Дело № 2-332/2024
Р Е Ш Е Н И Е.
Именем Российской Федерации
22 марта 2024 года. г.Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Крючкова С.И., при секретаре судебного заседания Горбачевой Л.А., с участием представителя истца Дижура Г.И. – адвоката Беспалова П.А., представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области – Брыкина А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дижура Геннадия Измаиловича, Дижура Николая Измаиловича к Администрации Городского округа Серпухов Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об исключении реестровой ошибки, установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, признании незаконным отказа органа исполнительной власти,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Дижур Г.И., Дижур Н.И. обратились в суд с иском к ответчикам Администрации городского округа Серпухов Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании реестровыми ошибками сведений, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости:
в отношении нежилого здания с кадастровым <номер> площадью 655,6 квадратных метров, расположенного по <адрес> (сведения о правообладателях отсутствуют), в части следующих реквизитов: площадь - 655,6 квадратных метров; количество этажей, в том числе подземных этажей – 3, в том числе подземных 0;
в отношении нежилого здания с кадастровым <номер> площадью 654 квадратных метров, расположенного по <адрес> (сведения о правообладателях отсутствуют), в части следующих реквизитов: вид объекта недвижимости - здание;
в отношении нежилого помещения с кадастровым <номер> площадью 1072,2 квадратных метров, расположенного по <адрес> (собственники Дижур Г.И. – 38/100 доли, Дижур Н.И. – 62/100 доли), в части следующих реквизитов: кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости – данные отсутствуют;
об исправлений сведений, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости:
в отношении нежилого здания с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, в части следующих реквизитов: площадь – с 655,6 квадратных метров на 1330 квадратных метров; количество этажей, в том числе подземных этажей – с 3 на 4, в том числе подземных с 0 на 1;
в отношении нежилого здания с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, в части следующих реквизитов: вид объекта недвижимости – со здание на нежилое помещение в пределах (составе) объекта недвижимости с кадастровым <номер>;
в отношении нежилого помещения с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, в части следующих реквизитов: кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости – данные отсутствуют на нежилое помещение в пределах (составе) объекта недвижимости с кадастровым номером <номер>
об установлении факта владения и пользования истцами нежилым зданием с кадастровым <номер>, расположенным по <адрес>;
о признании незаконным и необоснованным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в изменении почтового адреса в отношении нежилого помещения с кадастровым <номер>, с: <адрес>, обязав вышеуказанный орган местного самоуправления принять новое решение с присвоением истребуемого адреса.
В ходе судебного разбирательства истцами увеличен размер исковых требований с учётом его уточнения, а именно: о прекращении кадастрового учета в отношении нежилого помещения с кадастровым номером <номер> расположенного по <адрес>, с присвоением статуса архивный.
Истцы Дижур Н.И., Дижур Г.И. в настоящее судебное заседание не явились, будучи извещены надлежащим образом, передав полномочия своим представителям и представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Из текста искового заявления, уточненного искового заявления, объяснения представителя истца Дижура Г.И. - адвоката Беспалова П.А., действующего также на основании доверенности, данного в ходе судебного разбирательства и в настоящем судебном заседании, видно, что 24.08.1998 Дижур Н.И. по договору купли-продажи <номер> приобрел в собственность нежилые помещения общей площадью 779,9 кв.м., расположенные по <адрес>, должным образом зарегистрировал свое право (дата регистрации 01.10.1998 <номер>). 17.08.2001 Дижур Г.И. по договору купли-продажи нежилого помещения приобрел в собственность нежилое помещение общей площадью 72,6 кв.м., расположенное по <адрес>. Право собственности зарегистрировано МОРП 27.08.2001 за <номер> Здание, расположенное по <адрес>, состояло из помещений, приобретенных Дижуром Н.И. и Дижуром Г.И., других помещений в здании не было. 05.08.2005 Дижур Н.И. и Дижур Г.И. по договору купли-продажи (купчая) доли в праве собственности на земельный участок <номер> приобрели в совместную долевую собственность земельный участок, расположенный по <адрес>, зарегистрировав свое право надлежащим образом. На приобретенном земельном участке было зарегистрировано и располагалось вышеуказанное здание, другие здания зарегистрированы не были и не существовали. В ходе эксплуатации здания истцы произвели его реконструкцию и перепланировку - возвели пристройки под литерами А1 и А2, отремонтировали чердачные помещения под литером А3, переоборудовали подвальные помещения - литер пА и пА, первые и второй этажи основного строения литер А. В результате площадь помещений увеличилась. Реконструкция была произведена без разрешения, поэтому в 2007 году истцы обратились в Серпуховский городской суд с требованием о признании за ними права собственности на реконструированные нежилые помещения. Решением Серпуховского городского суда от 19.12.2007 по гражданскому делу <номер> признано право собственности Дижура Н.И. на нежилые помещения, расположенные по адресу <адрес>, под литерами А1 общей площадью 63,9 кв. м., А2 - 50,3 кв.м., пА1 - 126, 2 кв.м., А3 - 169,6 кв.м., А - 1 этаж помещения <номер> общей площадью 186,4 кв.м., А - 2 этаж помещения №<номер> общей площадью 376,5 кв.м., пА помещения №<номер> площадью 99,3 кв.м и право собственности Дижура Г.И. на нежилые помещения, расположенные по <адрес>, под литерами А3 помещения №<номер>,4- общей площадью 166,7 кв.м., А1 1 этаж помещение <номер> площадью 86,7 кв.м, <номер> площадью 1,3 кв.м, и <номер> площадью 3,1 кв.м. 29.02.2008 Серпуховским городским филиалом ГУП МО «МОБТИ» составлены технические описания № 24-02/08 (рс) и 23а-02/08 (рс) о закреплении за собственниками здания Дижуром Н.И. и Дижуром Г.И. обеих частей нежилого здания (инв. <номер>.079-2384) по <адрес>, общей площадью 1330 кв. м. (за Дижур Н.И. - часть <номер> общей площадью 1072,2 кв.м., а за Дижур Г.И. - часть <номер> общей площадью 257, 8 кв.м.). 11.03.2008 УФРС по Московской области зарегистрировано право собственности Дижура Г.И. на часть <номер> здания по адресу: <адрес>, как нежилое помещение общей площадью 257,8 кв.м. под условным <номер>, запись регистрации <номер>). 11.03.2008 УФРС по <адрес> зарегистрировано право собственности Дижура Н.И. на часть <номер> здания по адресу: <адрес>, как нежилое помещение общей площадью 1072,2 кв.м. под условным <номер>, запись регистрации <номер>). 31.03.2008 Серпуховским городским филиалом ГУП МО «МОБТИ» составлен технический паспорт нежилого здания по <адрес>, общей площадью 1330 кв.м. (инв. <номер>), согласно которому собственниками всего нежилого здания являются Дижур Г.И. (257,8 кв. м) и Дижур Н.И. (1072,2 кв.м.). 17.10.2010 Дижур Н.И. подарил Дижуру Г.И. 38/100 долей принадлежащих ему нежилых помещений общей площадью 1072,2 кв.м. (зарегистрировано в ЕГРН 25.01.2011, запись регистрации <номер>). 12.05.2014 нежилому помещению общей площадью 257,8 кв.м. под условным <номер> (часть <номер> здания по <адрес>, принадлежащее Дижуру Г.И,) присвоен кадастровый <номер>, с указанием, что оно входит в состав объекта недвижимости с КН <номер>. 19.09.2014 нежилому помещению общей площадью 1072,2 кв.м. под условным <номер> (часть <номер> здания с инв. <номер> по <адрес>, принадлежащее на праве долевой собственности Дижуру Н.И. (68/100) и Дижуру Г.И. (38/100)) присвоен кадастровый <номер>, с указанием, что оно находится на 1 и 2 этаже, однако в графе «Кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости:» отсутствуют сведения о здании, в котором находится это помещение (выписка из ЕГРН от 01.02.2023 <номер>). Согласно выписке из ЕГРН от 10.06.2023 <номер> на объект недвижимости с КН <номер>, он представляет собой 3-х этажное нежилое здание, 1917 года постройки, расположенное по <адрес>, общей площадью 655,6 кв.м., инв. <номер>.079-2384, на земельном участке с КН <номер>, поставлено на кадастровый учет 29.07.2012. Собственник отсутствует. Также по данным ЕГРН (выписка от 10.06.2023 <номер>) на земельном участке с КН <номер> по адресу: г. Серпухов Московской области, ул. 1-я Московская, д. 11, числится еще одно 3-х этажное здание 1917 года постройки, с тем же инв. <номер>.079-2384, общей площадью 654 кв.м., с КН <номер>, поставлено на учет 29.07.2012. Собственник отсутствует. То есть указанные здания поставлены на кадастровый учет и им присвоены кадастровые номера без заявления собственника, автоматически, вероятно на основании документов, поступивших из ГУП МО «МОБТИ», но с ошибками. При сложении площадей обоих зданий получается 1309,6 кв.м., то есть площадь здания с инв. <номер>, присвоенным БТИ по данным технического паспорта на 31.03.2008 с погрешностью 0,15%. Конфигурация и площади помещений, входящих в состав обоих зданий, также идентичны конфигурации и площадям помещений здания с инв. <номер>, присвоенным БТИ по данным технического паспорта на 31.03.2008. Таким образом, по данным ЕГРН на земельном участке с КН <номер> по адресу: г. Серпухов Московской области, ул. 1-я Московская, д. 11, находятся два нежилых здания с КН <номер> и КН <номер> с одинаковым инвентарным номером <номер> что не соответствует действительности. То есть регистрирующим органом ошибочно внесены в ЕГРН следующие сведения об основных характеристиках объектов недвижимости: неверно указана площадь здания с КН <номер> указано «655 кв.м.» - должно быть «1330 кв.