Дело № 2-332/2024 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 марта 2024 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Степановой М.В.,
при секретаре Конышевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к акционерному обществу «ДОМ.РФ», акционерному обществу «Датабанк» о признании незаконным решения об отклонении заявления на выплату средств государственной поддержки, возложении обязанности по перечислению средств государственной поддержки, прекращении ипотеки в отношении земельного участка, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к акционерному обществу «ДОМ.РФ» (далее – АО «ДОМ.РФ»), акционерному обществу «Датабанк» (далее – АО «Датабанк») о признании незаконным решения об отклонении заявления на выплату средств государственной поддержки, возложении обязанности по перечислению средств государственной поддержки, прекращении ипотеки в отношении земельного участка, взыскании судебных расходов. В обоснование заявленных требований указано, что она является матерью троих несовершеннолетних детей и имеет право на получение меры государственной поддержки для погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту. На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истцом был приобретен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>. Договором купли-продажи предусмотрено, что расчеты по договору будут производиться за счет собственных средств покупателя и кредитных средств. Истцом с АО «Датабанк» заключен кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ, обеспеченный ипотекой. Расчеты с продавцом произведены в полном объеме за счет собственных средств ДД.ММ.ГГГГ, за счет кредитных средств ДД.ММ.ГГГГ. Истцом ДД.ММ.ГГГГ в АО «ДОМ.РФ» через АО «Датабанк» подано заявление на выплату средств государственной поддержки и направление этих средств на погашение задолженности по кредитному договору с приложением всех требуемых документов. Однако средства государственной поддержки на дату подачи иска в суд не поступили. В связи с тем, что обязательства истца по кредитному договору не погашены за счет средств государственной поддержки в срок, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 в адрес АО «Датабанк» направлен запрос о причинах непогашения ее обязательств по кредитному договору за счет мер государственной поддержки. ДД.ММ.ГГГГ от АО «Датабанк» получен ответ, согласно которому ее заявление на выплату средств государственной поддержки направлено в АО «ДОМ.РФ». АО «ДОМ.РФ» принято решение об отклонении заявления в связи с выявлением в отношении ряда организаций признаков совершения противоправных действий, направленных на получение средств государственной поддержки для погашения задолженности по ипотечным жилищным кредитам (займам), посредством проведения сомнительных сделок по приобретению недвижимости с привлечением заемных средств, в том числе на основании сведений, предоставленных органами внутренних дел, выплата средств государственной поддержки по заявлениям организаций приостановлена до получения компетентной правовой оценки указанной деятельности со стороны соответствующих ведомств. АО «Датабанк» в своем ответе также указало, что поскольку обязательства по кредитному договору за счет средств государственной поддержки не погашены, их необходимо исполнять в соответствии с условиями кредитного договора, в том числе платить проценты, и до исполнения всех кредитных обязательств ипотека земельного участка сохранится в пользу АО «Датабанк». Со стороны ответчиков доказательств наличия причин для отклонения ее заявления не представлено. Полагает, что решение об отклонении заявления нарушает ее права на получение мер государственной поддержки. При таких обстоятельствах, вынесенное АО «ДОМ.РФ» решение об отклонении заявления на предоставление средств государственной поддержки является незаконным. Полагает, что прекращение действия обременения в виде ипотеки в силу закона в пользу АО «Датабанк» будет способствовать прекращению нарушения и восстановления нарушенных прав истца. На основании изложенного, истец просит признать незаконным решение АО «ДОМ.РФ» об отклонении заявления ФИО1 №ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ на выплату средств государственной поддержки семей, имеющих детей, с целью погашения обязательств перед АО «Датабанк» по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ; возложить на АО «ДОМ.РФ» обязанность перечислить денежные средства государственной поддержки семей, имеющих детей, в размере 450 000 рублей на погашение кредитных обязательств ФИО1 перед АО «Датабанк» по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, обеспеченному ипотекой; возложить на АО «Датабанк» обязанность снять обременение в виде ипотеки в силу закона с земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; взыскать с ответчиков судебные расходы по уплате государственной пошлины и оплате услуг представителя.
ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца ФИО1 – ФИО10, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении исковых требованиях настаивает.
Ответчик - АО «ДОМ.РФ» в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило возражения на исковые требования в которых указало, что в ходе реализации мер государственной поддержки в отношении проводимых отдельными юридическими лицами сделок по предоставлению гражданам Российской Федерации ипотечных жилищных займов, источником исполнения обязательств по которым выступают средства государственной поддержки, выявлены признаки сомнительности (притворности). В связи с выявлением таких признаков АО «ДОМ.РФ» направило в адрес контрольно-надзорных ведомств, органов внутренних дел, а также органов следствия письма с просьбой об осуществлении проверки указанной деятельности. Кроме того, в их адрес поступил запрос УМВД России по г.Ижевску, в котором указано на необходимость обращать особое внимание на заявления о получении мер государственной поддержки, поступающих от АО «ДатаБанк», имеющих признаки мнимых сделок, целью которых выступает умысел, направленный на хищение бюджетных денежных средств государственной поддержки, предоставляемых АО «ДОМ.РФ». Соответственно АО «ДОМ.РФ» обоснованно приостановлено перечисление средств в отношении заемщиков АО «ДатаБанк». Заявление истца направлено на доработку кредитору по причине приостановления рассмотрения заявлений АО «Датабанк» и осуществления выплат по таким заявлениям в связи с высоким риском нецелевого использования средств государственной поддержки, обусловленным наличием признаков фиктивности (мнимости) кредитных сделок по предоставлению ипотечных жилищных кредитов. В связи с чем, требования истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, также просило рассмотреть дело без участия представителя (л.д.62-63).
