дело №
УИД № RS001№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2021 г. г.Дальнегорск
Дальнегорский районный суд Приморского края в составе: судьи Ядвига Е.П., при секретаре Колосковой Е.В., с участием истца Зуева Г.Ю., представителя ответчика АО ГМК «Дальполиметалл» по доверенности Круглова А.А., представителей третьих лиц – Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Дальневосточное управление Ростехнадзора) в лице Г и О, представителя Дальнегорской первичной общественной профсоюзной организации АО «ГМК «Дальполиметалл» З, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зуева Г. Ю. к Акционерному обществу «Горно-металлургический комплекс «Дальполиметалл» о признании в части незаконным и отмене Акта № о несчастном случае на производстве Формы Н-1 от <дата>,
УСТАНОВИЛ:
Истец Зуев Г.Ю. обратился с иском в районный суд к ответчику АО «ГМК «Дальполиметалл», мотивируя свои исковые требования тем, что <дата> на участке «Королевский» рудника «Николаевский» с проходчиком 5 разряда подземного горного добычного участка Г произошёл несчастный случай на производстве, в результате которого он погиб. По факту несчастного случая было проведено расследование и составлен Акт № о несчастном случае на производстве Формы Н-1, утвержденный <дата>.
В соответствии с Актом № от <дата> основная причина несчастного случая нарушение (не соблюдение) работником при организации и осуществлении взрывных работ мер безопасности и дисциплины труда, выразившееся в нахождении взрывника в опасной зоне при выполнении им операции (производство работ) по присоединению проводов электровзрывной сети к взрывному прибору проверке токопроводимости (целостности) цепи (подп.9.1.1 п.9 Акта), производство взрывником взрывных работ без получения соответствующего разрешения руководителя взрывных работ в смене (горного мастера) и без руководства лицом технического надзора (подп.9.1.2 п.9.1 Акта).
Согласно выводам указанного Акта (подп.10.3 п.10) несчастный случай на производстве произошёл, в том числе и по вине истца, а именно:
Зуев Г.Ю. – генеральный директор АО ГМК «Дальполиметалл» ответственен в том, что, являясь в соответствии с п.12.1, 14 Устава АО ГМК «Дальполиметалл» единоличным исполнительным органом Общества, не обеспечил безопасные условия охраны труда работников Общества при исполнении ими трудовых обязанностей на рабочих местах, допустил нарушения специалистами и иными работниками Общества требований законодательства в области охраны труда и промышленной безопасности опасных производственных объектов, которые изложены в п.10.3 Акта № от <дата>.
С учётом изложенного, истец просит суд признать недействительным и отменить п.10.3 Акта № о несчастном случае на производстве Формы Н-1, утверждённого <дата> в части установления ответственности Зуева Г.Ю. по не обеспечению безопасных условий и охраны труда работников Общества при исполнении ими трудовых обязанностей на рабочих местах, допущению нарушения специалистами и иными работниками Общества требований законодательства в области труда и промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В судебном заседании истец Зуев Г.Ю. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что он, как руководитель исполнительного органа, должен разработать нормативный акт, согласованный с Ростехнадзором, в котором должен расписать весь порядок производственного контроля. Такое положение разработано им, согласовано и действует на предприятии. В этом положении чётко прописаны лица, которые осуществляют производственный контроль на предприятии. Предприятие большое, численность персонала порядка 1800 человек, и для этого имеются конкретные должностные лица, которым делегируются определенные полномочия. Те нарушения, которые приписаны ему в обжалуемом им Акте, это фактически полномочия других должностных лиц, которые у них находятся в штате. Какой конкретно пункт правил и закона он нарушил, кроме того, что он является руководителем юридического лица, в данном Акте не приведено. Те нарушения, которые приписываются ему как одному из виновников этого несчастного случая, являются незаконными. Истец просит суд отменить п.10.3 обжалуемого им Акта, как незаконный. Настаивает на том, что надлежащим ответчиком по его иску является именно АО ГМК «Дальполиметалл», на замену ненадлежащего ответчика надлежащим не согласен, поскольку данный Акт был составлен предприятием.
Представитель ответчика АО ГМК «Дальполиметалл» Круглов А.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, дополнительно пояснил, что на предприятии имеются локальные разработанные нормативные акты в сфере промышленной безопасности, которые соответствуют действующему законодательству. Назначен компетентный персонал, прошедший обучение в сфере промышленной безопасности, который ответственный за работу в сфере применения и использования взрывчатых материалов. Полагает, что вины истца не имеется. Несчастный случай, произошедший на производстве, расследуется предприятием, но так как в их случае происшествие является смертельным, была назначена комиссия, в составе надзорного органа – Ростехнадзора и большинство членов комиссии – сотрудники Ростехнадзора.
Представитель Дальнегорской первичной общественной профсоюзной организации АО «ГМК «Дальполиметалл» З в судебном заседании пояснила, что личной ответственности и вины истца Зуева Г.Ю. в произошедшем не усматривается.
Представитель Дальневосточного управления Ростехнадзора О в судебном заседании пояснил, что управление Ростехнадзора является федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, в соответствии с законодательством, регулирующим вопросы расследования несчастных случаев на производстве.
В данном случае Управление Ростехнадзора было инициатором создания комиссии, приказом территориального органа Ростехнадзора и возглавляли комиссию представители территориального органа Ростехнадзора. Он был заместителем председателя комиссии. Дальневосточное управление Ростехнадзора с доводами истца не согласно, и просит оставить исковое заявление без удовлетворения.
В соответствии с Уставом АО «ГМК «Дальполиметалл», единоличным органом исполнительной власти предприятия является его генеральный директор, который, в соответствии с Уставом, осуществляет текущую деятельность общества. АО ГМК «Дальполиметалл» эксплуатирует опасные производственные объекты и, в соответствии со ст.9 ФЗ № от <дата> «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего федерального закона, и иные нормативные принципы в области промышленной безопасности.
В соответствии со ст.9 и в соответствии со ст.11 этого Закона, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности. Постановлением Правительства № от 1999 года были утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля на опасных производственных объектах, которые обязана организация осуществлять. В соответствии с п.5 указанных Правил, ответственность за организацию и осуществление производственного контроля возлагается персонально на руководителя организации, в данном случае на истца - Зуева Г.Ю. Все пункты вменения вины истцу за данный несчастный случай были вынесены коллегиально комиссией.
В данном случае имеется конфликт интересов: ответчиком по делу является АО ГМК «Дальполиметалл», а истцом его прямой руководитель – генеральный директор предприятия Зуев Г.Ю. – работодатель, который допустил несчастный случай. Представитель ответчика действует по доверенности, выданной самим же истцом – Зуевым Г.Ю.
В соответствии со ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда путем организационных и иных мер, т.е. случай произошёл, ряд причин, по которым возможно произошел несчастный случай, комиссия установила, что это косвенные причины, их вменили ряду должностных лиц АО «ГМК «Дальполиметалл» и генеральному директору АО «ГМК «Дальполиметалл». Прямая причина – это вина погибшего, который грубо нарушил требования охраны труда и промышленной безопасности. Все косвенные причины, которые были установлены, могли частично послужить возникновению данного несчастного случая.
Часть 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ содержит прямое требование о том, что работники опасного производственного объекта обязаны соблюдать положения нормативно-правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте.
Соблюдение законодательства промышленной безопасности возлагается в соответствии с законодательством на первого руководителя организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.
Представитель Дальневосточного управления Ростехнадзора Г в судебном заседании пояснил, что взрывник находился в опасной зоне при проведении определенных работ, вследствие чего он и погиб, это является его прямым нарушением. Но необходимо учитывать организацию труда на предприятии со стороны руководства предприятия, в котором были нарушения в организации работ. Снимать ответственность с инженерно-технических работников, включая руководителя предприятия, нельзя. Каждый месяц сотрудники Ростехнадзора выявляют в АО «ГМК «Дальполиметалл» не менее 10 нарушений в сфере требований законодательства в области промышленной безопасности. В сентябре 2021 года инспектор выявил 12 нарушений на руднике «2-ой Советский» в области обращения со взрывчатыми веществами. Уроки из данного несчастного случая на предприятии не извлечены, система осуществления производственного контроля не поменялась. Как нарушения требования законодательства были, так они и остались. Предприятие в сторону улучшения работ никаких попыток не предприняло. Вина Зуева Г.Ю. установлена комиссией в соответствии с трудовым законодательством и законодательством в области промышленной безопасности.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ и Положением «Об особенностях расследования несчастных случаев на производстве», утверждённым постановлением № Минсоцздравразвития, которое утвердило формы документов для расследования несчастных случаев на производстве, по результатам расследования составляются равнозначные два документа: Акт Н-1, пункт из которого оспаривается истцом, и Акт формы №, который истцом вообще не обжалуется.
Представители Государственной инспекции труда в Приморском крае, ГУ-Приморское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Управления охраной труда администрации Кавалеровского муниципального района ПК, Федерации профсоюзов Приморского края, в судебное заседание не явились, в их адрес судом направлялись судебные извещения.
Выслушав участников судебного разбирательства, их доводы, изучив представленные материалы гражданского дела и дополнительные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В судебном заседании установлено, что на основании приказа № от <дата> в соответствии с Протоколом внеочередного общего собрания акционеров Акционерного общества «Горно-металлургический комплекс «Дальполиметалл» от <дата> Зуев Г. Ю. с <дата> вступил в должность генерального директора АО ГМК «Дальполиметалл».
<дата> на участке «Королевский» рудника «Николаевский» с проходчиком 5 разряда подземного горного добычного участка Г произошёл несчастный случай на производстве, в результате которого потерпевший Г погиб.
<дата> приказом Дальневосточного управления Ростехнадзора № ПР-372-198-о была создана комиссия по расследованию несчастного случая со смертельным исходом и по результатам расследования составлен Акт Формы-4.
Согласно п.6.2 Акта о расследовании несчастного случая со смертельным исходом Формы - 4 АО «ГМК «Дальполиметалл» являясь работодателем, ответственно в том, что не обеспечило безопасные условия и охрану труда работников при исполнении ими трудовых обязанностей на рабочих местах, допустило нарушения специалистами и иными работниками Общества требований законодательства в области охраны труда и промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно п.6.3 указанного Акта – Зуев Г.Ю. – генеральный директор АО «ГМК «Дальполиметалл» ответственен в том, что являясь в соответствии с п.12.1, 14 Устава АО ГМК «Дальполиметалл» единоличным исполнительным органом Общества, не обеспечил безопасные условия и охрану труда работников Общества при исполнении ими трудовых обязанностей на рабочих местах, допустил нарушения специалистами и иными работниками Общества требований законодательства в области охраны труда и промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
<дата> был составлен Акт о несчастном случае формы Н-1, который был утверждён и подписан генеральным директором АО ГМК «Дальполиметалл» Зуевым Г.Ю.
Согласно п.10.3 этого Акта Зуев Г.Ю. – генеральный директор АО «ГМК «Дальполиметалл» ответственен в том, что являясь в соответствии с п.12.1, 14 Устава АО «ГМК «Дальполиметалл» единоличным исполнительным органом Общества, не обеспечил безопасные условия и охрану труда работников Общества при исполнении ими трудовых обязанностей на рабочих местах, допустил нарушения специалистами и иными работниками Общества требований законодательства в области охраны труда и промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Как единоличный руководитель предприятия Зуев Г.Ю. не обеспечил безопасные условия и охрану труда работников при исполнении ими трудовых обязанностей на своих рабочих местах.
Указанный Акт формы Н-1 был утверждён и подписан самим же Зуевым Г.Ю. как генеральным директором АО «ГМК «Дальполиметалл».
Кроме этого, согласно предшествующему Акту о расследовании несчастного случая со смертельным исходом Формы - 4 от <дата>, АО «ГМК «Дальполиметалл» в лице его генерального директора Зуева Г.Ю., как прямого непосредственного руководителя этого предприятия, являясь работодателем, ответственно в том, что не обеспечило безопасные условия и охрану труда работников при исполнении ими трудовых обязанностей на рабочих местах, допустило нарушения специалистами и иными работниками Общества требований законодательства в области охраны труда и промышленной безопасности опасных производственных объектов (п.6.2, п.6.2.1, п.6.2.2. Акта).
Зуев Г.Ю. – генеральный директор АО «ГМК «Дальполиметалл» ответственен в том, что являясь в соответствии с п.12.1, 14 Устава АО ГМК «Дальполиметалл» единоличным исполнительным органом Общества, не обеспечил безопасные условия и охрану труда работников Общества при исполнении ими трудовых обязанностей на рабочих местах, допустил нарушения специалистами и иными работниками Общества требований законодательства в области охраны труда и промышленной безопасности опасных производственных объектов (п.6.3, п.6.3.1., п.6.3.2. Акта Формы-4).
Данный Акт Формы-4 истцом ранее не обжаловался и не обжалуется в судебном заедании по гражданскому делу.
Являясь единоличным органом исполнительной власти предприятия Зуев Г.Ю. обращаясь в суд с исковыми требованиями к АО «ГМК «Дальполиметалл» просит отменить только пункт 10.3 Акта формы Н-1, утверждённого им же и касаемо его нарушений.
Однако истец не предъявляет исковых требований к Ростехнадзору – Дальневосточному управлению федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, комиссия которого согласно приказу № ПР-372-198-о от <дата> его руководителя была создана для расследования обстоятельств и причин несчастного случая со смертельным исходом, происшедшего <дата> на подземном руднике «Королевский» АО ГМК «Дальполиметалл». По результатам проведённого расследования указанной комиссией Ростехнадзора был составлен Акт о расследовании несчастного случая со смертельным исходом от <дата> Формы 4, который в том числе был положен в основу составления обжалуемого истцом и им же утверждённого Акта № о несчастном случае Формы Н-1 с этими же участвующими лицами комиссии.
Ответчиком по иску является АО «ГМК «Дальполиметалл», доверенность на представление интересов в суде выдана представителю Круглову А.А. самим же истцом - Зуевым Г.Ю., который в иске обжалует п.10.3 Акта № о несчастном случае на производстве Формы Н-1, им же утверждённого <дата>.
Как следует из пояснений, данных в судебном заседании представителем ответчика Кругловым А.А., вины истца Зуева Г.Ю. как генерального директора АО «ГМК «Дальполиметалл» не имеется, в связи с чем, исковые требования к АО «ГМК «Дальполиметалл» они признают в полном объёме.
Таким образом, Зуев Г.Ю. является истцом по настоящему делу, и одновременно руководителем ответчика АО «ГМК «Дальполиметалл», что свидетельствует о совпадении истца и ответчика в одном лице и отсутствии противоположных интересов между сторонами, что не соответствует положениям ч.1 ст.12 ГПК РФ, закрепляющей принцип состязательности сторон при осуществлении правосудия.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что в данном случае имеется конфликт интересов, выразившийся в совпадении интересов истца и ответчика по делу, спора между которыми фактически нет, материально-правовые и процессуальные интересы истца и ответчика по данному делу фактически совпадают и направлены на достижение общих целей и интересов сторон, что в данном случае исключает рассмотрение дела в суде, и является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании Зуев Г.Ю. настаивал на предъявлении исковых требований именно только к ответчику - АО «ГМК «Дальполиметалл» и был не согласен на замену этого ответчика иным по делу, надлежащим.
Согласно условиям статьи 41 ГПК РФ, суд во время разбирательства по делу может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В исковых требованиях Зуеву Г. Ю. к Акционерному обществу «Горно-металлургический комплекс «Дальполиметалл» о признании в части незаконным и отмене Акта № о несчастном случае на производстве Формы Н-1 от <дата> – отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.П. Ядвига