м.»; неверно указан вид объекта недвижимости с КН <номер>, указано «здание» - должно быть «нежилое помещение в пределах объекта недвижимости с КН <номер> неверно указаны сведения об отсутствии сведений о расположении помещения с КН <номер> в пределах иных объектов недвижимости, указано «сведения отсутствуют», должно быть «КН <номер> неверно указана этажность здания с КН <номер>, указано этажность здания «3» в том числе подземных «0», должно быть этажность «4», в том числе подземных «1». С целью устранения указанных реестровых ошибок, по заказу истцов кадастровым инженером составлен технический план на здание с КН <номер>, согласно которому установлено, что площадь здания составляет 1330 кв.м. Здание расположено на земельном участке с КН <номер>. Других строений на участке нет. Характеристики здания, площадь его помещений соответствуют решению Серпуховского городского суда от 19.12.2007 по гражданскому делу <номер> и техническому описанию <номер> (рс) от 29.02.2008. Здание разделено на два помещения с КН <номер> (общей площадью 1072,2 кв.м.) и КН <номер> (общей площадью 257,8 кв.м.). Других помещений в здании нет. Истцы неоднократно обращались в Росреестр с заявлениями о приведение в соответствие сведений (ранее переданных МУП МО БТИ) о зданиях с КН <номер> и КН <номер> и нахождении в них помещений с КН <номер> и КН <номер>, расположенных по адресу: Московская область, г Серпухов, ул. 1-ая Московская, д.11, однако на все обращения получали ответы об отсутствии кадастровых и технических ошибок, отсутствии «задвоения» кадастровых номеров зданий. Истцы не имеют возможности во внесудебном порядке внести изменения в ЕГРН, поскольку в ЕГРН отсутствуют сведения о правообладателях этих зданий. Таким образом, указанные записи произведены в ЕГРН ошибочно и сведения в ЕГРН подлежат приведению в соответствие, поскольку нарушают права истцов как фактических собственников вышеуказанного нежилого здания. Истцы с 1998 года по настоящее время открыто владеют и пользуются зданием с КН <номер> при вышеописанных обстоятельствах. Истцы неоднократно обращались в Росреестр с заявлениями о приведении в соответствие зданий с КН <номер> и КН <номер> и нахождении в них помещений с КН <номер> и КН <номер>, расположенных по <адрес>, однако получали отказы, в связи с отсутствием сведений о правообладателях здания с КН <номер>, ввиду его постановки на кадастровый учет без участия правообладателей, автоматическом, с ошибками. В этой связи истцы не могут получить надлежащие документы без обращения в суд. Установление факта владения и пользования зданием необходимо заявителям для внесения в ЕГРН сведений о них, как о собственниках указанного здания, и получения возможности корректировки сведений об объекте недвижимости в дальнейшем во внесудебном порядке. Спор о праве отсутствует, поскольку истцам принадлежат все помещения. В связи с преобразованием г. Серпухова в городской округ Серпухов, истец Дижур Г.И. неоднократно обращался Администрацию г.о. Серпухов с заявлением об изменении адреса помещения с КН <номер> с имеющегося «<адрес> Однако, в изменении адреса было отказано (148-ТГ-Исх-6/1881 от 08.08.2023) со ссылкой на ранее принятое Решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Присвоение объекту адреса и аннулировании такого адреса» от 24.05.2023 №РО-2023-81, которого истец не получал и не видел. В оспариваемом отказе Администрация г.о. Серпухова также указывает, что принято положительное решение об изменении адреса земельного участка с КН <номер> с имеющегося «<адрес>». Администрация обязана инициативно привести почтовые адреса в соответствие с новым наименованием муниципального образования, тем более, при уже имеющемся факте изменения наименования конкретного адреса земельного участка. Расположение на земельном участке с адресом городской округ Серпухов, г. Серпухов, ул. 1 -я Московская, 11 объектов недвижимости с иным адресом прямо нарушает базовый принцип ЗК РФ и в частности п.5 ст. 1. Кроме того, оспариваемый отказ вынесен с нарушением требований административного регламента предоставления государственной услуги «Присвоение объекту адресации адреса и аннулировании такого адреса», утвержденного распоряжением начальника главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 24.08.2017 № 31РВ-166, что является самостоятельным снованием для отмены обжалуемого решения. Оспариваемый отказ нарушает законные права и интересы истцов - собственников нежилого помещения, поскольку отсутствие у помещения актуального почтового адреса не позволяет истцам совершать сделки по сдаче объекта недвижимости в аренду предпринимателям, торгующим лицензированной продукцией, зарегистрировать договор аренды на длительный срок в органах Росреестра, совершать иные действия правового характера.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Брыкин А.А. в судебном заседании поддержал письменные объяснения, требования о признании и исправлении реестровой ошибки оставил на усмотрение суда. Пояснил, что аннулировать кадастровые номера невозможно, можно поставить только два статуса – архивный или активный. Если снять с учета спорные помещения, то ничьи права затронуты не будут.
Представитель ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области в судебное заседание не явился, представив письменные объяснения по существу иска и заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Представитель третьего лица ГБУ МО «МОБТИ» в настоящее судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Допрошенный в судебном заседании от 22.01.2024 в качестве специалиста Ш. показал, что к нему обращался собственник здания по вопросу приведения его в соответствие с публичной картой, предоставлял всю техническую документацию. По сведениям ЕГРН на кадастровом учете по адресу здания: <адрес>, расположено восемь объектов недвижимости, но большинство из них носят характер «погашено», то есть архивные. Были предоставлены документы, как на само здание, так и на несколько помещений. Очевидно, что здание едино, его общая площадь соотносится с суммой площадей помещений. Когда возникают правоотношения внутри здания, то есть помещения сдаются в аренду, приобретаются в собственность, то они регистрировались отдельно в БТИ. Ранее полномочия передавались от Росреестра к БТИ, но у двух организаций разные положения о ведении документации и учета. Поэтому под новым кадастровым номер могло пониматься как этаж, так и помещение. Инвентарный номер на все объекты недвижимости действительно единый. Считает, что данный случай является технической ошибкой, необходимо в отношении одного здания внести все характеристики, кадастровые номера тех помещений, которые в нем находятся. Сложно определить, какой кадастровый номер стоит присваивать главным, в реестр внесены не полноценные данные в отношении всех объектов недвижимости, желательно ненужные номера упразднить, признать их архивными. В отношении общей площади нужно внести - 1330 кв.м., по требованиям на сегодняшний день должно быть указано четыре этажа с подземным, в отношении объекта недвижимости с кадастровым <номер> нужно признать его архивным. В отношении данного объекта недвижимости графической части нет. В отношении объекта недвижимости с кадастровым <номер> по выписке из ЕГРН есть графическая часть. К данному кадастровому номеру привязан кадастровый номер последние цифры …:186, а вторая часть – с кадастровым <номер> не привязана ни к какому зданию, нужно изменить этажность и подвал, чтобы устранить два здания на одном участку. Кадастровый инженер сам исправить данную ошибку не может, только если перевести в статус помещения, который ни к чему не привязан. Можно обязать признать кадастровые номера архивными, но они это должны делать самостоятельно, без обращения в суд.
В соответствии с копиями свидетельств о государственной регистрации права, решения Серпуховского городского суда Московской области от 19.12.2007, определения Серпуховского городского суда Московской области от 31.01.2008, договора дарения от 17.10.2010 - истцы Дижур Г.И., Дижур Н.И. являются собственниками спорных объектов недвижимости и земельного участка площадью 1761 кв.м., расположенного по <адрес> (том 1 л.д. 15-20, 21-22, 23, 36-37).
В материалы дела представлены копии: технического паспорта, составленного по состоянию на 31.03.2008, на нежилое помещение, расположенное по <адрес>; технического плана от 16.02.2023; выписок из ЕГРН в отношении спорных объектов (том 1 л.д. 24-35, 41-95, 96-130, 230-232).
Истцы неоднократно обращались в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии с заявлениями о приведении в соответствие сведений в отношении зданий с кадастровыми <номер> и нахождении в них помещений с <номер>, расположенных по <адрес>, однако получили ответы об отсутствии кадастровых и технических ошибок, дублировании кадастровых номеров зданий (том 1 л.д. 38-39, 40, 131, 132-133, 134-136, 137, 138-139, 140-142).
Постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 26.05.2023 № 2957-П земельному участку с кадастровым <номер> присвоен адрес: Московская область, городской округ Серпухов, город Серпухов, улица 1-я Московская, земельный участок 11 (том 1 л.д. 143-144).
По запросу суда в материалы дела представлена копия инвентарного дела на нежилое здание, расположенное по <адрес> (том 1 л.д. 156-201).
Уведомлением Межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Росреестра по Московской области от 24.10.2024 отказано в исправлении технической ошибки в сведениях ЕГРН о здании с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, в связи с тем, что объект недвижимости с кадастровым <номер> является ранее учтенным нежилым зданием, лит.А пл. 654,0 кв.м., переданный в ФГИС из ГКН. Изменить вид объекта на помещение не предоставляется возможным (том 1 л.д. 202).
