Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-65/2024 (2-286/2023;) ~ М-195/2023 от 25.12.2023

Дело № 2-65/2024

УИД 67RS0009-01-2023-000267-71

Р Е Ш Е Н И Е 6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Велиж                                                   15 марта 2024 года

Велижский районный суд Смоленской области

В составе: Председательствующего (судьи) Романов А.В.,

с участием помощника прокурора Велижского района Поповой Д.О.,

при секретаре Соколовой Е.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Велижского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО Крутовского сельского поселения, о возложении обязанности по созданию маневренного фонда,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Велижского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО Крутовского сельского поселения (далее по тексту – Администрация) с требованиями: - обязать Администрацию создать маневренный фонд состоящий из соответствующих жилых помещении, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указали, что прокуратурой Велижского района проведена проверка выполнения требований жилищного законодательства в МО Крутовского сельского поселения Велижского района Смоленской области. В ходе проверки установлено, что в нарушение ст.ст.14,19,92,95,106 ЖК РФ, п.3,6 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.1 Закона Смоленской области от 30.10.2014 N 141-з "О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения", постановления Правительства РФ №42 от 26.01.2006, на территории МО Крутовское сельское поселение маневренный фонд жилых помещений отсутствует. Неисполнение Администрацией обязанности возложенной на нее законом, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, по предоставлению жилых помещений в случаях, предусмотренных ст.95 ЖК РФ.

    Помощник прокурора Велижского района Попова Д.О. в судебном заседание исковые требования поддерживает, просит их удовлетворить, возложив на Администрацию обязанность по сознанию маневренного жилого фонда.

    Представитель Администрации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, об уважительных причинах неявки не сообщил в адрес суда, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие (ч.2.1 ст.113, ч.ч.1,4 ст.167 ГПК РФ).

     Выслушав объяснения помощника прокурора в поддержание иска, исследовав письменные доказательства, находящиеся в материалах дела и обозренные в судебном заседании, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации право на жилище является одним из основных конституционных прав гражданина Российской Федерации.

В силу ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

В силу ч. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии с пунктами 1, 4, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям.

В силу п.3,6 ч.1 ст.14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся: 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; 6) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

При этом ч. 3 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно ст.1 Закона Смоленской области от 30.10.2014 N 141-з "О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения", закрепить за сельскими поселениями Смоленской области вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 13, 13.1, 15, 18, 22, 26, 27, 31, 33.1,33.233.2, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

С учетом положений ч. 5 ст. 15, ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, п.3 ч.1, п.4 ч.2 ст.8 Устава МО Крутовское сельское поселение, к полномочиям сельского поселения относится создание и управление маневренным жилым фондом, являющимся одним из видов специализированного жилищного фонда.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч.2 ст.92 ЖК РФ).

Статьей 95 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; 2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; 3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания - в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Как установлено в судебном заседание, решением прокурора Велижского района от 21.12.2023 осуществлена проверка на наличие помещений маневренного фонда на территории Крутовского сельского поселения.

22.01.2024 прокурором Велижского района в адрес Главы МО Крутовское сельское поселение внесено представление об устранений нарушений в сфере жилищных правоотношений, по созданию маневренного фонда.

В ответе Администрации от 20.02.2024, от 26.02.2024 указано, что маневренный фонд отсутствует в МО Крутовское сельское поселение, жилые помещения находящиеся в собственности сельского поселения заняты по договорам социального найма и не могут быть отнесены к специализированному жилищному фонду. Необходимость в создании маневренного фонда отсутствует, при необходимости жилые помещения при наличии будут переведены в маневренный фонд. В настоящее время в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения стоит на учете в Администрации с 22.09.2022 года только Гузяев П.А., а также имеется 4 дома в аварийном состоянии.

Таким образом, на территории сельского поселения фактически отсутствует созданный в установленном законом порядке маневренный жилищный фонд в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда, что создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории поселения, при возникновении обстоятельств, перечисленных в ст. 95 ЖК РФ. На ответчика с учетом полномочии в области жилищных правоотношений, должна быть возложена обязанность по созданию маневренного жилищного фонда муниципального образования с целью соблюдения жилищных прав граждан

Доводы ответчика о том, что отсутствует необходимость в создании маневренного фонда, противоречат исследованным доказательствам, относительно наличия 4 аварийных жилых домов на территории сельского поселения, признании в 2022 году нуждающимся в жилом помещении 1 гражданина, что указывает об угрозе нарушения жилищных прав граждан при наличии основании предусмотренных ст.95 ЖК РФ и как следствие о текущей необходимости в сельском поселении в формировании жилых помещений маневренного фонда.

При этом закрепление жилых помещений в качестве маневренного фонда должно быть осуществлено Администрацией в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", для обеспечения прав граждан на временное проживание в таких жилых помещениях в случае возникновения непредвиденных, внезапно наступивших обстоятельств указанных в ст.95 ЖК РФ.

В связи с необходимостью возложения на ответчика обязанности по созданию маневренного жилищного фонда, с учетом материальных и временных затрат на создание данного жилищного фонда исходя из количества аварийных домов и лиц находящихся на учете в качестве нуждающихся, с отнесением жилых помещений к маневренному фонду, то в силу ст.204 ГПК РФ, суд считает разумным и обоснованным срок для исполнения решения суда, установить ответчику 12 месяцев.

В силу ст.103 ГПК РФ, п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, государственная пошлина от уплаты которой прокурор был освобождён, не подлежит взысканию с ответчика, так как орган местного самоуправления освобожден от оплаты государственной пошлины, в доход государства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199,204,206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

1. Исковое заявление прокурора Велижского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО Крутовского сельского поселения (ИНН 6701005223), о возложении обязанности по созданию маневренного фонда, удовлетворить.

2. Обязать Администрацию МО Крутовского сельского поселения (ИНН 6701005223), в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, создать маневренный жилищный фонд МО Крутовское сельское поселение, состоящий из соответствующих жилых помещении.

Решение может быть обжаловано и подано представление в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Велижский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

2-65/2024 (2-286/2023;) ~ М-195/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Велижского района
Ответчики
Крутовское сельское поселение
Суд
Велижский районный суд Смоленской области
Судья
Романов Алексей Викторович
Дело на сайте суда
velizh--sml.sudrf.ru
25.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2023Передача материалов судье
27.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2024Судебное заседание
19.02.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
06.03.2024Судебное заседание
15.03.2024Судебное заседание
15.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее