Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2081/2023 ~ М-1410/2023 от 25.04.2023

        Дело № 2-2081/2023    Копия

        РЕШЕНИЕ

        Именем Российской Федерации

г. Пермь                                                                                     14 июня 2023 года

Мотивированное решение составлено 20 июня 2023 года

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Симкина А.С.,

при секретаре судебного заседания Швецовой Н.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,

установил:

Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа (далее – Комитет) обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество.

В обоснование заявления указано, что 2 сентября 2022 г. недвижимое имущество – автомобильная дорога, протяженностью 361 м., расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> сельское поселение, <адрес>, кадастровый (далее также – Объект), принято Муниципальным образованием «<адрес> сельское поселение» на учёт в качестве бесхозяйного. В этой связи и в соответствии со ст. ст. 218, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имеются основания для признания права муниципальной собственности на указанный Объект за муниципальным образованием Пермский муниципальный округ Пермского края.

Заявитель – Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа, - извещённый о месте, дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, представителем заявителя направлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заинтересованное лицо – Управление Росреестра по Пермскому краю, - извещённое о месте, дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, представителем заинтересованного лица направлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Согласно ч. 1, ч. 3, ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

При изложенных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя, заинтересованного лица.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Из содержания ст. 12 ГК РФ следует, что защита гражданских прав осуществляется путём, в том числе признания права.

Согласно п. 1, п. 3, п. 5 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт, а в случае постановки на учёт линейного объекта по истечении трёх месяцев со дня постановки на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим её собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

С заявлением о принятии на учёт бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в п. 3 и 4 ст. 225 ГК РФ, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трёх месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учёт лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Согласно ч. 2 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подаётся в суд по месту её нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

В случае, если орган, уполномоченный управлять соответствующим имуществом, обращается в суд с заявлением до истечения года со дня принятия недвижимой вещи на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, судья отказывает в принятии заявления и суд прекращает производство по делу.

В соответствии с ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учёт в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г.              № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.

Из содержания ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что структуру органов местного самоуправления составляют, в том числе глава муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Положением ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Законом Пермского края от 29 апреля 2022 г.                       № 75-ПК «Об образовании нового муниципального образования Пермский муниципальный округ Пермского края» 1 января 2023 г. сформированы органы местного самоуправления Пермского муниципального округа и их функциональные органы.

Решением Думы Пермского муниципального округа Пермского края от 29 ноября 2022 г. № 58 «О вопросах правопреемства» установлено, что с 1 января 2023 г. администрация Пермского муниципального округа Пермского края является правопреемником, в том числе администрации Кукуштанского сельского поселения.

Решением Думы Пермского муниципального округа Пермского края от 28 декабря 2022 г. № 93 «О ликвидации администраций сельских поселений и Пермского муниципального района как юридических лиц» администрация Кукуштанского сельского поселения ликвидирована.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В этой связи, исходя из установленных ГПК РФ принципов диспозитивности и состязательности, правомерность заявленных требований определяется судом на основании оценки доказательств, представленных сторонами в обоснование (опровержение) их правовых позиций.

Из материалов дела следует и судом установлено, что недвижимое имущество - автомобильная дорога, протяженностью 361 м., расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> сельское поселение, <адрес>, кадастровый , принято на учёт как бесхозяйный объект недвижимости Муниципальным образованием «<адрес> сельское поселение», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) (л.д. 5-7, 22-24), а также отзывом Управления Росреестра по <адрес> (л.д. 25-26).

Сведения о зарегистрированных правах на указанный объект недвижимости в ЕГРН отсутствуют.

Из содержания письма Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> следует, что информация об Объекте в реестре федерального имущества отсутствует (л.д. 21).

Согласно уведомления Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа Объект в реестре муниципального имущества Пермского муниципального округа не значится (л.д. 29).

Принимая во внимание приведённые обстоятельства, учитывая, что с момента постановки на учёт указанного Объекта в качестве бесхозяйного имущества до подачи заявления о признании на такой Объект права муниципальной собственности в суд прошло более трёх месяцев, собственник (владелец) указанного имущества неизвестен, недвижимое имущество принято на учёт в качестве бесхозяйного в установленном порядке, сведения о наличии спора о праве в отношении Объекта отсутствуют, заинтересованных лиц в качестве правообладателей спорного объекта не установлено, суд приходит к выводу о том, что данный объект недвижимого имущества является бесхозяйным.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование о признании права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости подлежит удовлетворению.

    В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 293 ГПК РФ суд

решил:

Заявление Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество удовлетворить.

Признать за муниципальным образованием Пермский муниципальный округ <адрес> право муниципальной собственности на бесхозяйное имущество – автомобильная дорога, протяженностью 361 м., расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> поселение, <адрес>, кадастровый .

Решение является основанием для государственной регистрации права.

Решение в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в апелляционном порядке.

Судья: /подпись/                                                                                А.С. Симкин

Копия верна

Судья                                                                                                   А.С. Симкин

Подлинник подшит

в гражданском деле № 2-2081/2023

Пермского районного суда Пермского края

УИД 59RS0008-01-2023-001739-79

2-2081/2023 ~ М-1410/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края
Другие
Управление Росреестра по Пермскому краю
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Симкин Алексей Сергеевич
Дело на странице суда
permsk--perm.sudrf.ru
25.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2023Передача материалов судье
03.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2023Судебное заседание
20.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2024Дело оформлено
16.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее