Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2019/2023 ~ М-1303/2023 от 05.04.2023

Изготовлено в окончательной форме 22.05.2023 г.

Дело № 2 – 2019/2023

УИД: 76RS0016-01-2023-001603-26

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2023 года         г. Ярославль

    Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Зарубиной В.В.,

при секретаре Шептовицкой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Дзержинского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля об обязании осуществить постановку на учет в качестве бесхозяйного имущества участок сети водопровода,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Дзержинского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля об обязании осуществить постановку на учет в качестве бесхозяйного имущества участок сети водопровода по Ленинградскому пр-ту, д. 54, корп. 2, г. Ярославля, инвентаризационный номер 000000000167, протяженностью 50 погонных метров, обязать Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля осуществить передачу указанного участка сети организации, осуществляющей водоснабжение, на эксплуатацию до признания права собственности на участок сети. В обоснование заявления указано, что объект недвижимого имущества расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в реестре муниципального имущества города Ярославля данный объект не значится, на балансе АО «Ярославльводоканал» не стоит.

В судебном заседании старший помощник прокурора Дзержинского района г. Ярославля Дорошенко Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что контроль за состоянием спорного участка водопроводной сети не осуществляется по причине неопределенности в вопросе собственности спорного участка водопроводной сети, что не исключает возможности возникновения аварийных ситуаций. Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены надлежащим образом. Представитель КУМИ мэрии города Ярославля просил рассмотреть дело в свое отсутствие, направил письменные пояснения, из которых следует, что ввиду недостаточности денежных средств, выделенных из бюджета, обеспечить постановку на учет в качестве бесхозяйного имущества всех сетей единовременно затруднительно, для этого необходимо большее количество времени.

Исследовав письменные материалы, суд считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

В соответствие с пунктами 1, 2, 4, 10 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

В части 5 статьи 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Анализ приведенной нормы позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в т.ч. бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.

В силу п. 2.4. Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйные сети, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля от 07.06.2007 г. № 1805, комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля обеспечивает постановку бесхозяйных сетей на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с целью последующего обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанные сети.

Согласно п. 1.6 указанного порядка, департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля после получения выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества организует передачу бесхозяйных сетей на содержание и ремонт сроком на один год организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством.

Из материалов дела следует, что участок сети водопровода по Ленинградскому пр-ту, д. 54, корп. 2, г. Ярославля, инвентаризационный номер 000000000167, протяженностью 50 погонных метров является бесхозяйным имуществом, в реестре муниципального имущества города Ярославля не значится, на балансе АО «Ярославльводоканал» не стоит.

Длительное невыполнение органом местного самоуправления действий по инвентаризации ввиду недостаточности финансирования и последующей постановке спорных сетей на учет как бесхозяйных препятствует дальнейшему определению их балансовой принадлежности и надлежащему содержанию. Отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию системы водоснабжения, может в дальнейшем привести к отсутствию должного контроля за состоянием и нормальной работой сетей водопровода, что не исключает возможности возникновения аварийной ситуации, затопления, угрозу санитарному благополучию жителей.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что спорное имущество является бесхозяйным, что не опровергнуто ответчиками, и с учетом требований ст. 225 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 г. "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвитя России от 10.12.2015 г. № 931, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества на КУМИ мэрии города Ярославля должна быть возложена обязанность осуществить действия по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, на ДГХ мэрии города Ярославля – обязанность по передаче спорного участка сети организации, осуществляющей водоснабжение, на эксплуатацию до признания права собственности на спорный объект.

Срок, предложенный истцом в течение которого ответчиками должно быть исполнено решение суда принимается судом как достаточный.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (ИНН 7601000992) осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества участок сети водопровода по Ленинградскому пр-ту, д. 54, корп. 2, г. Ярославля, инвентаризационный номер 000000000167, протяженностью 50 погонных метров, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля (ИНН 7601001097) осуществить передачу указанного участка сети организации, осуществляющей водоснабжение, на эксплуатацию до признания права собственности на спорный объект в течение трех месяцев с момента постановки объекта на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества.

Решение может быть обжаловано всеми участниками процесса в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца.

Судья                                В.В.Зарубина

2-2019/2023 ~ М-1303/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Дзержинского района г. Ярославля
Ответчики
Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля
Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля
Другие
Акционерное общество "Ярославльводоканал"
Суд
Дзержинский районный суд г. Ярославля
Судья
Зарубина В.В.
Дело на странице суда
dzerzhinsky--jrs.sudrf.ru
05.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2023Передача материалов судье
07.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2023Судебное заседание
22.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее