Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2400/2023 ~ М-2086/2023 от 13.07.2023

2-2400/2023~М-2086/2023

86RS0-89

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 сентября 2023 года город Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Дудыревой Ю.В.,
при помощнике судьи Судьевой О.П., с участием помощника Нефтеюганского межрайонного прокурора Баханькова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах Моториной А.И. к ПМУП «УТВС» о признании незаконным начисление платы за оказание коммунальной услуги водоотведение,

УСТАНОВИЛ:

Нефтеюганский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Моториной А.И. с иском к ПМУП «УТВС» о признании незаконным начисление платы за оказание коммунальной услуги водоотведение.

Требования мотивированы тем, что Межрайонной прокуратурой на основании поступившего обращения Моториной А.И. по вопросу незаконного начисления платы за водоотведение проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Установлено, что с 01.01.2023 по настоящее время ПУТВС оказывает Моториной А.И., как нанимателю жилого помещения, услуги по водоснабжению по (адрес), за что взимает соответствующую плату, а также формирует платежные документы.

Собственником указанного жилого помещения является администрация с.(адрес). При этом (адрес) не оборудован инженерными системами водоотведения, транспортирующими сточные воды в систему центральной канализации, подключение к ней у данного дома отсутствует. Удаление сточных вод, образующихся у жителей квартир, производится в расположенные рядом с домом накопительные емкости (септики).

При формировании платежных документов, ПУТВС осуществляло начисления потребителю за услугу водоотведение из объема потребляемых коммунальных ресурсов за услугу по водоснабжению, умноженную на тариф, установленный Региональной службой по тарифам ХМАО-Югры, полагая, что поскольку оно является монополистом по приему сточных вод от потребителей Нефтеюганского района, то при осуществлении вывоза сточных вод из септиков потребителя указанные стоки транспортируются в места приема ПУТВС (канализационно-очистные сооружения) и предприятие проводит их прием и очистку, что, по мнению ответчика, является оказанием услуги по водоотведению, несмотря на транспортировку стоков посредством специального транспортного средства. При этом за транспортировку стоков ПУТВС выставляет Моториной А.И. отдельный платежный документ в котором рассчитывает плату за транспортировку. Указание в платежных документах строки за оказание услуг по водоотведению стало поводом для обращения Моториной А.И. в межрайонную прокуратуру.

Истец считает, что оснований для отражения в платежных документах и последующее взимание платы Ответчикам с Моториной А.И. за оказание услуг по водоотведению является необоснованным.

