Судья: Теплова С.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Гражданское дело №33-3949/2024
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1791/2023)
12 марта 2024 года город Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Евдокименко А.А.,
судей – Соболевой Ж.В. и Куршевой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи – Туроншоевой М.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе - Ахтемирова И.В. на решение Самарского районного суда города Самары от 19 декабря 2023 года, которым постановлено:
«Иск Ахтемирова И.В. к ФКУ Минобороны России «Военный комиссариат Самарской области» об обязании произвести перерасчет пенсии, оставить без удовлетворения.»,
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истец – Ахтемиров И.В. обратился в суд с иском о возложении обязанности по производству перерасчета размера пенсии к ответчику – ФКУ Минобороны России «Военный комиссариат Самарской области» указав, что он является военным судьей в отставке, получающий пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». ДД.ММ.ГГГГ года истцу назначена военная пенсия за выслугу лет, исходя из должностного оклада судьи гарнизонного военного суда, воинского звания подполковник юстиции, процентной надбавки за выслугу лет в размере 50%. С 1 января 2012 года размер надбавки за выслугу лет был снижен до 25% в связи с принятием Федерального закона от 8 ноября 2011 года №309-Ф3, что повлияло на размер получаемой истцом пенсии. Решением Самарского районного суда города Самары от 26 сентября 2019 года в пользу истца была взыскана невыплаченная часть пенсии за выслугу лет, и возложена обязанность на ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» выплачивать истцу военную пенсию с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере, не предусмотренном действующим законодательством, основанном на подложном денежном аттестате. 20 февраля 2023 года истец обратился в военный комиссариат Самарской области о производстве ему перерасчета пенсии с 1 января 2012 года из расчета процентной надбавки за выслугу лет в размере 55%. 6 марта 2023 года № из военного комиссариата Промышленного района города Самары истцом получен ответ, однако по существу поставленного вопроса ответ дан не был.
На основании изложенного истец просил суд обязать ответчика произвести с 1 января 2012 года перерасчет размера пенсии истца и выплачивать ему пенсию при выслуге от 15 до 20 лет из расчета процентной надбавки в размере 55 (пятьдесят пять) процентов.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое истец – Ахтемиров И.В. считает неправильным, просит его отменить и принять новое решение, которым удовлетворить его иск к ответчику в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – Ахтемирова И.В. судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии ч. 8 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года №309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года, подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Частью 9 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года №309-ФЗ определено, что при пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 года.
В связи с реформированием с 1 января 2012 года системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников внутренних дел Федерального закона от 8 ноября 2011 года №309-ФЗ предусмотрена возможность перерасчета пенсий, назначенных до 1 января 2012 года военным судьям, военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.
При этом если в части оклада по воинскому званию, подлежащему учету при перерасчете размеров пенсий судей военных судов, прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года №309-ФЗ содержит прямое указание на необходимость учета размеров оклада, установленных ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», то относительно применения размера процентной надбавки за выслугу лет, подлежащей учету при перерасчете размера пенсий военным судьям (в отличии от пенсионеров из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), в указанной норме указания отсутствуют.
Возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года №306-ФЗ или ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», прямо исключена ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года №309-ФЗ.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что у ответчика отсутствовали правовые основания для снижения истцу размера процентной надбавки за выслугу лет с 1 января 2012 года.
Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрена безусловная возможность применения для расчета размера пенсий военных судей процентных надбавок, за выслугу лет, установленных п. 1 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре», либо ч. 5 ст. 35 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации».
Из материалов дела видно, что истец - Ахтемиров И.В. проходил военную службу в должности судьи Благовещенского гарнизонного военного суда.
На момент обращения с рассматриваемым иском Ахтемиров И.В. является военным судьей в отставке, получающий пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на момент увольнения с военной службы выслуга лет Ахтемирова И.В. в Вооруженных силах составляла: общая выслуга 20 лет, календарный срок службы 15 лет (л.д. 35).
Так 14 апреля 2011 года истцу назначена военная пенсия за выслугу лет, исходя из должностного оклада судьи гарнизонного военного суда, воинского звания подполковник юстиции, процентной надбавки за выслугу лет в размере 50%, однако с 1 января 2012 года размер надбавки за выслугу лет снижен до 25 %, в связи с принятием Федерального закона от 8 ноября 2011 года №309-Ф3, что повлияло на размер получаемой истцом пенсии.
Решением Самарского районного суда города Самары от 26 сентября 2019 года, вступившим в законную силу, удовлетворен аналогичный иск Ахтемирова И.В., а именно на ответчика возложена обязанность выплачивать истцу военную пенсию с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 50%, а кроме того, с ответчика в пользу истца взыскана невыплаченная часть пенсии за период с 1 января 2012 года по 30 сентября 2019 года в сумме 444 907 рублей 95 копеек.
Судом первой инстанции также установлено, что 20 февраля 2023 года истец обратился в военный комиссариат Самарской области с заявлением о производстве перерасчета пенсии с 1 января 2012 года из расчета процентной надбавки за выслугу лет в размере 55% (л.д. 7).
Также из материалов дела следует, что согласно ответа военного комиссариата Промышленного района города Самары от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ Ахтемирову И.В. назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет по линии МО РФ в календарном исчислении 15 лет и общую 21 год - в размере 53%. С 1 октября 2022 года размер пенсии Ахтемирова И.В. увеличен за счет повышения понижающего коэффициента и составил 36 887 рублей 06 копеек (в том числе надбавка на трех иждивенцев - 4 431 рубль 88 копеек) (л.д. 8).
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что Военным комиссариатом Самарской области истцу дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ № из которого следует, что в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре РФ» и Федерального закона от 28 декабря 2010 года №403-ФЗ «О следственном комитете РФ». Возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных ст. 2 Федерального закона №306-ФЗ или ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», прямо исключена частью 6 ст. 12 Федерального закона №309-ФЗ. Таким образом, отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с 1 января 2012 года размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежит. Исчисление пенсии с 1 января 2012 года по настоящее время производится в соответствии с действующим законодательством из денежного довольствия с применением процентной надбавки за выслугу лет установленной до 1 января 2012 года из расчета 50 процентов за 15 календарных лет военной службы (л.д. 45-46).
С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку в силу абзаца 9 п. 6 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и пункта 1 Правил исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных Постановлением Правительства РФ «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей» истцу правильно выплачивается пенсия исходя из надбавки за выслугу лет в размере 50%, от оклада денежного содержания, то есть в размере определенном названным решением Самарского районного суда города Самары от 26 сентября 2019 года.
Доводы апелляционной жалобы о возможности применения к правоотношениям сторон по аналогии п. 1 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре», либо ч. 5 ст. 35 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации» судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку истец уже обращался с аналогичным иском к ответчику в 2019 году и изначально просил суд обязать ответчика установить ему процентную надбавку, за выслугу лет, в размере 55% (л.д. 5, дело №2-1392/2019 Самарского районного суда города Самары), то есть исходя из указанной аналогии норм права, однако, сам истец изменил основания иска и уменьшил размер исковых требований, при этом, с учетом уточнений он просил суд обязать ответчика установить ему процентную надбавку, за выслугу лет, в размере именно 50% (л.д. 48-52, дело №2-1392/2019 Самарского районного суда города Самары), то есть в размере, установленном законодательством до внесения в него изменений в 2011 году. Решением Самарского районного суда города Самары от 26 сентября 2019 года удовлетворены именно уточненные требования истца, следовательно, поскольку в силу требований ст. 61 ГПК РФ, названный судебный акт имеет преюдициальное значение для разрешения настоящего гражданского дела, суд апелляционной инстанции признает установленным и не подлежащим оспариванию в настоящем судебном процессе, наличие у истца права на установлению ему процентной надбавки за выслугу лет в размере именно 50%.
Не может судебная коллегия признать убедительными и иные доводы апелляционной жалобы, поскольку они также не имеют правового значения для разрешения настоящего гражданского дела по существу, между тем, все они сводятся к доводам, изложенным в обоснование иска, и всем им судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а :
Решение Самарского районного суда города Самары от 19 декабря 2023 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ахтемирова И.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 13 марта 2024 года.
Председательствующий –
Судьи -