Дело № 11-13/2023
Мировой судья судебного участка № 1 Нижнетуринского судебного района Свердловской области Исмагулова Е.С.
Мотивированное определение изготовлено 04.09.2023 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 сентября 2023 года г.Нижняя Тура
Судья Нижнетуринского городского суда Свердловской области Лейпи Е.Н.,
при секретаре Шулак О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Свинцовой ... к ПАО «Т Плюс» о защите прав потребителя,
по апелляционной жалобе ответчика ПАО «Т Плюс» на решение мирового судьи судебного участка № 1 Нижнетуринского судебного района Свердловской области от 10 мая 2023 года (дело № 2-11902/2023 УИД 66MS0170-01-2023-0001054-43),
У С Т А Н О В И Л:
Истец А Свинцова И.А. обратилась к мировому судье судебного участка №1 Нижнетуринского судебного района с иском к ПАО «Т Плюс» о защите прав потребителя, мотивируя тем, что является собственником жилого помещения- <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Коммунальная услуга «отопление» по указанному дому оказывается ответчиком. В сентябре 2022г. за услугу «отопление» в объеме 1,65092 (1) Гкал ей было начислено 3240 руб. 95 коп., что приравнивается к оплате за месяц, вместе с тем, подача отопления началась с 09.09.2022г., а в период с 09.09.2022г. по 15.09.2022г. и с 17.09.2022г. по 19.09.2022г. услуга по отоплению не оказывалась в связи с проведением ремонтных работ, общедомовой прибор учета в указанное время находился на поверке.
Учитывая вышеуказанное, истец просила: обязать ответчика произвести перерасчет за услугу «отопление» за сентябрь 2022г., снизив её размер на 1698 руб. 25 коп., т.е. с 3240 руб. 95 коп. до 1542 руб. 70 коп.. Взыскать с ответчика: штраф в размере 849 руб. 12 коп., составляющий 50% от величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислять в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг; компенсацию морального вреда в размере 10000 руб. 00 коп., штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя, а также расходы, связанные с юридическими услугами, в сумме 40000 руб. 00 коп.
Определениями мирового судьи от 27.03.2023г., 18.04.2023г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, были привлечены: АО «Энергосбыт Плюс» и ООО «УК Антуфьев».
Мировым судьей по делу принято решение о частичном удовлетворении заявленных истцом требований, согласно которому на ПАО «Т Плюс» возложена обязанность произвести Свинцовой И.А. перерасчет платы за коммунальную услугу «отопление» за сентябрь 2022г. на сумму 1680 руб. 97 коп. С ответчика взыскан штраф в размере 849 руб. 12 коп., составляющий 50% от величины превышения начисленной платы над размером платы, компенсация морального вреда в сумме 5000 руб. 00 коп., штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя в размере 3340 руб. 49 коп., расходы, связанные с юридическими услугами, в сумме 16000 руб. 00 коп.
Не согласившись с таким решением, представитель ответчика ПАО «Т Плюс», действующий на основании доверенности, подал на него апелляционную жалобу, в которой просил решение мирового судьи отменить принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Истец Свинцова И.А., в судебном заседании просила оставить решение мирового судьи без изменения.
Представитель ответчика ООО «ПАО «Т Плюс» Копылова С.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель третьего лица АО «Энергосбыт Плюс» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ООО «УК Антуфьев» просил оставить решение мирового судьи без изменения.
Выслушав участников, изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что решение мирового судьи судебного участка № 1 Нижнетуринского судебного района Свердловской области от 10 мая 2023 года (дело №) подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Обеспечение исправности используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, по общему правилу, возложено на абонента (потребителя, собственника), что следует из положений ст. ст. 539, 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442 (далее Основные положения).
В соответствии с положениями ст. 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях);
б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях);
По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (п. 60 Правил N 354).
В ходе судебного разбирательства установлено, что Свинцова И.А. является собственником жилого помещения - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
ПАО «Т Плюс» является ресурсоснабжающей организацией помещений в многоквартирных жилых домах г. Нижняя Тура.
Поставщиком коммунальной услуги «отопление» является АО «Энергосбыт Плюс», о чем свидетельствует агентский договор, заключенные между ПАО «Т Плюс» и АО «Энергосбыт Плюс» от 01.07.2020г. (л.д.55-57).
Многоквартирный жилой дом №13 по ул. Машиностроителей в г.Нижняя Тура оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. С момента введения в работу прибора собственники квартир оплачивали фактически потребленное количество тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета в течение отопительного сезона. В период с марта 2022 по ноябрь 2022 ОДПУ находился в проверке, согласно акту проверки узла прибора учета тепловой энергии от 02.12.2022г., следует, что прибор учета установлен и соответствует требованиям проектной документации.
Постановлением Администрации Нижнетуринского городского округа от 05.09.2022 №864 начало отопительного сезона в городском округе определено с 09.09.2022г. Подключение жилищного фонда к системе централизованного отопления должно быть организовано на позднее 15.09.2022г. Расчеты с потребителями за поставленную тепловую энергию производятся с даты фактического подключения объектов и обеспечения расчетных параметров на узлах управления объектов (л.д.19-21).
15.09.2022 с 18:10 час. в жилом доме по адресу: г.Нижняя Тура, ул. Машиностроителей д.13, подключено теплоснабжение, что подтверждается телефонограммой №48/09 ПАО «Т Плюс», представленной стороной истца и ответчика.
Согласно представленным документам, судом установлено, что в оспариваемый период – сентябрь 2022г. ОДПУ на многоквартирном жилом доме №13, расположенном по ул. Машиностроителей в г.Нижняя Тура, отсутствовал.
Поскольку прибор учета не был введен в эксплуатацию, начисление платы за отопление с марта по май 2022 произведено ответчиком исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса в соответствии с п. 59(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N 354), за сентябрь 2022 года по нормативу потребления за полный месяц.
Подпункт "с" п. 31 Правил возлагает на исполнителя (ресурсоснабжающую организацию), предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 10.07.2018 N 30-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца", выразил правовую позицию о том, что одним из действенных правовых механизмов, стимулирующих потребителей коммунальных ресурсов к эффективному и рациональному их использованию и тем самым к бережному отношению к окружающей среде, является регламентация порядка определения платы за коммунальные услуги. В этих целях статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 12 ноября 2008 года N 975-О-О, от 16 апреля 2009 года N 570-О-О и от 1 октября 2009 года N 1099-О-О), общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, к числу которых часть 1 данной статьи относит учет потребленного коммунального ресурса, прежде всего, исходя из показаний приборов учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного способа определения количества энергетических ресурсов, использованием нормативов потребления коммунальных услуг. Этот принцип воспроизводится в части 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающей, в частности, что расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. Приведенным законоположениям корреспондируют регламентирующие отношения энергоснабжения и применимые к отношениям по снабжению тепловой энергией и прочими коммунальными ресурсами предписания Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 и статья 548).
Таким образом, действующее правовое регулирование придает приоритетное значение данным приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы.
В силу п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. В соответствии с п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные ст. ст. 539 - 547 настоящего кодекса применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. При этом абонент обязуется оплачивать принятую от энергоснабжающей организации энергию, количество которой определяется в соответствии с данными о ее фактическом потреблении.
Пунктами 18, 25 Организационно-методических Рекомендаций по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации. МДС 41-6.2000", утвержденных Приказом Госстроя РФ от 06.09.2000 N 203 предусмотрено, что заполнение систем теплопотребления должно производиться по графикам, разрабатываемым теплоснабжающими организациями совместно с потребителями. Включение систем отопления потребителей должно осуществляться по графику, составленному теплоснабжающей организацией и утвержденному органом местного самоуправления. Суммарное время, необходимое для начала подачи теплоты всем подготовленным потребителям, не должно превышать пяти суток.
Отопительный период должен быть начат, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 град. C и ниже, и должен быть закончен, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 град. C и выше. Конкретные сроки начала и окончания отопительного периода устанавливаются органом местного самоуправления.
В первую очередь следует включать системы отопления детских и лечебных учреждений; во вторую очередь должны быть включены системы отопления жилых зданий, затем учебных заведений, зрелищных предприятий и прочих административных зданий; в последнюю очередь - промышленных предприятий, складов, гаражей и т.п. (п. 26 Рекомендаций)
По смыслу данных норм конкретная дата начала отопительного периода устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от среднесуточной температуры наружного воздуха, и после ее установления теплоснабжающей организацией производится постепенное включение систем отопления потребителей, при этом суммарное время, необходимое для начала подачи теплоты всем подготовленным потребителям, не должно превышать пяти суток.
Постановлением Администрации Нижнетуринского городского округа от 05.09.2022г. № 864 определен период подачи отопления всем потребителям в городском округе - с 09.09.2022 по 15.09.2022. Пунктом 1.4 также установлено, что расчеты с потребителями за поставленную тепловую энергию производятся с даты фактического подключения объектов. Согласно представленной сторонами по делу телефонограмме, подача отопления к дому №13 по ул. Машиностроителей началась 15.09.2022, что соответствует вышеуказанным Рекомендациям.
В связи с тем, что к началу отопительного периода узлы учета в многоквартирном жилом доме № 13 по ул. Машиностроителей в г. Нижняя Тура не были допущены в эксплуатацию ввиду не соответствия п.п.62-91 ПП РФ № 1034 в период с 27.02.2022г. по 29.11.2022г., то начисления за сентябрь, октябрь, ноябрь 2022г. производились исходя из установленных нормативов.
Регулируя отношения по снабжению тепловой энергией и прочими коммунальными ресурсами, Гражданский кодекс Российской Федерации определяет, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544, статья 548).
Часть 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета.
Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя согласно статье 19 Федерального закона "О теплоснабжении" предусматривает осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя путем их измерения приборами учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается из установленного на отопительный период норматива и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительность и предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням, в том числе если, предоставление коммунальной услуги осуществлялось за пределами установленных сроков отопительного периода.
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива применительно к количеству месяцев (в том числе неполных) отопительного периода и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням, в связи с чем, при оплате отопления по нормативу, установленному в течение отопительного периода, расчетное количество тепловой энергии, необходимой для отопления в течение отопительного периода, должно быть оплачено путем полной оплаты за каждый месяц отопительного периода, в том числе неполный месяц.
С учетом указанного, следует, что начисление по нормативу должно производиться за весь месяц сентябрь 2022г., в том числе и в период с 01.09.2022г. по 09.09.2022г., поэтому требование истца о проведении перерасчета за услугу «отопление» за сентябрь 2022г., удовлетворению не подлежит.
Разрешая требование о перерасчете за услугу «отопление» в связи с проведением ремонтных работ в период с 09.09.2022г. по 15.09.2022г. и с 17.09.2022г. по 19.09.2022г., суд приходит к следующему.
Постановлением главы Нижнетуринского городского округа от 05.09.2022г. была установлена дата начала затопления системы теплоснабжения – 09.09.2022г. и дата подключения жилищного фонда – не позднее 15.09.2022г.
Поскольку система отопления не могла быть запущена одновременно всем потребителям с 09.09.2022г., заполнение системы происходило постепенно.
Теплоснабжение многоквартирного дома № 13, расположенного по адресу: г. Нижняя Тура, ул. Машиностроителей подключено 15.09.2022г., что подтверждается телефонограммой № 48/09.
Отключение подачи отопления согласно представленным телефонограммам №№ 58/09, 63/09 произошло с 17.09.2022 с 13:00 час. по 19.09.2022 06:45 час. Перерасчет платы на сумму 212,06 руб. произведен ответчиком в октябре 2022 года, что подтверждается квитанцией об оплате за октябрь 2022 года. Сведения оказания коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами в иные календарные даты сентября 2022 в материалах дела не имеется, в связи с чем, требование о перерасчете за услугу «отопление» в связи с проведением ремонтных работ в период с 09.09.2022г. по 15.09.2022г. и с 17.09.2022г. по 19.09.2022г. удовлетворению не подлежит.
Поскольку в заявленном требовании о перерасчете за услугу «отопление» за сентябрь 2022г., истцу отказано, то требования о взыскании штрафа в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы за коммунальную услугу, компенсации морального вреда, штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя, а также расходов, связанных с юридическими услугами, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решение мирового судьи судебного участка № 1 Нижнетуринского судебного района Свердловской области от 10 мая 2023 года по гражданскому делу 2-11902/2023 по иску Свинцовой ... к ПАО «Т Плюс» о защите прав потребителя - отменить, принять новое решение, которым в заявленных исковых требованиях Свинцовой ... к ПАО «Т Плюс» о защите прав потребителя, отказать.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Судья Лейпи Е.Н.