Межрайонный прокурор просит суд, признать незаконным начисление Пойковским муниципальным унитарным предприятием «Управление тепловодоснабжения» платы за оказание коммунальной услуги водоотведение Моториной А.И. по (адрес) и возложить обязанностъ на Пойковское муниципальное унитарное предприятие «Управление тепловодоснабжения» произвести перерасчет платы за оказание коммунальных услуг.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика Пойковское Муниципальное Унитарное Предприятие «Управление Тепловодоснабжения» Галеева Е.И. указала, что не согласна с исковыми требованиями по следующим основаниям. Понятие термина водоотведение включает в себя ряд мероприятий: 1) транспортировка стоков с точки водоразбора, то есть, раковин, унитазов, душевых кабин и т.п.; 2) транспортировка стоков в пределах дома в канализационные стояки; 3) вывод сточных вод из дома; специальным автотранспортем до канализационных очистных сооружений; 4) транспортировка сточных вод по системе труб к очистным сооружениям, если нет центральной канализации, то транспортировка осуществляется специальным автотранспортом до канализационных очистных сооружений; 5) аккумулирование, отстаивание и очищение стоков. Как верно указано в исковом заявлении (адрес) не подключен к системе центральной канализации, то есть централизованного водоотведения в доме нет, а удаление сточных вод производится в накопительные емкости (септики). Автономная канализационная система (септик) - это комплекс коммуникаций и оборудования, который используется для отведения, транспортировки, накапливания и очищения сточной воды. ПМУП «УТВС» производит откачку сточных вод из указанных септиков с периодичностью раз в шесть месяцев специализированными машинами и транспортирует их в ближайшие канализационные очистные сооружения. С 1 января 1023 года «Вывоз сточных вод» разделен на коммунальные услуги и оказание прочих услуг населению, поэтому по (адрес) приходит два платежных документа: 1) на оплату коммунальных услуг; 2) на оплату прочих услуг. Тарифы на коммунальные услуги утверждает РСТ ХМАО-Югры (Региональная служба по тарифам), тарифы на оказание прочих услуг утверждаются приказом директора предприятия. Тарифы с 1 января 2023 года: 1) водоотведение - тариф 142,92 руб./м3; 2) транспортная услуга (автомобиль) - тариф 118,94 руб./м3.. Для расчета платы за поставляемые населению коммунальные услуги применяются тарифы, утвержденные приказами Региональной службой по тарифам ХМАЮ-Югры (РСТ Югры) с 01.12.2023 года: № 95-нп от 29.11.2022г.; № 66-нп от 17.11.2022г., № 103-нп от 29.11.2022г., № 67-нп от 17.11.2022г., № 102-нп от 29.11.2022г., № 86-нп от 24.11.2022г., № 88-нп от 24.11.2022г., № 65-нп от 17.11. 2022г.. Расчет платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения начисляются по индивидуальным узлам учета, установленным в квартире, данные услуги начисляются по факту потребления, согласно Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, параграфа VI п. 42 формула 1, приложения № 2 Правил. Истец настаивает на том, что взимание платы за оказание услуги по водоотведению является необоснованным и необходимо заключить отдельный договор на откачку сточных вод из септика. В соответствии с п. 5 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении» абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией. Однако между ПМУП «УТВС» и Моториной А.И. 28.12.2009 уже был заключен Договор на предоставление услуг по приему сточных вод (откачка септика). Следовательно, нарушений в начислениях со стороны ПМУП «УТВС» нет и перерасчета не требуется. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

В судебном заседании помощник Нефтеюганского районного прокурора Баханьков А.В. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане обязаны полностью и своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Частью 2 ст. 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги осуществляется на основании платежных документов.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).

Согласно подпункту «в» пункта 4 Правил под водоотведением понимается отведение сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.

Пунктом 2 Правил установлено, что централизованные сети инженерно-технического обеспечения – совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем).

Пунктом 2 ст. 2 Федерального Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено легальное определение водоотведения: водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

В силу п. 28 указанного Федерального закона, централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Из вышеперечисленных норм следует, что для оказания коммунальной услуги по водоотведению необходимо, чтобы абонент (потребитель) имел подключение к централизованной системе водоотведения, посредством которой сточные воды будут удаляться из внутриквартирных систем и транспортироваться в места приема сточных под исполнителя услуг для очистки или утилизации.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, Межрайонной прокуратурой на основании поступившего обращения Моториной А.И. по вопросу незаконного начисления платы за водоотведение проведена проверка исполнения требований Пойковским муниципальным унитарным предприятием «Управление тепло водоснабжения» законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Проверкой установлено, что с 01.01.2023 по настоящее время ПУТВС оказывает Моториной А.И., как нанимателю жилого помещения, услуги по водоснабжению и водоотведению по (адрес), за что взимает соответствующую плату, а также формирует платежные документы.

Собственником указанного жилого помещения является администрация с.п. Салым, Нефтеюганского района.

(адрес) не оборудован инженерными системами водоотведения, транспортирующими сточные воды в систему центральной канализации, подключение к ней у данного дома отсутствует. Удаление сточных вод, образующихся у жителей квартир, производится в расположенные рядом с домом накопительные емкости (септики). Данный дом введен н эксплуатацию в 1987 году, является одноэтажным зданием, состоящим из 3-х квартир, имеющим систему центрального водоснабжения и подключен к системе электроснабжения.

ПУТВС с 01.01.2023 начал оказывать Моториной А.И. услуги по водоснабжению, ранее данные услуги оказывались филиалом № 1 ПУТВС (как самостоятельной организацией).

Услуги по вывозу сточных вод из накопительной емкости (септика) осуществлялись филиалом № 1 ПУТВС на основании договора от 28.12.2009 на предоставление услуг по откачке септика, заключенного между Моториной А.И. и филиалом № 1 Пойковского муниципального унитарного предприятия «Управление тепло водоснабжения». После присоединения филиала № 1 ПУТВС к ПУТВС последнее стало исполнителем услуг по водоснабжению.

При формировании платежных документов, ПУТВС осуществляло начисления потребителю за услугу водоотведение из объема потребляемых коммунальных ресурсов за услугу по водоснабжению, умноженную на тариф, установленный Региональной службой по тарифам ХМАО-Югры.

За транспортировку стоков ПУТВС выставляет Моториной А.И. отдельный платежный документ, в котором рассчитывает плату за транспортировку.

Разрешая спор, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора, поскольку начисление истцу платы за оказание услуг по водоотведению является незаконным и противоречит нормам действующего законодательства, фактически такая услуга не оказывается, что ответчиком не оспаривается.

Наличие у потребителя внутридомовой системы канализации (септика) исключает существование централизованной системы водоотведения из чего следует, что предприятие не могло оказывать в отношении жилого дома, не подключенного к централизованной системе канализации и оснащенного внутридомовой системой канализации, услугу водоотведения.

В настоящее время действующим законодательствам не урегулирован вопрос начисления платы за вывоз сточных вод, отводимых потребителем в емкости временного накопления, и таким образом, данные правоотношения регулируются исходя из заключенных между сторонами соглашений в соответствии со ст. 421 ГК РФ.

Ответчик ошибочно полагает, что при осуществлении вывоза сточных вод из септиков потребителя указанные стоки транспортируются в места приема ПУТВС (канализационно-очистные сооружения) и предприятие проводит их прием и очистку, что, по мнению ответчика, является оказанием услуги по водоотведению, несмотря на транспортировку стоков посредством специального транспортного средства.

Ответчик считает, что основания для перерасчёта платы за услугу отсутствуют, с указанным доводом суд не может согласиться, поскольку начисление платы за коммунальные услуги производится на основании установленных РСТ Югры тарифов, тарифы за услуги по водоотведению и оплату прочих услуг (транспортная услуга) разные, при этом у истца отсутствует обязанность оплачивать услугу водоотведения, поскольку такая услуга Моториной А.И. фактически не оказывалась.

Исходя из изложенного, оснований для отражения в платежных документах и последующее взимание платы Ответчикам с Моториной А.И. за оказание услуг по водоотведению является необоснованным, ранее начисленная плата за оказание коммунальных услуг подлежит перерасчету с учетом незаконных начислений платы за водоотведение, поскольку оплате подлежат только оказанные коммунальные услуги.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в бюджет муниципального образования надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах Моториной А.И. к ПМУП «УТВС» о признании незаконным начисление платы за оказание коммунальной услуги водоотведение, удовлетворить.

Признать незаконным начисление Пойковским муниципальным унитарным предприятием «Управление тепловодоснабжения» платы за оказание коммунальной услуги водоотведение Моториной А.И. по адресу: (адрес).

Возложить на Пойковское муниципальное унитарное предприятие «Управление тепловодоснабжения» обязанность произвести перерасчет платы за коммунальные услуги Моториной А.И. по (адрес).

Взыскать с Пойковского муниципального унитарного предприятия «Управление тепловодоснабжения» в бюджет муниципального образования город Нефтеюганск государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья. Подпись.

Копия верна. Судья Ю.В. Дудырева

Решение в мотивированной форме составлено 22 сентября 2023 года.

2-2400/2023 ~ М-2086/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нефтеюганский межрайонный прокурор
Моторина Александра Ивановна
Ответчики
ПМУП "УТВС"
Другие
МУ "Администрация сельского поселения Салым"
Суд
Нефтеюганский районный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Дудырева Юлия Викторовна
Дело на сайте суда
uganskray--hmao.sudrf.ru
13.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2023Передача материалов судье
14.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2023Подготовка дела (собеседование)
16.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2023Судебное заседание
22.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее