РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2022 года г. Кореновск
Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Лазаровича С.Н.,
при секретаре Лидамюк К.Ю.,
с участием истца прокурора Кореновского района
Костомаха К.В.,
представителя ответчика администрации МО Кореновский район по доверенности Быковой Е.Ю.,
представителя ответчика Управления образования МО Кореновский район по доверенности Батог С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кореновского района в интересах ЧФР к административным ответчикам МОАНУ СОШ № 17 им. К.В. Навальневой, администрации МО Кореновский район, Управлению образования МО Кореновский район о предоставлении мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кореновского района в интересах Чолан Ф.Р. обратился в суд с административным иском к ответчикам о предоставлении мер социальной поддержки, ссылаясь на то, что в прокуратуру Кореновского района поступило обращение Чолан Н.В. о не принятии МОАНУ СОШ № 17 им. К.В. Навальневой МО Кореновский район мер по выплате денежной компенсации вместо предоставления питания ее несовершеннолетнему ребенку ЧФР.
ЧФР. зачислен в списки обучающихся школы приказом от <...>. Приказом директора СОШ № 17 от <...> Чолан Ф.Р. с <...> переведен на индивидуальное обучение на дому.
В период с <...> по настоящее время ЧФР. находится на индивидуальном обучении на дому. ЧФР относится к категории детей, нуждающихся в особой защите государства путем предоставления комплекса социальных прав, направленных на достойное поддержание жизненных потребностей несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем, образовательным учреждением в соответствии с законодательством не приняты меры по организации питания детей на дому либо выплате соответствующей компенсации.
Прокурор указал, что администрацией муниципального образования вопрос обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием длительное время не решался, нормативно-правовой акт по данному вопросу не принимался. Лишь по результатам внесенного 09.11.2020 прокуратурой района представления, постановлением администрации муниципального образования Кореновский район от 29.12.2020 № 2117 утвержден Порядок организации обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном образовании Кореновский район.
Постановлением администрации муниципального образования Кореновский район от 24.08.2021 № 991 признано утратившим силу постановление от 29.12.20120 № 2117 и утвержден Порядок организации обеспечения бесплатным двухразовым питанием, ежемесячной компенсационной выплатой обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья и детей — инвалидов в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования Кореновский район» (далее по тексту - Порядок).
Пунктом 6.3. Порядка определено, что размер стоимости компенсации на одного обучающегося в день составляет: в возрасте 7-11 лет - 118, 28 рублей, в возрасте от 12 лет и старше - 143, 70 рублей.
Сумма, подлежащая компенсации в пользу ЧФР. за период с 19.10.2018 по 28.02.2021 составляет 38 441, 00 рублей (из расчета - количество занятий - за 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 учебные годы - 452 дня (с учетом 5-ти дневной рабочей недели), стоимость компенсации за один день - 118, 28 рублей, сумма компенсации - 53 462, 56 рублей.
ЧФР. является несовершеннолетним, в силу возраста и состояния здоровья не может самостоятельно обратиться в суд. Законный представитель Чолан Н.В. в силу правовой неграмотности и отсутствия финансовой возможности заключить соглашение с адвокатом также не может обратиться в суд за защитой прав несовершеннолетнего ребенка. Однако права ЧФР требуют защиты. Данный иск по существу направлен на защиту прав ребенка, а также защиту детства.
В ходе судебного разбирательства прокурором уточнены исковые требования, согласно которых просил обязать администрацию муниципального образования Кореновский, управление образования администрации муниципального образования Кореновский район обеспечить финансирование компенсационной выплаты на бесплатное двухразовое питание несовершеннолетнего ребенка-инвалида ЧФР за период его обучения в МОАНУ СОШ № 17 им. К.В. Навальневой муниципального образования Кореновский район, в сумме 33 120 руб. Обязать МОАНУ СОШ № 17 им. К.В. Навальневой муниципального образования Кореновский район: выплатить денежную компенсацию на бесплатное двухразовое питание законному представителю несовершеннолетнего ЧФР. - Чолан Н.В. в размере 33 120 руб.
В судебном заседании помощник прокурора Кореновского Костомаха К.В. доводы уточненного иска поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО Кореновский район по доверенности Быкова Е.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований прокурора Кореновского района.
Представитель ответчика Управления образования МО Кореновский район по доверенности Батог С.М. в судебном заседании требования прокурора Кореновского района признала, не возражала против их удовлетворения.
Представитель ответчика МОАНУ СОШ № 17 им. К.В. Навальневой, администрации МО Кореновский район в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о дне, времени и месте слушания дела своевременно и надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что в прокуратуру Кореновского района поступило обращение Чолан Н.В. о не принятии МОАУ СОШ № 17 им. К.В. Навальневой МО Кореновский район мер по выплате денежной компенсации вместо предоставления питания ее несовершеннолетнему ребенку ЧФР
Материалами дела подтверждено, что ЧФР. зачислен в списки обучающихся школы приказом от <...> Приказом директора СОШ № 17 от <...> ЧФР переведен на индивидуальное обучение на дому.
В период с <...> по настоящее время ЧФР находится на индивидуальном обучении на дому.
Суд установил, что ЧФР. относится к категории детей, нуждающихся в особой защите государства путем предоставления комплекса социальных прав, направленных на достойное поддержание жизненных потребностей несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем, образовательным учреждением в соответствии с законодательством не приняты меры по организации питания детей на дому либо выплате соответствующей компенсации.
Согласно п.4 ст.37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон № 273-ФЗ) обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Обучение детей, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому. Основанием для этого является заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) (часть 5 статьи 41 Закона № 273-ФЗ).
Исходя из п. 7 ст. 79 Закона № 273-ФЗ обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Письмом Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому» дано разъяснение, согласно которому дети- инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены, в данном случае, органами местного самоуправления (ч.ч. 1, 4 ст. 37 Закона № 273-ФЗ, ч. 6 ст. 26 Закона Краснодарского края от 16.07.2013 № 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае").
Однако, администрацией муниципального образования вопрос обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием длительное время не решался, нормативно-правовой акт по данному вопросу не принимался. Лишь по результатам внесенного 09.11.2020 прокуратурой района представления, постановлением администрации муниципального образования Кореновский район от 29.12.2020 № 2117 утвержден Порядок организации обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном образовании Кореновский район.
Постановлением администрации муниципального образования Кореновский район от 24.08.2021 № 991 признано утратившим силу постановление от 29.12.20120 № 2117 и утвержден Порядок организации обеспечения бесплатным двухразовым питанием, ежемесячной компенсационной выплатой обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья и детей — инвалидов в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования Кореновский район» (далее по тексту - Порядок).
Пунктом 6.3. Порядка определено, что размер стоимости компенсации на одного обучающегося в день составляет: в возрасте 7-11 лет - 118, 28 рублей, в возрасте от 12 лет и старше - 143, 70 рублей.
Из материалов дела усматривается, что сумма, подлежащая компенсации в пользу ЧФР за период с 19.10.2018 по 28.02.2021 составляет 38 441, 00 рублей (из расчета - количество занятий - за 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 учебные годы - 452 дня (с учетом 5-ти дневной рабочей недели), стоимость компенсации за один день - 118, 28 рублей, сумма компенсации - 53 462, 56 рублей.
ЧФР. является несовершеннолетним, в силу возраста и состояния здоровья не может самостоятельно обратиться в суд. Законный представитель Чолан Н.В. в силу правовой неграмотности и отсутствия финансовой возможности заключить соглашение с адвокатом также не может обратиться в суд за защитой прав несовершеннолетнего ребенка. Однако права ЧФР. требуют защиты. Данный иск по существу направлен на защиту прав ребенка, а также защиту детства.
В соответствии с ч.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение.
Вместе с тем, поскольку общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ) - по общему правилу с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, компенсацию за возмещение питания следует рассчитывать за три прошедших года.
Таким образом, согласно проведенному расчету компенсация за питание ЧФР составила 33 120 руб.
В судебном заседании установлено, что 09 ноября 2021 года Чолан Н.В. обратилась с заявлением в МОАНУ СОШ №17 о выплате ей компенсации за бесплатное двухразовое питание на ЧФР за период с <...> по <...>, указав количество учебных дней — 401 день.
В связи с тем, что МОАНУ СОШ №17 не является распорядителем бюджетных средств, принимать расходные денежные обязательства за предыдущие годы не имеет полномочий, в выплате компенсации ей было отказано. К тому же, согласно отчету посещаемости учащегося ЧФР в период с <...> по <...> количестве учебных дней составило — 360, а не 401 день, как заявила Чолан Н.В.
Главным распорядителем бюджетных средств по такого рода выплатам, в том числе компенсационного характера, является управление образования администрации муниципального образования Кореновский район. При этом, управление образования не вправе осуществлять выплаты компенсации за питание для детей с ОВЗ за иные периоды до подачи заявления законным представителем, поскольку подобного рода выплаты имеют заявительный характер.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, помимо прочих полномочий, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Согласно пункту 12.1 части 1, части 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. Главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию.
Пунктом 1.4 Положения об управлении образования администрации муниципального образования Кореновский район, утвержденного решением Совета муниципального образования Кореновский район от 13.12.2010 № 91, регламентировано, что Управление образования обладает правами юридического лица, имеет лицевые счета в финансовом управлении администрации муниципального образования Кореновский район и органах Федерального казначейства, печать со своим наименованием, соответствующие бланки, штамп. Управление образования самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что доводы прокурора Кореновского района, изложенные в иске являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кореновского района в интересах ЧФР к административным ответчикам МОАНУ СОШ № 17 им. К.В. Навальневой, администрации МО Кореновский район, Управлению образования МО Кореновский район о предоставлении мер социальной поддержки – удовлетворить частично.
Обязать управление образования администрации муниципального образования Кореновский район обеспечить финансирование компенсационной выплаты на бесплатное двухразовое питание несовершеннолетнего ребенка-инвалида ЧФР за период его обучения в МОАНУ СОШ № 17 им. К.В. Навальневой муниципального образования Кореновский район, в сумме 33 120 руб.
Обязать МОАНУ СОШ № 17 им. К.В. Навальневой муниципального образования Кореновский район: выплатить денежную компенсацию на бесплатное двухразовое питание законному представителю несовершеннолетнего ЧФР. - Чолан Н.В. в размере 33 120 руб., в остальной части требований отказать.
Мотивированная часть решения изготовлена 29 марта 2022 года.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский райсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Кореновского районного суда: С.Н. Лазарович