Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-226/2022 от 19.05.2022

Дело № 5-226/2022.

УИД 51RS0019-01-2022-000439-88.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

20 мая 2022 года г. Полярные Зори Мурманской области

ул. Пушкина, д.12а

Судья Полярнозоринского районного суда Мурманской области Ханина О.П., рассмотрев в помещении Полярнозоринского районного суда Мурманской области, расположенного по адресу: г. Полярные Зори Мурманской области, ул. Пушкина, д. 12а, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Белощутского О.В., ***

УСТАНОВИЛ:

19.05.2022 в Полярнозоринский районный суд Мурманской области поступил на рассмотрение протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении Белощутского О.В. по ч. 1 ст. 20.6.1 Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Как предусмотрено п. 4 ст. 29.1 КоАП РФ, судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, в том числе вопрос о том, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.

Одним из оснований, по которым производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению является признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность (п. 5 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Организационно-правовые нормы в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В силу пп. а.2 ст. 10 названного Закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Согласно п. 1 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №417, граждане и организации обязаны выполнять решения должностных лиц, указанных в п.п. 8 и 9 ст. 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Мурманской области от 04.04.2020 N175-ПП (в редакции от 29.04.2022, действующей на момент совершения Белощутским О.В. правонарушения) "О введении ограничительных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", принятого на основании п.п. "б" п. 6 ст. 4.1, п.п. "у" п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 N 9, на территории Мурманской области продлен режим повышенной готовности для органов управления и сил Мурманской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Приведенным Постановлением Правительства Мурманской области утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее – Правила).

Согласно пп. 2.1.1 п. 2.1 Правил (в ред. от 29.04.2022), на граждан, находящихся на территории Мурманской области, возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты (маски или респираторы) (далее - СИЗ) при нахождении на парковках, в лифтах, в общественном транспорте, при посещении объектов розничной торговли, в том числе торговых центров, торгово-развлекательных центров, аптек, железнодорожных вокзалов, аэропортов, помещений иных организаций, правилами посещения которых установлено обязательное использование СИЗ.

Из материалов следует, что 11.05.2022 в 20 час. 45 мин., Белощутский О.В., в нарушение вышеприведенных требований п. 2.1.1. Правил, находился в помещении торгового центра «***», расположенного по адресу: <адрес>, являющимся объектом розничной торговли, без применения средств индивидуальной защиты органов дыхания.

С учетом вышеприведенных правовых норм, указанное деяние Белощутского О.В. на момент его совершения, а также на момент составления отношении него протокола об административном правонарушении от 11.05.2022 №**, образовывало состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность (п. 5 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ).

В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 4-П и от 16 июля 2015 г. N 22-П; определения от 21 апреля 2005 г. N 122-О, от 19 ноября 2015 г. N 2557-О и др.).

Это, в свою очередь, означает, что положения ч.2 ст. 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 2735-О).

С учетом изложенного отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 КоАП РФ, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (п. 5 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ).

Данная правовая позиция отражена в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021 (вопрос № 22).

В момент совершения Белощутским О.В. административного правонарушения, выразившегося в нарушении обязательных для исполнения правил в период распространения коронавирусной инфекции, действовали Правила в редакции от 29.04.2022, обязанность использовать средства индивидуальной защиты при посещении объектов розничной торговли была установлена п. 2.1.1. указанных Правил.

Постановлением Правительства Мурманской области от 13.05.2022 N 365-ПП, внесены изменения в Постановление Правительства Мурманской области от 04.04.2020 N 175-ПП и утвержденные им Правила, пп. 2.1.1 п. 2.1 Правил признан утратившим силу.

Изменения, внесенные постановлением Правительства Мурманской области от 13.05.2022 N 365-ПП, вступили в силу 13.05.2022.

Таким образом, с 13.05.2022, правовые нормы, устанавливающие для граждан обязанность использовать средства индивидуальной защиты при посещении объектов розничной торговли утратили силу, и при таких обстоятельствах на день поступления в суд дела об административном правонарушении, основания для привлечения Белощутского О. В. к административной ответственности по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ отсутствуют, а производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 5 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 29.1, ч.2 ст. 29.4, п.5 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Белощутского О.В. по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд Мурманской области

Судья О.П. Ханина

5-226/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушенииОтмена закона, установившего административную ответственность
Ответчики
Белощутский Олег Вячеславович
Суд
Полярнозоринский районный суд Мурманской области
Судья
Ханина Ольга Петровна
Статьи

ст.20.6.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
polzori--mrm.sudrf.ru
19.05.2022Передача дела судье
20.05.2022Подготовка дела к рассмотрению
20.05.2022Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
02.06.2022Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
06.06.2022Направленная копия постановления (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
17.06.2022Вступление постановления (определения) в законную силу
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее