Судебный акт #1 (Определение) по делу № 2-200/2024 ~ М-151/2024 от 27.06.2024

Дело №2-199/2024

УИД 21RS0009-01-2024-000279-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    06 августа 2024 года    с. Красноармейское

Красноармейский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Толстовой Л.В., при секретаре судебного заседания Артемьевой P.M., с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Красноармейского района Чувашской Республики Евдокимова Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Красноармейского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальным бюджетным организациям дополнительного образования «Спортивная школа» «Красноармейская детская школа искусств» Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Исаковская основная общеобразовательная школа» Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красноармейского района Чувашской Республики обратился в суд с исками в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальным бюджетным организации дополнительного образования и образовательному учреждению «Спортивная школа». «Красноармейская детская школа искусств» и «Исаковская основная общеобразовательная школа» Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности в течение б месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, обеспечив беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению. - инвалидов по зрению путем размещения при входе в здание образовательного учреждения плана здания, выполненного рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, обосновав тем, что прокуратурой Красноармейского района Чувашской Республики в ходе осуществления проверок в деятельности ответчиков выявлены нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, выразившиеся в том, что ответчиками не соблюдены требования по обеспечению размещения информации с соблюдением условий ее доступности для инвалидов по зрению. По результатам проведенных проверок, прокуратурой района в адрес ответчиков внесены представления об устранении нарушений действующего законодательства, по результатам рассмотрения которых ответчиками конкретные меры по устранению нарушений не приняты, нарушения не устранены и до настоящего времени, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Определением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 03 июля 2024 года гражданские дела по иску прокурора Красноармейского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц № 2-199/2024 к Муниципальной бюджетной организации дополнительного образования «Спортивная школа»; № 2-200/2024 к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Красноармейская детская школа искусств» и № 2-201/2024 к Муниципальному бюджетному- общеобразовательному учреждению «Исаковская основная общеобразовательная школа» Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики объединены в одно производство, с присвоением делу №2-199/2024.

В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Евдокимов Е.Н. требования прокурора поддержал по основаниям, изложенным в исках, и просил их удовлетворить, указав, что до настоящего времени выявленные в ходе прокурорского надзора нарушения не устранены.

Ответчики - МБУ ДО «Красноармейская ДШИ», МБОДО «СШ», МБОУ «Исаковская ООШ ». третье лицо - администрация Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не направили своих представителей; ответчики- представив заявления о рассмотрении дела в их отсутствии, оставив вопрос об удовлетворении требований прокурора на усмотрение суда; третье лицо - не известив о причинах не явки и не просив об отложении рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. При этом, в силу ч.2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения.

Статьи 2, 18 и 45 Конституции Российской Федерации провозглашают, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии социальной защиты.

В силу п. 27 ст. 2, ч. 4 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляется доступ к инклюзивному образованию - совместному обучению (воспитанию), в том числе совместным учебным занятиям, досугу, различным видам дополнительного образования, с обучающимися, не имеющими ограничений возможностей здоровья.

На основании ч. 1 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения является одной из важнейших социально-экономических задач.,     затрагивающих права и потребности миллионов граждан Российской Федерации, проживающих как в городской, так и сельской местности.

Статья 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законам» и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

На основании п.п. 1, 5 и 6 ч. 1 и ч. 2 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от их организационно- правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, надлежащее размещение оборудования и носителей

    2    информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск- сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Подпунктом «е» пункта 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309, предусмотрено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, а именно надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно- точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Подпунктом «а» пункта 4 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в

    объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.

Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных и введенных в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-Ф3) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с

законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Из материалов дела следует, что вопреки указанным требованиям законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, доступ к оказываемым ответчиками услугам для инвалидов по зрению ограничен. Так, при входе в здание МБОДО «ДЮСШ », МБОДО «ДШИ», МБОУ «Исаковская ООШ» Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики планы зданий, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, отсутствуют.

При этом, при наличии необходимости дополнительного финансирования в целях устранения указанных - нарушений руководство ответчиков самостоятельно обращения о выделении финансовых средств для приобретения плана здания, выполненного рельефно- точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, его Учредителю - администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики не направляло.

По результатам проведенных проверок прокуратурой Красноармейского района 25.06.2024 директорам МБОДО «ДЮСШ», МБОДО «ДШИ», МБОУ «Исаковская ООШ» Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики внесены представления об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Доказательств устранения, приведенных как в справках от 26 июня 2024 года, составленных по результатам, проведенной прокурором совместно с представителями ответчиков, так и в представлениях прокурора от 25 июня 2024 года, нарушений требований федеральных законов по обеспечению размещения информации с соблюдением условий ее доступности для инвалидов по зрению, суду не представлено.

Таким образом, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и иными нормативными правовыми актами в сфере социальной защиты инвалидов и несовершеннолетних предусмотрена обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно- правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов и несовершеннолетних, включая обязанность по дублированию необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Указанные выше обстоятельства свидетельствует, что до настоящего времени ответчиком не устранены выявленные в ходе проверки 25 июня 2024 года нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, следовательно, требования прокурора являются обоснованными и соответствующие требованиям закона, направленными на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, в силу чего суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора в полном объеме, учитывая, что ответчиками не представлены возражения относительно сроков исполнения данных требований.

При этом, суд принимает во внимание, что отсутствие финансирования не может являться основанием для исполнения обязательств, установленных требованиями федеральных законов, регулирующих деятельность образовательных организаций и учреждений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Требования прокурора Красноармейского района Чувашской Республики удовлетворить.

Возложить на Муниципальные бюджетные организации и образовательное учреждение Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики дополнительного образования:

    «Детско-юношеская спортивная школа» (ОГРН 1022102829143, ИНН 2109100470). расположенную по адресу: Чувашская Республика, Красноармейский район, с. Красноармейское, ул. 30 лет Победы, д. 14;

-«Красноармейская детская школа искусств» (ОГРН 1022102834962. ИНН 2109100416), расположенную по адресу: Чувашская Республика, Красноармейский район, с. Красноармейское, ул. Ленина, д. 44,

    «Исаковская основная общеобразовательная школа» (ОГРН 1022102829990. ИНН 2109001863), расположенную по адресу: Чувашская Республика, Красноармейский район, с. Исаково, ул. Садовая, д. 4А, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанности устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, обеспечив беспрепятственный доступ к информации лиц. имеющих ограничения по зрению, - инвалидов по зрению путем размещения при входе в здание образовательного учреждения плана здания, выполненного рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вынесения его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красноармейский районный суд Чувашской Республики.

Судья                                                                                                                                        Л.В. Толстова

Мотивированное решение составлено 13 августа 2024 года.

2-200/2024 ~ М-151/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Дело присоединено к другому делу
Истцы
Прокурор Красноармейского района
Ответчики
МБУ ДО "Красноармейская ДШИ"
Другие
Администрация Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики
Суд
Красноармейский районный суд Чувашской Республики
Судья
Толстова Л. В.
Дело на странице суда
krasnoarmeisky--chv.sudrf.ru
27.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2024Передача материалов судье
03.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее