Дело № 12-6/2023
УИД 91RS0015-01-2023-000299-27
Р Е Ш Е Н И Е
31 мая 2023 года п.Нижнегорский
Судья Нижнегорского районного суда Республики Крым Белякова В.Н., с участием помощника прокурора Нижнегорского района Республики Крым Непритимовой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Нижнегорского района Республики Крым Петренко М.П. на постановление административной комиссии Нижнегорского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ года №№ в отношении ФИО5.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии Нижнегорского района (далее - Комиссия) от ДД.ММ.ГГГГ №№ ФИО6. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 2.1 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ года № 117-ЗРК «Об административных правонарушениях в Республике Крым» (далее - Закон № 117-ЗРК) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ года прокурором Нижнегорского района Республики Крым Петренко М.П. был принесен протест на постановление административной комиссии Нижнегорского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ года №№ в отношении ФИО7 вместе с ходатайством о восстановлении срока на принесение протеста.
Определением Нижнегорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ года процессуальный срок на принесение протеста Прокурору Нижнегорского района Республики Крым Петренко М.П. восстановлен.
Протест мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ года постановлением административной комиссии Нижнегорского района Республики Крым Ремчук С.Н., привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 2.1 Закона Республики Крым от 25.06.2014 года № 117-ЗРК. Между тем материалы административного дела не содержат доказательств совершения административного правонарушения. В рамках проведения проверки не опрошены соседи по <адрес> на предмет события административного правонарушения и противоправных действий ФИО8. В связи с чем, факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО9. в его совершении не подтверждены совокупностью доказательств. Кроме того, прокурором указано на то, что ФИО10. необоснованно вменено отягчающее вину обстоятельство, поскольку сроки, в течение которых лицо считается подвергнутым наказанию, истекли. Также Комиссией нарушен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку постановление о назначении административного наказания вынесено Комиссией ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие ФИО11., не имея сведений о надлежащем извещении, о дате, времени и месте рассмотрения административного протокола в отношении привлекаемого лица.
В судебном заседании помощник прокурора Нижнегорского района Республики Крым Непритимова Д.С. протест поддержала и просила постановление административной комиссии Нижнегорского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ года №№ отменить, а дело об административном правонарушении прекратить по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель административной комиссии не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Направил суду ходатайство о рассмотрении протеста в его отсутствие. Направил суду пояснения, в которых указал, что административная комиссия была вынуждена продлевать срок рассмотрения дела и дважды переносить его рассмотрение по причине неполучения ФИО12. повесток о явке в заседание. На заседание ДД.ММ.ГГГГ года ФИО13. не явился, исходя из чего, после изучения данных отчета об отслеживании отправления было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года была осуществлена неудачная попытка вручения и ДД.ММ.ГГГГ года почтовым отделением был осуществлен возврат повестки из-за истечения срока хранения, в связи с чем ФИО14. считается надлежащим образом извещенным.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО15., в судебное заседание не явился, о дате времени и месте рассмотрения протеста извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Проверив доводы протеста, изучив материалы дела, заслушав помощника прокурора Нижнегорского района Республики Крым Непритимову Д.С., прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 30.10 не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 - 30.8 настоящего Кодекса
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматривают в пределах полномочий, установленных этими законами, административные комиссии, созданные в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Преамбулой Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 17.06.2015) установлено, что указанный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Конституцией Республики Крым устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее - органы местного самоуправления), а также определяет органы и должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 8.10 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 (ред. от 14.04.2023) "Об административных правонарушениях в Республике Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 17.06.2015) административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.1, частями 1 и 3 статьи 2.2, статьями 3.11, 3.12, 3.15, 3.18, 3.19, частью 2 статьи 3.20, статьями 5.1 - 5.3, 5.5, 6.1, 6.1-1 и 6.3 настоящего Закона.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Нижнегорскому району ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО16. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 2.1ЗРК.
Согласно протоколу №№ от ДД.ММ.ГГГГ года в 10 час. 40 мин. установлено, что ФИО17. в период времени с 01 час. 00 мин. по 04 час 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ года, находясь по месту жительства по адресу: <адрес> совершил действия нарушающие тишину и покой граждан, а именно громко использовал звуковые устройства и разговаривал, то есть совершил правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 2.1. ЗРК.
Таким образом, в протоколе не указано наименование нормативного акта, который предусматривает административную ответственность, за правонарушение указанное в протоколе №№ от ДД.ММ.ГГГГ года.
Более того материалы дела об административном правонарушении о привлечении ФИО18. к административной ответственности по ч. 1 ст. 2.1. Закона №117-ЗРК не содержат доказательств совершения административного правонарушения, поскольку в рамках проведения проверки не опрошены соседи по <адрес> на предмет события административного правонарушения и противоправных действий ФИО19., а выводы административной комиссии основаны только на протоколе об административном правонарушении №№ от ДД.ММ.ГГГГ и письменном объяснении соседки.
При этом из объяснений ФИО20. следует, что, находясь по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ, он тишину в ночное время не нарушал, вину в совершенном правонарушении не признал.
На основании ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении, на что также указано и в п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Статьей 26.11 КоАП РФ определено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вместе с тем, факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО21. в его совершении не подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых не должна вызывать сомнений.
Кроме того, необходимо отметить, что с учетом положений ч. 1 ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
Вместе с тем при вынесении постановления в отношении ФИО22. к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ года, ему необоснованно вменено отягчающее вину обстоятельство, а именно привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ года №№), поскольку постановление о назначении административного наказания ФИО23. в материалах дела отсутствует, как и сведения об исполнении административного наказания ФИО24., в связи с чем у административной комиссии не имелось оснований для установления в качестве отягчающего обстоятельства, привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ года №№).
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 указанного Кодекса следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При этом в порядке подготовки дела к рассмотрению Комиссией не установлено, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения правильности составления протокола об административном правонарушении, полноты исследования события и состава правонарушения и сведений о лице, его совершившем.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении; в целях проверки достоверности и допустимости имеющихся в деле доказательств судья вправе истребовать и исследовать дополнительные доказательства.
На основании пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. При этом судья (вышестоящее должностное лицо) не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, поскольку материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, как наличие состава вменяемого правонарушения, так и умысла, прихожу к выводу, что постановление административной комиссии Нижнегорского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №№, которым ФИО25., привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 1 ст. 2.1 Закона №117-ЗРК подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 2.1 Закона №117-ЗРК в отношении ФИО26. подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Как установлено судом, постановление о назначении административного наказания №№ в отношении ФИО27. вынесено Комиссией ДД.ММ.ГГГГ года в его отсутствие.
При этом в материалах дела об административном правонарушении имеется отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором «<данные изъяты>» о том, что ДД.ММ.ГГГГ почтовое отправление возвращено из-за истечения срока хранения.
Указанный отчет датирован ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о том, что на момент вынесения постановления о назначении административного наказания сведений о надлежащем извещении привлекаемого лица у Комиссии не имелось.
Указанное свидетельствует о том, что Комиссией нарушен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья,-
Р Е Ш И Л:
протест прокурора Нижнегорского района Республики Крым Петренко М.П. - удовлетворить, постановление административной комиссии Нижнегорского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ года №№, о привлечении ФИО28, к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 1 ст. 2.1. №№ «Об административных правонарушениях в Республике Крым» – отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 2.1. ЗРК №117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым, в отношении ФИО29 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Крым через Нижнегорский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья:/