Уведомлением Межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Росреестра по Московской области от 24.10.2024 отказано в исправлении технической ошибки в сведениях ЕГРН о здании с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, в связи с тем, что объект недвижимости с кадастровым <номер> является ранее учтенным нежилым зданием, лит.А пл. 655,6 кв.м., переданный в ФГИС из ГКН. Техническая ошибка – отсутствует. Есть наличие реестровой ошибки (том 1 л.д. 203).
Уведомлением Межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Росреестра по Московской области от 24.10.2024 отказано в исправлении технической ошибки в сведениях ЕГРН о здании с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, в связи с тем, что объект недвижимости с кадастровым <номер> является ранее учтенным нежилым помещением, лит.А, А1, А2, пА1, А3, пА пл. 1072,2 кв.м., переданный в ФГИС из ГКН. Техническая ошибка – отсутствует. Есть наличие реестровой ошибки (том 1 л.д. 204).
Из ответа Администрации городского округа Серпухов Московской области от 19.01.2024 на судебный запрос следует, что в соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов»: «3. Адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать следующим требованиям: а) уникальность. Один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (строению), сооружению; б) обязательность. Каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес в соответствии с настоящими Правилами; в) легитимность. Правовую основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр.». На основании заявления Дижура Г.И. от 10.07.2023 № вх-6/1881, поступившего в Администрацию городского округа Серпухов Московской области, о присвоении объекту недвижимости - помещению с кадастровым <номер> нового юридического адреса в связи с административной реформой, и заявки Дижура Г.И. от 15.05.2023 <номер>, поданной посредством Федеральной информационной адресной системы, о присвоении адреса объекту адресации - помещению с кадастровым <номер>, в рамках предоставленных полномочий по присвоению адресов, а также размещению таких адресов в государственном адресном реестре (ГАР) с помощью ФИАС, Администрацией городского округа Серпухов в соответствии с пп. д) п. 34 Правил были поданы межведомственные запросы в Филиал публично-правовой компании «Росреестр» по Московской области на вышеназванный объект адресации - помещение с кадастровым <номер> на получение выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, являющемся объектом адресации (в случае присвоения адреса объекту адресации, поставленному на кадастровый учет). Согласно полученным сведениям, у помещения с кадастровым <номер> отсутствует привязка к зданию, в котором данное помещение располагается, а именно: в Выписках из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 01.02.2023 и от 10.01.2024 графа «Кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости:» имеет значение «данные отсутствуют». Кроме того, в Выписках отсутствует адрес помещения с кадастровым <номер> вместо чего указано «Местоположение: <адрес>». В соответствии с пп. 9, 9(1) Правил: «9. При присвоении адресов зданиям (строениям), сооружениям, в том числе строительство которых не завершено, такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания (строения), сооружения. 9(1). При присвоении адресов помещениям, машино-местам такие адреса должны соответствовать адресам зданий (строений), сооружений, в которых они расположены. В соответствии с п. 51 Правил: 51. Структура адреса помещения в пределах здания (строения), сооружения в дополнение к обязательным адресообразующим элементам, указанным в пункте 47 настоящих Правил, включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами: а) наименование элемента планировочной структуры (при наличии); б) наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии); в) тип и номер здания (строения), сооружения; г) тип и номер помещения в пределах здания, сооружения; д) тип и номер помещения в пределах квартиры (в отношении коммунальных квартир). В соответствии с п. 26 Правил: 26. Датой присвоения объекту адресации адреса, изменения или аннулирования его адреса признается дата внесения сведений об адресе объекта адресации в государственный адресный реестр». Учитывая действующее законодательство в отношении объекта адресации - помещения с кадастровым <номер> выявлено: 1. Адрес, указанный в документах на право собственности, и местоположение объекта, указанное в ЕГРН, не отвечает требованиям пп. 9, 9(1), 47, 51 Правил. 2. Адрес помещения отсутствует в ГАР. На основании изложенного был сделан вывод, что у заявленного объекта адресации - помещения с кадастровым <номер>, отсутствует уникальный, легитимный, структурированный адрес, в связи с чем, требуется осуществление процедуры по присвоению адреса вышеназванному объекту адресации. Для принятия решения о возможности присвоения актуального адреса объекту адресации - помещению с кадастровым <номер> была получена дополнительная общедоступная информация посредством сети Интернет (<данные изъяты>) по адресу: <адрес>, с целью выявления кадастрового номера здания, в котором могло бы располагаться интересующее помещение. Обнаружились 38 различных объектов недвижимости, с одним и тем же вышеуказанным адресом, что противоречит действующему законодательству (см. п. 3 Правил). Данная информация также не дала возможности однозначно определить местоположение помещения с кадастровым <номер>. Также необходимо отметить, что в соответствии с п. 7 Правил «7. Присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляются уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил...». Администрация городского округа Серпухов в рамках предоставленных полномочий по собственной инициативе, используя электронный отраслевой картографический материал, хранящийся в Управлении архитектуры и строительства Администрации городского округа Серпухов, адресовала земельный участок с кадастровым <номер> и внесла актуальный адрес земельного участка ГАР. Согласно сведениям ЕГРН, полученным при адресации земельного участка с кадастровым <номер> в рамках межведомственного взаимодействия, выявлены объекты недвижимости с кадастровыми <номер> расположенные в его границах. Координатное описание данных объектов недвижимости отсутствует, что не дает ^ возможности точно определить их местоположение. В соответствии с пп. б) п. 18 Правил был осуществлен визуальный осмотр территории земельного участка с кадастровым <номер> посредством электронного картографического аэрофотоснимка, размещенного в региональной географической информационной системе (ГРИС) с наложением границ земельных участков Росреестра. Двух зданий в границах вышеназванного земельного участка не выявлено. Кроме того, по характеристикам зданий с кадастровыми <номер> выявлено: площади 654 кв.м, и 655,6 кв.м, (соответственно), наличие 3-х этажей, идентичный инвентарный <номер>, что дает возможность предположить задвоение кадастрового учета одного и того же здания. На лицо противоречивость сведений об объектах недвижимости с кадастровыми <номер>. Также по сведениям ЕГРН в объектах недвижимости - зданиях с кадастровыми <номер> помещение с кадастровым <номер> отсутствует. В соответствии с п. 40 Правил в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если (в том числе): «б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе;». В соответствии с вышеизложенным, заявителю Дижуру Г.И. были подготовлены отказы в присвоении адреса объекту адресации - помещению с кадастровым <номер>. Рекомендовано осуществить привязку данного помещения к зданию, в котором оно расположено, уточнить, не является ли кадастровой ошибкой наличие двух зданий в границах земельного участка с кадастровым <номер>, а также привести документы на недвижимость в соответствие действующему законодательству (том 2 л.д. 9-10, 11-25).
Решением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 24.05.2023 № РО-2023-81 Дижур Г.И. отказано в присвоении (аннулировании) адреса объекту – помещению с кадастровым <номер>, расположенному по <адрес>, поскольку информация об объекте не позволяет однозначно определить его местоположение или границы объекта адресации не установлены в соответствии с федеральным законодательством (том 2 л.д. 49).
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, допросив специалиста, исследовав письменные материалы дела, суд считает возможным удовлетворить исковые требования частично.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации. Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде. Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Основания приобретения права собственности предусмотрены ст. 218 ГК РФ, согласно которой право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных ст.302 ГК РФ случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действовавшими до 01 января 2017 года) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действовавшей до 01 января 2017 года) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действовавшей до 01 января 2017 года) проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. Форма свидетельств и специальной надписи устанавливается Правилами ведения Единого государственного реестра прав.
В соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действовавшими до 01 января 2017 года) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. При отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности ее исправления на основании заявления заинтересованного лица орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, обязан отказать в исправлении технической ошибки в записях, направив уведомление об этом с указанием причин отказа обратившемуся с заявлением об исправлении технической ошибки лицу в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке.
Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к заполнению и формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Указанное в части 1 настоящей статьи заявление может быть представлено в форме электронного документа посредством использования личного кабинета без подписания его усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:
1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;
2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;
3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.
В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
5. Уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в форме и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.
6. При обнаружении органом регистрации прав или публично-правовой компанией реестровой ошибки, в том числе в результате рассмотрения информации о возможном наличии реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, предоставленной органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на установление границ населенного пункта или территориальной зоны, либо заявления заинтересованного лица о возможном наличии реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, местоположения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке (далее также - контур здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства с границами земельных участков (за исключением пересечения границ территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка в случаях, если это допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами), орган регистрации прав принимает решение о необходимости устранения реестровой ошибки, которое должно содержать дату выявления реестровой ошибки и описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, указание причин необходимости устранения реестровой ошибки, а также порядок устранения реестровой ошибки. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия указанного решения, орган регистрации прав направляет указанное решение правообладателям объектов недвижимости или в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на установление границ лесничеств, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон (далее - уполномоченные на установление границ органы), для обеспечения исправления реестровой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав указанного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Реестровая ошибка может быть исправлена на основании вступившего в законную силу решения суда.
6.1. По истечении одного месяца со дня направления в предусмотренные частью 6 настоящей статьи органы решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в описании местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств при непоступлении из уполномоченных на установление границ органов документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки, публично-правовая компания вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с учетом положений, установленных частями 10 - 10.8, 12, 14 и 16 статьи 34 настоящего Федерального закона.
По истечении одного месяца со дня направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка (земельных участков), местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в случае, если правообладателем соответствующего объекта недвижимости не представлены документы, на основании которых обеспечивается устранение реестровой ошибки (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевой план или технический план), орган регистрации прав вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка (таких земельных участков), местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства без согласия их правообладателя при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий. На основании поступившего в орган регистрации прав заявления правообладателя земельного участка, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства о его согласии с изменением сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка (земельных участков), местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства орган регистрации прав вносит соответствующие изменения до истечения указанного в настоящей части срока. Орган регистрации прав вправе продлить этот срок на основании заявления правообладателя земельного участка (земельных участков), здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на срок, указанный в таком заявлении, но не более чем на три месяца (если такое заявление поступило в орган регистрации прав до истечения указанного в настоящей части срока). Изменение сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка (земельных участков), местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом после данного изменения сведений допускается увеличение площади земельного участка не более чем на десять процентов или уменьшение площади земельного участка не более чем на пять процентов относительно площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при этом уточнении границ была допущена реестровая ошибка).
При исправлении реестровых ошибок в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, орган регистрации прав на основании имеющихся и (или) полученных дополнительно документов и материалов вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения о местоположении границ (координатах характерных точек границ) смежных и (или) несмежных земельных участков, которые подлежат изменению или установлению при исправлении реестровых ошибок, сведения о площади земельных участков в соответствии с установленным местоположением границ таких земельных участков, сведения о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке (сведения о контурах зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства). В этом случае подготовка межевого или технического плана соответствующего объекта недвижимости не осуществляется.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных органом регистрации прав, в том числе в результате исправления реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков, сведений о местоположении границ и площади земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости на основании документов, представленных в орган регистрации прав собственником указанных земельного участка, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства после внесения таким органом сведений о местоположении границ земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке.
В целях реализации полномочий органа регистрации прав, предусмотренных частями 6.1, 7 и 7.1 настоящей статьи, публично-правовая компания осуществляет определение необходимых для устранения реестровых ошибок координат характерных точек границ земельных участков, в описании местоположения которых обнаружены реестровые ошибки, смежных и (или) несмежных с ними земельных участков, площадей всех таких земельных участков, определение координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в том числе в описании местоположения которых обнаружены реестровые ошибки, а также координат характерных точек границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств. При определении координат характерных точек границ указанных в настоящей части земельных участков местоположение их границ определяется в том числе с использованием картографической основы и (или) иных документов (материалов) исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах и (или) в документах, подтверждающих права на земельные участки, а при отсутствии таких документов исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельных участков при их образовании. В случае отсутствия таких документов или отсутствия в таких документах сведений о местоположении границ земельных участков их границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. Изменение площади земельных участков, указанных в настоящей части, допускается в соответствии с условием, указанным в части 7 настоящей статьи. При определении координат характерных точек границ указанных в настоящей части земельных участков также могут использоваться материалы землеустроительной документации, содержащейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и пространственные данные государственных фондов пространственных данных, ведомственных фондов пространственных данных, ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах расположенных на земельных участках объектов недвижимости, хранившихся по состоянию на 1 января 2013 года в органах (организациях) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, планово-картографические материалы, имеющиеся в органах местного самоуправления муниципальных районов, органах местного самоуправления муниципальных округов, городских округов, органах местного самоуправления поселений, и иные документы, содержащие сведения о местоположении границ земельных участков, включая сведения государственного лесного реестра. В документах и (или) материалах, подготовленных в результате определения публично-правовой компанией координат характерных точек границ земельных участков, обоснование местоположения уточненных границ земельных участков не приводится. При внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади таких земельных участков в связи с устранением органом регистрации прав реестровой ошибки государственным регистратором прав не осуществляется проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условия, указанного в части 7 настоящей статьи. Правообладатели земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в отношении которых публично-правовой компанией осуществляется определение координат характерных точек границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, не вправе препятствовать выполнению таких работ и обязаны обеспечить доступ к указанным объектам недвижимости.
Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельных участков, характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке при исправлении реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков, местоположения здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке в предусмотренном частью 7.1 настоящей статьи случае устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В случае, если органом регистрации прав в сведениях Единого государственного реестра недвижимости выявлена реестровая ошибка, связанная с использованием системы координат, отличной от местной системы координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении кадастрового округа (далее - иная система координат), орган регистрации прав при наличии у него параметров перехода (ключей) от иной системы координат к местной системе координат вправе без предварительного извещения заинтересованных лиц осуществить пересчет координат характерных точек всех границ (включая границы земельных участков, контуры зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и границы объектов, сведения о которых внесены в реестр границ), сведения о местоположении которых представлены в Едином государственном реестре недвижимости в иной системе координат, в местную систему координат и внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части местоположения таких границ, а в отношении земельных участков также в части их площади. Значение вычисленной в связи с таким пересчетом площади земельного участка может отличаться от первоначального значения площади не более чем на величину погрешности определения площади земельного участка, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В течение пяти рабочих дней со дня исправления реестровых ошибок и внесения сведений о границах земельных участков, контурах зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства в случаях, указанных в частях 6.1, 7, 7.1 и 7.5 настоящей статьи, орган регистрации прав, публично-правовая компания (в части исправления ошибок в сведениях реестра границ) обязаны уведомить об этом уполномоченные на установление границ органы, правообладателей земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.
Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, истцы Дижур Г.И. и Дижур Н.И. являются собственниками объектов недвижимого имущества с кадастровыми <номер> а также земельного участка площадью 1761 кв.м. с кадастровым <номер>, расположенных по адресу: <адрес>. Все вышеуказанные нежилые помещения входят в состав единого объекта недвижимости, расположенного на территории земельного участка площадью 1761 кв.м. с кадастровым <номер>, по <адрес>. Сведения же в органах Росреестра в отношени нежилых помещений с кадастровыми <номер> как самостоятельных объектов недвижимости носят ошибочный характер и подлежат исправлению в рамках завленных исковых требовавений с учетом объяснений, полученных от представителей органов Росреестра.
Согласно ст.ст. 264-265 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, либо при невозможности восстановления утраченных документов. В частности, в соответствии со ст.264ч.2 п.6 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом.
На основании ст.223 п.2 ГК РФ право собственности у приобретателя на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся вопросы присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
Исковые же требования об установлении факта владения и пользования истцами нежилым зданием площадью 1330 квадратных метров, инвентарный номер <номер> – в соответствии со сведениями, содержащимися в техническом паспорте, составленном ГУП МО «МОБТИ» в отношении указанного объекта недвижимого имущества по состоянию на 31 марта 2008 года, состоящим из помещений с кадастровыми <номер>, расположенных в границах земельного участка с кадастровым <номер> по <адрес>; о признании незаконным и необоснованным решения Администрации городского округа <адрес> об отказе в изменении почтового адреса в отношении нежилого помещения с кадастровым <номер>, с: <адрес>, обязав вышеуказанный орган местного самоуправления принять новое решение с присвоением истребуемого адреса подлежат оставлению без удовлетворения, так как не требуется признание вышеуказанного факта, имеющего юридическое значение, в судебном порядке с учетом установленных фактических обстоятельств; оспариваемое же решение органов местного самоуправления было вынесено с учетом представленных документов, в которых имелось несоответствие, вызванное вышеуказанными реестровыми ошибками, и не могло быть иным на дату его вынесения, что не лишает истцов в дальнейшем права на повторное обращение в органы местного самоуправления после исправления реестровым ошибок.
Исходя из изложенного, на основании ст.ст. 130, 131, 209, 218, 219, 223, 304 ГК РФ, Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь ст.ст.167, 194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать реестровыми ошибками сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми <номер> расположенных по <адрес>.
Исправить сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости в отношении вышеуказанных объектов недвижимости, а именно: прекратить кадастровый учет в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми <номер>, расположенных по <адрес>, с присвоением данным объектам статуса архивный.
Поставить на кадастровый учет как ранее учтенное нежилое здание площадью 1330 квадратных метров, инвентарный номер <номер> – в соответствии со сведениями, содержащимися в техническом паспорте, составленном ГУП МО «МОБТИ» в отношении указанного объекта недвижимого имущества по состоянию на 31 марта 2008 года, включив в состав этого нежилого здания помещения с кадастровыми <номер> и указав месторасположение указанного нежилого здания в границах земельного участка с кадастровым <номер> по <адрес>
Исковые требования об установлении факта владения и пользования истцами нежилым зданием площадью 1330 квадратных метров, инвентарный номер <номер> – в соответствии со сведениями, содержащимися в техническом паспорте, составленном ГУП МО «МОБТИ» в отношении указанного объекта недвижимого имущества по состоянию на 31 марта 2008 года, состоящим из помещений с кадастровыми <номер> расположенных в границах земельного участка с кадастровым <номер> по <адрес>; о признании незаконным и необоснованным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в изменении почтового адреса в отношении нежилого помещения с кадастровым <номер> с: <адрес>, обязав вышеуказанный орган местного самоуправления принять новое решение с присвоением истребуемого адреса – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Крючков С.И.
Мотивированное решение составлено 26 апреля 2024 года.