Мировой судья судебного участка
№ 1 Октябрьского района г. Саратова,
Шейкиной Е.М. № 11-29/2022
2-3281/2021
64MS0088-01-2021-003773-33
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 марта 2022 года г. Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Замотринской П.А.,
при секретаре Иванове М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ПАО «Т Плюс» на решение мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г. Саратова от <дата> по гражданскому делу по иску ПАО «Т Плюс» к Королевой Г.В. о взыскании задолженности за тепловую энергию,
установил:
Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> от <дата> в удовлетворении исковых требований акционерного общества «Т Плюс» к Королевой Г.В. о взыскании задолженности за тепловую энергию отказано.
В апелляционной жалобе ПАО «Т Плюс» просит решение мирового судьи судебного участка № <адрес> отменить. Принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указано, что Королева Г.В. является собственником жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>. Ответчиком было проведено автономное (индивидуальное) отопление без согласования с органом местного самоуправления и без оформления документов, указанных в ст. 26 ЖК РФ. Кроме того, ответчиком не были представлены документы, подтверждающие законность установки оборудования, вследствие чего у истца возникло право на взыскание задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период <дата> по <дата> года в размере 10 291 рубль 50 копеек. Объем потребленной тепловой энергии определяется ресурсоснабжающей организацией на основании ведомостей учета параметров теплопотребления, предоставляемых управляющей организацией, уполномоченной собственниками указанного многоквартирного дома производить снятия показаний прибора учета. Согласно ГОСТ Р 51929-2014 «Национальный стандарт РФ. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения», утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11 июня 2014 года № 543-ст, «многоквартирный дом» - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт б Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 № 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности. Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота (ГОСТ Р 56501-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от 30 июня 2015 № 823-ст). Согласно подп. «в» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской федерации от 6 мая 2011 г. № 354, потребитель не вправе не самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и технической документацией на многоквартирный дом. Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 октября 2014 г. № 22588-ОД/04 разъяснено, что переход на отопление жили помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством жилого помещения и возможно только при наличии согласования уполномоченного органа и с согласия всех собственников многоквартирного жилого дома, поскольку система отопления многоквартирного дома представляет собой единую систему. Как установлено судом первой инстанции, сведений о согласовании с органом местного самоуправления о переустройстве собственником не представлено. Между тем, переустройство помещения осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого расположено данное жилое помещения по заявлению о переустройстве помещения. Данная форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 года № 266 «Об утверждении формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения». Таким образом, судом неверно сделан вывод о том, что перевод жилого помещения в многоквартирном доме на автономное отопление не повлек за собой реконструкцию централизованных сетей теплоснабжения и водоснабжения, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, следовательно, не требуется согласование с собственниками других жилых помещений в многоквартирном доме. Согласно положениям ЖК РФ, в том числе ст. 36, отключение одной квартиры об общих коммуникаций приводит к сокращению общего имущества здания. Центральная система отопления многоквартирного дома представляет собой единую сеть, имеющую общие стояки, трубопровод, арматуру и приборы учета тепла. В результате отключения от такой сети одного или нескольких помещений приводит к нарушению работоспособности системы в целом. Для того, чтобы отключить одну единицу, требуется кардинальная реорганизация и перестройка всей сети. Все элементы центральной системы отопления здания являются его имуществом, а состав его определяется собственниками, управляющими компаниями. Вопрос о возможности отказа от центрального отопления должен решаться на общем собрании жильцов, если имущество было определено как принадлежащее дому, следовательно, данный вопрос не может быть решен в индивидуальном порядке. Кроме того, судом также не учтено отсутствие доказательств, подтверждающих факт приемки квартиры органом местного самоуправления, наличие согласования завершения переустройства и перепланировки жилого помещения, которые позволили бы внести в технический паспорт жилого помещения соответствующие изменения, а также согласие собственников жилого дома на переустройство. В соответствии с ч. 15 ст. 14 ФЗ от 27 июля 2010 года от № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденным Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случае, определенной схемой теплоснабжения. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 № 170, исключают возможность самостоятельного демонтажа, отключения обогревающих элементов, самовольного увеличения поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом. Тем самым любое вмешательство в центральные инженерные сети, в том числе демонтаж радиаторов, монтаж дополнительного оборудования, требует согласованного проекта и внесения изменений в техническую документацию. В соответствии со статьей 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Согласно части 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. В силу части 1 статьи 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии. Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения. Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено, в первую очередь, на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем. При этом достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме предполагает в том числе недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха в соответствующем помещении и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима и в прилегающих жилых или нежилых помещениях, а также в помещениях общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам. Следовательно, переоборудование нежилого помещения путем демонтажа, (отключения) теплопринимающих устройств в помещении без соответствующего разрешения уполномоченных органов и соблюдения особого предусмотренного законодательством порядка не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуг теплоснабжения. Какого-либо акта (согласования с собственниками помещений дома) об отключении спорного помещения от центральной системы отопления в материалы дела не представлено. Также ответчиком не представлено документов, подтверждающих произведение переустройства, перепланировки в установленном порядке. Имеющиеся в материалах дела документы касаются проектирования, установки и прием/да газового котла; согласование демонтажа ответчик не представил; разрешительные документы на демонтаж системы отопления, повлекший соответствующее изменение тепловой нагрузки, приходящейся на многоквартирный дом (приказ Минрегиона России от 28 декабря 2009 № 610 «Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок"), и технические документы, основанные на факте переустройства, произведенного в установленном законодательством порядке, также отсутствуют. То есть мероприятия по переустройству помещения произведены ответчиком самовольно, ответчик не проводил общего собрания собственников многоквартирного дома, не проводил согласования с органами местного самоуправления и даже не составлял проект переустройства, как того требует законодательство, соответственно переустройство помещения ответчиком было произведено неправомерно, в нарушение действующих норм законодательства, а также прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, а также истца, осуществляющего снабжение тепловой энергией указанного многоквартирного дома. Ответчик не доказал, что реконструкция, переустройство или перепланировка не требовала проводить общее собрание собственников многоквартирного дома, проводить согласование с органами местного самоуправления. МУ ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова не наделено полномочиями по согласованию переустройства жилых и нежилых помещений. Также данную позицию подтверждает контрольно-надзорный орган - Государственная жилищная инспекция Саратовской области в письме № от <дата>. Жилое помещение ответчика находится в составе многоквартирного дома, следовательно, установленный запрет на переход отопления жилого помещения на иной способ отопления (без согласования и внесения изменений в систему теплоснабжения всего дома) распространяется равным образом, как на жилые, так и нежилые помещения. Таким образом, у истца отсутствуют правовые основания для произведения перерасчета по оплате тепловой энергии на отопление, потребленной по адресу: <адрес>, поскольку ответчиком не представлено доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости и достаточности, свидетельствующих о том, что переустройство квартиры произведено в соответствии с установленным законом порядком. ПАО «Т Плюс» производил начисления в соответствии с действующим законодательством.
Представитель истца в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, причина неявки не известна.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, причина неявки не известна.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.
При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось, что ответчик Королева Г.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 7-9).
Актом ООО «<данные изъяты>» от <дата> установлено, что в квартире имеется индивидуальное отопление – котел (л.д. 15).
Разрешение на установку газового котла с открытой камерой сгорания и ПГ-4 в квартире ответчика получено от АО «<данные изъяты>» <дата> (л.д. 75).
Акт приемки законченного строительством объекта подписан <дата> домовладельцем – Королевой Г.В., проектировщиком ООО «<данные изъяты>», а также представителями ОАО «<данные изъяты>» (л.д. 76).
Вместе с тем, указанный жилой дом подключен к системе центрального теплоснабжения.
Оплату за тепловую энергию в ПАО «Т Плюс» ответчик Королева Г.В. не производит в нарушение требований ст. 155 ЖК РФ.
Довод ответчика о том что она не пользуется тепловой энергией, поскольку ее квартира оборудована индивидуальной системой газового отопления, суд не может принять во внимание.
Согласно части 15 статьи 14 ФЗ от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Это объясняется тем, что при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения, и, как следствие, тепловой баланс всего жилого здания.
Согласно подпункту «в» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Как верно указано апелляционной жалобе, в соответствии с п. 6 пункт б Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Демонтаж предусмотренной проектной документацией системы отопления влечет уменьшение общего имущества многоквартирного жилого дома, которое в силу ч. 3 ст. 36 ЖК РФ возможно только с согласия всех собственников помещений многоквартирного дома.
Кроме того, отсоединение внутриквартирных инженерных сетей и оборудования от внутридомовых инженерных сетей, обеспечивающих жилое помещение постоянным отоплением (в отопительный сезон), является переустройством, предусмотренным ч. 1 ст. 25 ЖК РФ, требующим внесение изменений в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с п. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 года № 266 утверждены формы заявления о переустройстве, которое подается в орган местного самоуправления, а также форма решения органа местного самоуправления о согласовании переустройства и (или перепланировки) жилого помещения.
Доказательств того, что истец обращалась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о переустройтве (перепланировки) жилого помещения и принятия решения об удовлетворении ее заявления в суд не представлено.
Акт приемки законченного строительством объекта подписан <дата> подписан самим домовладельцем и представителем двух коммерческих организаций, целью которых является извлечение прибыли и продажа оказываемых ими услуг.
При таких обстоятельствах у мирового судьи не было оснований признавать произведенное переоборудование системы отопления законным, и освободить ответчика от оплаты за услуги теплоснабжения ее квартиры.
Решение мирового судьи подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ в связи с неправильным применением судьей норм материального права, с вынесением нового решения – об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г. Саратова от <дата> по гражданскому делу по иску ПАО «Т Плюс» к Королевой Г.В. о взыскании задолженности за тепловую энергию отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования ПАО «Т Плюс» к Королевой Г.В. удовлетворить.
Взыскать с Королевой Г.В. в пользу ПАО «Т Плюс» задолженность по оплате тепловой энергии на отопление за <адрес> в <адрес>, за период с <дата> по <дата> в размере 10 2191 рубля 50 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 411 рублей 66 копеек.
Кассационные жалоба на апелляционное определение может быть подана в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Судья подпись П.А. Замотринская