РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2023 года г. Нягань
Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Низовой Ю.Е.,
при секретаре Галенко С.Д.,
с участием истца Орлова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Орлова С.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании права на назначение досрочной страховой пенсии,
установил:
Орлов С.А. обратился в суд с исковым заявлением Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании права на назначение досрочной страховой пенсии.
В обоснование доводов истец указал, что он обратился в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - ГУ ОПФ по ХМАО – Югре) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсиях).
дата решением ГУ ОПФ по ХМАО – Югре истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
С указанным решением истец не согласен, поскольку он осуществлял трудовую деятельность в ЗАО ....» с дата по дата по профессии помощника бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ, то есть по профессии, дающей право на досрочное назначение пенсии, содержащейся в Списке № 2 производств, работ, профессии, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях.
Трудовая деятельность в вышеуказанные периоды работы по соответствующей профессии истца подтверждается данными трудовой книжки и архивными документами.
Истец Орлов С.А. просил признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии с учетом периода работы в ЗАО «.... работ» с дата по дата по профессии помощника бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ.
Обязать ответчика назначить Орлову С.А. досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением, то есть с дата.
От ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре поступили письменные возражения на иск, в которых ответчик просил в удовлетворении требований Орлова С.А. отказать.
В обоснование возражений ответчик указал, что истцу не включены в специальный страховой стаж периоды его трудовой деятельности с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата в ЗАО ....» в должности пом. бур. 4 разряда, поскольку указанное наименование профессии не соответствует наименованию, поименованному в Списке № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, «Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях», утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991.
Согласно Списка профессия поименована как «Бурильщики эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ».
Кроме того, согласно уточняющей справке истец в период с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата находился в отпуске без сохранения заработной платы, в связи с чем указанные периоды не могут быть зачтены в специальный стаж его работы.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, явку представителя в суд не обеспечило.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика.
Участвующий в судебном заседании истец Орлов С.А. на требованиях настаивал, по приведенным в иске доводам.
Суду пояснил, что не помнит, брал он отпуск без сохранения заработной платы или нет, поскольку прошло много времени.
Заслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
С дата ГУ ОПФ по ХМАО – Югре преобразовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, к которому и подлежит разрешение заявленных требований.
В соответствии со ст. 8 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о страховых пенсиях, лицам проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 ч. 1 ст. 30 настоящего закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на 5 лет.
Для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях в возрасте 50 лет, необходимо одновременно иметь страховой стаж не менее 25 лет, специальный стаж работы в профессиях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не менее 12 лет 6 месяцев, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера не менее 20 лет.
Как следует из материалов дела, дата истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях.
Решением № от дата истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с тем, что у него недостаточно специального стажа работы в профессии, дающей право на досрочное назначение пенсии.
При принятии указанного решения ответчиком произведена оценка представленных истцом документов, согласно которым общий страховой стаж работы истца на дату подачи заявления составил 31 год 0 месяцев 23 дня, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 27 лет 01 месяц 05 дней, специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда (Список № 2) - 10 лет 10 месяцев 12 дней (л.д. 44).
Поскольку истец проработал на работах с тяжелыми условиями труда менее 12 лет 6 месяцев, ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии.
Согласно материалам пенсионного дела, при определении продолжительности работы Орлов С.А. в специальный стаж не были зачтены периоды работы истца с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата в ЗАО «Няганское управление буровых работ».
Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 года N 537 предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 и Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956. Указанным Постановлением также предусмотрено, что время выполнявшихся до 01.01.1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 от 22.08.1956, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости наравне с работами, предусмотренными Списком N 2 от 26.01.1991.
В соответствии с п. 5 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5 о порядке применения Списков N 1 и N 2, право на досрочную пенсию по старости имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени.
В силу п. 9 разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (далее – разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5) правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются рабочие, профессии которых являются производными от профессий, предусмотренных Списками.
Списком N 2, разделом XII «Бурение, добыча и переработка угля и сланца», подраздел 1 «Бурение», утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено бурильщикам эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ (2130100а-11297).
С момента введения в действие с 01.01.1992 года Списков, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, предусматривается необходимость подтверждения специального стажа условиями занятости в течение полного рабочего дня указанными работами.
Таким образом, после 01.01.1992 пенсионное законодательство предусматривает дополнительную проверку постоянной занятости работника в течение полного рабочего времени на работах с тяжелыми условиями труда.
Согласно пункту 5 разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, то есть в течение полного рабочего дня.
Основанием для отказа в зачете периодов работы истца в ЗАО «Няганское управление буровых работ», указанных в решении пенсионного органа от дата, послужило наличие в архивной справке от дата №, необходимой для подтверждения специального стажа истца занятости в течение полного рабочего дня, сокращения наименования должности, указанной как «пом. бур. 4 разряда», которая Списком № 2 профессий не поименована.
Кроме того, в течение трудовой деятельности истца в указанный период имелись периоды отпусков без сохранения заработной платы, которые не подлежат включению специальный стаж.
В соответствие со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно трудовой книжке, Орлов С.А. дата в порядке перевода принят в ЗАО «....» помощника бурильщика 4 разряда эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ. дата Орлов С.А. уволен по собственному желанию.
Сокращенное наименование должности работы истца, указанной в архивной справке от дата №, полностью расшифровывается сведениями из трудовой книжки, являющейся основным документом, подтверждающим как период работы истца, так и наименование занимаемой должности.
При этом, разрешая заявленные истцом требования, в том виде, в котором они изложены в иске, и на которых истец настаивал в судебном заседании, суд полагает необходимым отметить следующее.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Право определения предмета иска и его основания, как и способа защиты права, принадлежит истцу, в связи с чем все иные формулировки и толкование требований судом, а не истцом означают фактически выход за пределы заявленного истцом к ответчику требования.
В соответствии с принципом диспозитивности гражданского судопроизводства, свободно распоряжаясь как своими субъективными материальными правами, так и процессуальными средствами их защиты, стороны принимают на себя все последствия совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Истец Орлов С.А. просил признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии с учетом периода работы в ЗАО «....» с дата по дата по профессии помощника бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ, при этом требований о зачете указанного периода работы в специальный стаж, истцом не заявлялось.
Согласно Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2020 года № 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости суммируются периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Соответственно, разрешение вопроса о наличии у истца права на назначение досрочной страховой пенсии зависит от установления необходимого стажа его работы, в данном случае - специального стажа работы в профессиях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не менее 12 лет 6 месяцев, наличие которого подлежит оценке и проверке судом.
Суд неоднократно предлагал истцу уточнить заявленные требования, при этом Орлов С.А. настаивал на требованиях, как заявлено в иске.
Поскольку истцом требований о включении в специальный стаж периода его работы с дата по дата по профессии помощника бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ не заявлено, специальный стаж работы Орлова С.А. с тяжелыми условиями труда (Список № 2) продолжает составлять 10 лет 10 месяцев 12 дней.
Кроме того, Орлова С.А., указывая на период работы в ЗАО «....» с дата по дата, не опроверг документальных подтверждений того, что в данный период он неоднократно находился в отпуске без сохранения заработной платы (л.д. 95), который в силу действующего законодательства не подлежат включению специальный стаж.
Поскольку необходимы специальный стаж работы в профессиях, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости (не менее 12 лет 6 месяцев) не подтвержден, оснований для назначения Орлову С.А. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, не имеется.
С учетом указанного, заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований Орлова С.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании права на назначение досрочной страховой пенсии, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Няганский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено и подписано 24.07.2023.
Судья Няганского
городского суда Ю.Е. Низова