Председательствующий – Зрелкина Е.Ю. Дело № 33-152
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 марта 2016 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего – Сарбашева В.Б.,
судей – Кокшаровой Е.А., Имансакиповой А.О.,
при секретаре – С. А.И.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Б.Е.А., Б.Н.А. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 02 декабря 2015 года, которым
оставлены без удовлетворения исковые заявления Б.Е.А., Б.Н.А. к Администрации г. Горно-Алтайска, Бюджетному учреждению Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения г. Горно-Алтайска», Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о признании незаконным бездействия Администрации г. Горно-Алтайска, Бюджетного учреждения Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения г. Горно-Алтайска» по не включению истцов в список и постановке на очередь в качестве нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности Бюджетного учреждения Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения г. Горно-Алтайска» включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай предоставить немедленно истцам благоустроенные жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированного жилого помещения в черте г.Горно-Алтайска Республики Алтай.
Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б. Е.А., Б. Н.А. обратились в суд с иском к Администрации г. Горно-Алтайска, Бюджетному учреждению Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения г. Горно-Алтайска», Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о признании незаконным бездействия, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай предоставить немедленно истцам благоустроенные жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированного жилого помещения в черте г.Горно-Алтайска Республики Алтай. Требования мотивированы тем, что Б. Е.А., <дата> года рождения, после смерти матери - Б. А.П. была определена в государственное воспитательное учреждение. С <дата> по <дата> воспитывалась в ГОУ РА «<данные изъяты> детский дом», с <дата> по <дата> обучалась и воспитывалась в школе–интернат № для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имени <данные изъяты>. С <дата> <дата> Б. Е.А. обучалась по очной форме в бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Алтай «<данные изъяты>», с <дата> <дата> обучалась по очной форме в <данные изъяты>. В период пребывания в государственных воспитательных учреждениях она находилась на полном государственном социальном обеспечении. После окончания школы – интернат, директор направила в администрацию г. Горно-Алтайска сообщение о том, что Б. Е.А. и ее сестра являются сиротами и не имеют жилого помещения, что продолжают обучение в других учебных заведениях г. Горно-Алтайска. Ей было разъяснено, что она со своими сестрами поставлена на учет в администрации г. Горно-Алтайска и включены в список сирот на обеспечение жилым помещением. Сестра Б.Н. и Б.О. были обеспечены жилыми помещениями, а Б. Е.А. и Б. Н.А. было отказано в предоставлении жилого помещения со ссылкой на то, что они не были поставлены на учет и не включены в списки.
Судом вынесено указанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе и дополнительной апелляционной жалобе просят Б. Е.А., Б. Н.А., указывая, что судом не учтены показания свидетеля В. В.Х. о том, что она, являясь директором школы-интернат №, передала в администрацию список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в который они были включены. Также указывают, что право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и которые достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Судом не учтено, что возможность обращения с заявлением о включении в список отсутствовала в связи с утерей документов. При рассмотрении дела судом не оказано содействие в собрании доказательств. Достижение возраста 23 лет не может служить основанием для отказа в реализации права на получение жилья. Гарантированная социальная поддержка не была реализована в связи с бездействием уполномоченных органов.
Исследовав материалы дела, заслушав Б. Е.А., Б. Н.А., ее представителя К. Н.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Б. Е.А. родилась <дата>, Б. Н.А. – <дата>. Их мать - Б. А.П. умерла <дата>. Сведения об отце в свидетельствах о рождении истцов указаны со слов матери.
На основании решения Онгудайского районного Совета народных депутатов от <дата> за № сестра Б. Е.А. и Б. Н.А. были определены в <данные изъяты> детский дом. Б. Е.А., Б. Н.А. обучались и воспитывались в КОУ РА «<данные изъяты>» и находились на полном государственном обеспечении, что подтверждается справками, выданными заместителем директора КОУ РА «<данные изъяты>» У. А.Д., от <дата>.
<дата> Б. Е.А. окончила обучение в <данные изъяты>, что подтверждается справкой № от <дата>. Согласно справке № от <дата> Б. Е.А. окончила обучение в <данные изъяты>, в период с <дата> по <дата> находилась на полном государственном обеспечении.
<дата> Б. Н.А. окончила обучение в <данные изъяты>, что подтверждается справкой № от <дата>. Согласно справке № от <дата> Б. Н.А. в период с <дата> по <дата> обучалась в БПОУ РА <данные изъяты> и находилась на полном государственном обеспечении.
Согласно ответам БУ РА «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска» № от <дата>, № от <дата> Б. Е.А., Б. Н.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Разрешая спор, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку истцами не представлены доказательства уважительности причин необращения с заявлениями о включении в список на получение жилья до достижения ими возраста 23 лет. Судом верно отмечено, что Б. обратились с заявлением о постановке их на учет по достижении возраста значительно старше 23 лет. Из ответов администрации г. Горно-Алтайска № от <дата>, № от <дата> следует, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Б. обращались в 2009 году, а также в <дата>. При этом, объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истцов в компетентный орган с соответствующим заявлением до 2009 года, материалы дела не содержат.
Утверждение Б. Н.А. о том, что она с сестрой в 2000 году обращались в <данные изъяты> суд Республики Алтай с иском о взыскании денежной компенсации за жилье, не является основанием для отмены решения суда, поскольку указанное обстоятельство не подтверждает факт обращения истцов по месту жительства с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.
Довод жалобы о том, что судом необоснованно не приняты во внимание показания свидетеля В. В.Х. о передаче списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в который истцы выключены, не может повлечь отмены решения суда, так как иные доказательства, подтверждающие данное обстоятельство, в материалах дела отсутствуют и суду не представлены. Судом оценены показания данного свидетеля, оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.
Утверждение апеллянтов о том, что социальная поддержка не была реализована в связи с бездействием уполномоченных органов, является несостоятельным, поскольку установление возраста 23 лет направлено, в том числе, и на предоставление дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 02 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.Е.А., Б.Н.А. – без удовлетворения.
Председательствующий - В.Б. Сарбашев
Судьи - Е.А. Кокшарова
А.О. Имансакипова