№ 12-7/2023
Р Е Ш Е Н И Е
г.Спасск
Пензенской области 03 мая 2023 года
Судья Спасского районного суда Пензенской области Мещерин А.В.,
при секретаре судебного заседания Основиной Л.И.,
с участием заместителя прокурора Спасского района Пензенской области Новиковой А.А.,
привлеченного к административной ответственности Гаврюшина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Спасского районного суда в г.Спасск Пензенской области, по адресу: 442600, Пензенская область, г.Спасск, Советская площадь, д.6,
жалобу Гаврюшина Александра Владимировича на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям от 20 марта 2023 года о привлечении его к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее в тексте – КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям от 20 марта 2023 года № ВД-007-02/2023 Гаврюшин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Согласно данному постановлению, во время проведения 31 января 2023 года проверки исполнения требований законодательства об охране окружающей среды на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном на территории Беднодемьяновского сельсовета, собственность на который не разграничена, выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Гаврюшин А.В. признан виновным в том, что он, являясь главой администрации Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области, обладая организационно-распорядительными полномочиями, не обеспечил регулярную очистку от захламления отходами земельного участка, не предпринял меры по предупреждению и предотвращению захламления земель несанкционированной свалкой, т.е. выполнение требований природоохранного законодательства, а именно ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обз.1 ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», абз.8 ст.42 Земельного кодекса РФ, п.216 и п.220 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21».
Не соглашаясь с данным постановлением, Гаврюшин А.В. просит его отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения, указывая, что на вышеуказанной земельном участке расположен полигон ТБО, который договором аренды от 28.03.2016 № 3 был предоставлен в пользование МУП города Спасска Спасского района Пензенской области «ПрофКомСервис». Впоследствии дополнительным соглашением между МУП «ПрофКомСервис» и администрацией Спасского района Пензенской области право аренды на данный участок было прекращено, о чем администрация Беднодемьяновского сельсовета в известность поставлена не была, земельный участок сельсовету не возвращался. Также обращает внимание, что в силу п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 «О введение в действие Земельного кодекса РФ» земельный участок, на котором выявлена несанкционированная свалка, находится в ведении администрации Спасского района, которая и должна была обеспечить вывоз мусора в установленном порядке. Кроме того указывает, что в постановлении не отражено какие действия он должен был сделать как должностное лицо, в чем именно выразились действия, составляющие объективную сторону правонарушения.
В судебном заседании Гаврюшин А.В. доводы жалобы поддержал, просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить, пояснив, что земельный участок с кадастровым номером №, на котором выявлена несанкционированная свалка, хотя и расположен на территории Беднодемьяновского сельсовета, однако в ведении администрации сельсовета на момент проверки не находился, поскольку государственная собственность на него разграничена не была, а потому ликвидацией свалки должна была заниматься администрация Спасского района или МУП «ПрофКомСервис», кому данный участок был в 2016 году предоставлен в аренду.
Заслушав объяснения Гаврюшина А.В., заключение заместителя прокурора Новиковой А.А., полагавшей оставить жалобу без удовлетворения, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В силу ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно диспозиции ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, квалификации по данной части подлежит невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В соответствии со ст.12 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ), целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Пунктами 1, 3 статьи 13 ЗК РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия и защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным кодексом, федеральными законами (статья 42 ЗК РФ).
Таким образом, из системного толкования указанных норм следует, что обязанность проведения обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв возложена на собственника или иного законного владельца земельного участка.
Как следует из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21 декабря 2022 года, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером № отсутствуют.
Согласно выписке из ЕГРН от 03.05.2023, Муниципальное образование Беднодемьяновский сельсовет Спасского района Пензенской области является собственником земельного участка с кадастровым номером № с 10.04.2023 года.
Таким образом, на момент вменяемого правонарушения, т.е. на 31 января 2023 года, государственная собственность на указанный земельный участок не была разграничена, а потому, в силу п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", он находился в распоряжении органов местного самоуправления муниципального района, а не сельского поселения.
При таких обстоятельствах вывод должностного лица об обязанности Гаврюшина А.В., как главы администрации Беднодемьяновского сельсовета, обеспечить очистку земельного участка от несанкционированной свалки противоречит установленным по делу обстоятельствам и положениям действующего законодательства, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях Гаврюшина А.В. состава правонарушения.
Руководствуясь ст.30.6, п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу Гаврюшина Александра Владимировича удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям от 20 марта 2023 года о привлечении Гаврюшина Александра Владимировича к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гаврюшина Александра Владимировича за отсутствием в его действиях состава данного административного правонарушения прекратить.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.В. Мещерин