05RS0031-01-2022-015212-30
Дело № 2а-4693/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала, 23.11.2023
мотивированное: 07.12.2023
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе судьи Чоракаева Т.Э.
при секретаре Мухтарове М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ИФНС по Ленинскому району г. Махачкалы к Магомедовой Сайгибат Пайзулаевне (ИНН: 053400216562) о взыскании задолженности по земельному налогу в размере 279.399 руб. и пени к нему в размере 461,01 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС по Ленинскому району г. Махачкалы обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к Магомедовой С.П.
В обоснование иска указано на то, что административный ответчик в отчетный налоговый период являлся собственником указанного в иске имущества, следовательно, плательщиком налогов на данное имущество. По месту жительства ответчика своевременно были направлены налоговое уведомление, а затем требование, однако в добровольном порядке задолженность по налогам погашена не была, что повлекло как формирование задолженности по самому налогу, так и пени к нему. Административным истцом соблюден порядок взыскания налоговой задолженности в порядке судебного приказа. Поскольку задолженность налогоплательщиком так и не погашена, истец обратился за принудительным взысканием в суд.
В заявлении об отмене решения суда в порядке упрощенного производства содержатся возражения на иск, в которых указывается, что налоговым органом при исчислении размера налога указана неправильная кадастровая стоимость объектов.
Надлежаще извещенные административный истец и административный ответчик на рассмотрение административного дела не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения административного дела не ходатайствовали.
С учётом сведений о надлежащем извещении суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы административного иска, суд приходит к следующему.
Административным истцом перед судом поставлены вопросы принудительного взыскания задолженностей по земельному и транспортному налогам, а также пеням к ним.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Абз. 1 п. 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Направление налогового уведомления по земельному налогу допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
23.07.2017 административному ответчику направлено налоговое уведомление, в которое включены указанные в административном иске налоги.
Административный истец указывает на то, что в установленный законом срок налог административным ответчиком в полной мере оплачен не был, имеется задолженность.
Действующим законодательством предусмотрена процедура принудительного взыскания задолженности по налогам и сборам.
В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу ч. 1 ст. 70 НК РФ в трехмесячный срок с момента выявления недоимки налогоплательщику подлежало направлению налоговое требование. При этом днём выявления недоимки считается день, следующий за последний днем конца срока добровольной уплаты налога.
08.12.2017 налогоплательщику направлено налоговое требование в которое включена спорная задолженность налогам. Срок исполнения – 17.01.2018.
В указанный срок налоги уплачены административным ответчиком не были, подтверждения такой оплаты не представлены.
Как следует из материалов административного дела, налоговые уведомления и требования направлялись административному ответчику по месту его жительства.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
01.11.2018 мировым судьёй с/у № 94 Кировского района г. Махачкалы издан судебный приказ о взыскании задолженности по указанным в иске налогам.
Суд не входит в обсуждение соблюдения или пропуска срока обращения за судебным приказом, поскольку, мировой судья, вынося судебный приказ, тем самым восстанавливает срок обращения за ним, на что неоднократно указывал Пятый кассационный суд общей юрисдикции при рассмотрении налоговых споров.
31.01.2022 указанный судебный приказ был мировым судьей отменен.
Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С учётом отмены судебного приказа 31.01.2022 административный иск подлежал направлению в суд не позднее 31.07.2022.
Рассматриваемый административный иск налоговым органом направлен в суд нарочно и поступил 08.11.2022, то есть с нарушением срока обращения в суд.
Таким образом, процедура принудительного взыскания налога налоговым органом нарушена.
В рассматриваемом иске содержится ходатайство о восстановлении пропущенного срока, с указанием позднего срока получения определения судебного приказа.
Судом у мирового судьи с/у № 94 Кировского района г. Махачкалы истребован материал судебного приказа № 2а-1058/2018, из которого следует, что определение об отмене судебного приказа направлено в ИФНС по Ленинскому району г. Махачкалы только 29.09.2022 и получен 14.11.2022 (трек код почтового отправления 80105276029116).
С учётом изложенного суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд пропущен налоговым органом в связи с поздним получением определения об отмене судебного приказа, то есть не по вине налогового органа, что является уважительной причиной для восстановления указанного срока.
Таким образом, судом установлены основания для взыскания с административного ответчика оспариваемой задолженности по налогам и пени к ними, то есть удовлетворения рассматриваемого административного иска в полном объёме.
Поскольку суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска освобожденного от уплаты госпошлины налогового органа, неуплаченная госпошлина подлежит взысканию в бюджет муниципального образования с административного ответчика.
При цене иска 279.860,01 руб. госпошлина составляет 5.998.60 руб., указанная госпошлина подлежит взысканию с административного ответчика в муниципальный бюджет МО ГОсВД «город Махачкала».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-189 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Восстановить ИФНС по Ленинскому району г. Махачкалы срок обращения с административным иском в суд.
Административный иск ИФНС по Ленинскому району г. Махачкалы удовлетворить.
Взыскать с Магомедовой Сайгибат Пайзулаевны (ИНН: 053400216562) задолженность по земельному налогу в размере 279.399 руб. и пени к нему в размере 461,01 руб., всего: 279.860,01 руб. (двести семьдесят девять тысяч восемьсот шестьдесят рублей одну копейку).
Взыскать с Магомедовой Сайгибат Пайзулаевны (ИНН: 053400216562) в бюджет МО ГОсВД «город Махачкала» государственную пошлину в размере 5.998.60 руб. (пять тысяч девятьсот девяносто восемь рублей шестьдесят копеек).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Т.Э. Чоракаев