ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 ноября 2020 года г. Воткинск
Судья Воткинского районного суда Удмуртской Республики Аганина Я.В., рассмотрев на стадии подготовки к рассмотрению административный материал в отношении ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ст. 20.6.1 ч. 1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
В производство судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики <дата>. поступил протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ст. 20.6.1 ч. 1 КоАП РФ.
Согласно п.3, п. 5 ст. 29.1 КоАП РФ, судья, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Согласно статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Кроме того, в соответствии со статьи 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются, в том числе, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Как усматривается из поступившего дела об административном правонарушении протокол об административном правонарушении о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 20.6.1 ч. 1 КоАП РФ, составлен с грубым нарушением требований гл.28 КоАП РФ.
Так, в силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Таким образом, исходя из буквального толкования вышеуказанных норм закона, нарушение должностным лицом требований ст. 28.2 КоАП РФ, относит протокол об административном правонарушении к недопустимому доказательству по делу.
Согласно статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Кроме того, в соответствии со статьи 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются, в том числе, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Исходя из положений ст. 28.2, ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ отсутствие в деле протокола об административном правонарушении не позволяет окончить производство по делу об административном правонарушении постановлением о назначении административного наказания, иных доказательств недостаточно для констатации виновности лица в совершении правонарушения, в данном случае ФИО1
Так, должностным лицом в протоколе об административном правонарушении от <дата> №*** указано якобы на наличие достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6.1 ч 1 Кодекса РФ об АП, имевшего место <дата>.
Тогда как, диспозицией данной статьи Кодекса РФ об АП предусмотрена ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Между тем, согласно протокола об административном правонарушении, должностное лицо, описывая объективную сторону вмененного данного правонарушения ФИО1 усматривается, что должностным лицом не проверялось имелись или нет в действиях (бездействиях) ФИО1 признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, что противоречит диспозиции ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ. Из протокола об административном правонарушении должностным лицом лишь указано, что «… за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, т.е. совершил административное правонарушение…».
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что в нарушение требований КоАП РФ, должностным лицом в протоколе по делу об административном правонарушении объективная сторона административного правонарушения, вмененного ФИО1 противоречит объективной стороне ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, что является нарушением ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
Кроме того, обращаю внимание на то обстоятельство, что протокол об административном правонарушении в части описания объективной стороны? якобы совершенного ФИО1 правонарушения, содержит исправления, которые не понятно кем выполнены, надлежащим образом не заверены.
Так, положения статьи 28.2 КоАП РФ (в их системном единстве с иными правилами раздела IV Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) позволяют рассматривать составление протокола об административном правонарушении как одно из важнейших процессуальных действий в рамках административной процедуры, завершающее формирование доказательственной основы, которая в дальнейшем может лишь корректироваться с учетом доводов, выдвигаемых участниками административного производства при рассмотрении дела об административном правонарушении и обжаловании решения административного органа. По смыслу части 2 статьи 26.2 и части 2 статьи 28.2 КоАП РФ протокол и содержащиеся в нем сведения являются основными средствами доказывания по делам об административных правонарушениях.
Предусмотренных законом процессуальных документов о внесении исправлений в протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1, материалы дела об административном правонарушении также не содержат.
Подобное устранение недостатков протокола не отвечает требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Такие недостатки подлежат устранению путем внесения в протокол соответствующих исправлений и дополнений либо путем составления нового протокола. При этом должны быть соблюдены требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обеспечены установленные данной нормой и статьей 25.1 названного Кодекса гарантии прав защиты лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Как указано выше, согласно положениям данной статьи лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств.
Частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при внесении изменений в протокол об административном правонарушении должностным лицом выполнены не были, возможность своевременно реализовать гарантии защиты ФИО3 не обеспечена, что оставлено без внимания должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков. Возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное нарушение требований названного Кодекса является существенным, влияет на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых решений, однако.
Указанный недостаток административного протокола не может быть устранен при рассмотрении дела по существу, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об АП является основанием для возвращения протокола должностному лицу, его составившему.
Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 и материалы к нему подлежат возвращению полицейскому ОВ ППСП МО МВД России «Воткинский» ФИО4
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ, судья
определил:
Вернуть протокол об административном правонарушении №*** от <дата> с приложенными к нему материалами дела в отношении ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ст. 20.6.1 ч. 1 КоАП РФ полицейскому ОВ ППСП МО МВД России «Воткинский» ФИО4 для устранения имеющихся недостатков и оформления его в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Судья Я.В. Аганина