечисленных в предписании, не представлены.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника Юго-Восточного отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора Приволжского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.19.5 КоАП РФ изменить, Исполнительному комитету Вахитовского сельского поселения Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан назначить административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление начальника Юго-Восточного отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора Приволжского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней.
Судья Сахапов Ю.З.