Ответчик - АО «Датабанк» в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило возражения на исковые требования, в которых указало, что исковые требования правомерно предъявлены только к ответчику АО «ДОМ.РФ», требования к АО «Датабанк» заявлены неправомерно. ДД.ММ.ГГГГ банк предоставил в АО «ДОМ.РФ» в электронной форме заявление истца и необходимые документы. Заявление зарегистрировано в Единой информационной системе жилищного строительства (далее – ЕИСЖС) ДД.ММ.ГГГГ №ДД.ММ.ГГГГ. Причина отклонения АО «ДОМ.РФ» выплаты по заявлению истца не связана с недобросовестными действиями со стороны истца, или с некомплектностью документов, представленных для выплаты, или с их недействительностью, или с несоответствием истца требованиям Закона № 157-ФЗ. Истец отвечает всем условиям для получения мер государственной поддержки, поэтому заявление одобрено ответчиком и включено в реестр на оплату. Полагает, что АО «Датабанк» является ненадлежащим ответчиком по делу, в принятии решений о предоставлении мер государственной поддержки банк участия не принимает. Права истца банком нарушены не были, поскольку банк произвел прием заявления и необходимого пакета документов и осуществил их направление в АО «ДОМ.РФ». Требование истца погасить регистрационную запись об ипотеке не подлежат удовлетворению, в связи с наличием кредитной задолженности по договору. В связи с изложенным просил исковые требования к АО «ДОМ.РФ» удовлетворить, в удовлетворении исковых требований к АО «Датабанк» отказать, также просило рассмотреть дело без участия представителя (л.д. 74-76, 103).
Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (далее - Федеральный закон № 157-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает основания для реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ меры государственной поддержки реализуются однократно (в отношении только одного ипотечного жилищного кредита и независимо от рождения детей после реализации мер государственной поддержки) путем полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 450 тысяч рублей. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше 450 тысяч рублей, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом (займом).
В силу пункта 6 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ реализация мер государственной поддержки осуществляется единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от 13.07.2015 № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», являющимся в соответствии с настоящим Федеральным законом агентом Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется в случае, если гражданином, указанным в части 2 настоящей статьи, до 01.07.2024 заключен кредитный договор (договор займа), целью которого является, в том числе: 1) приобретение по договору купли-продажи на территории Российской Федерации у юридического или физического лица жилого помещения, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства, или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, либо приобретение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или соглашению (договору) об уступке прав требований по указанному договору в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; 2) полное погашение ипотечных жилищных кредитов (займов), указанных в пункте 1 настоящей части; 3) полное погашение ипотечных кредитов (займов), ранее выданных в целях, указанных в пункте 2 настоящей части.
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ порядок реализации мер государственной поддержки, включающий в себя порядок обращения граждан за их предоставлением, а также перечень документов, необходимых для реализации мер государственной поддержки, определяется Правительством Российской Федерации.
АО «ДОМ.РФ» создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.1996 № 1010 «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию», и являясь Единым институтом развития в жилищной сфере (в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), реализует задачи и функции, возложенные Правительством Российской Федерации, а также Федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2019 № 1170 утверждены Правила предоставления субсидий АО «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) (далее - Правила предоставления субсидий) и Положение о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В соответствии с пунктом 4 Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2019 № 1170 (далее - Положение о реализации мер государственной поддержки), направление средств на погашение кредита (займа) в соответствии с настоящим Положением осуществляется на основании заявления заемщика о погашении кредита (займа). К заявлению о погашении кредита (займа) прилагаются документы, предусмотренные пунктом 5 настоящего Положения. Представление заявителем (заявителями) не в полном объеме и (или) содержащих недостоверные сведения таких документов является основанием для отказа направлении средств на погашение кредита (займа).
В силу пункта 5 указанного Положения, к заявлению о погашении кредита (займа) прилагаются документы: документ, удостоверяющий личность и гражданство заемщика; документы, удостоверяющие личность и гражданство детей заемщика; документы, подтверждающие материнство заемщика в отношении детей; документы, подтверждающие приобретение заемщиком жилого помещения или земельного участка предоставленного для индивидуального жилищного строительства.
В силу положений пункта 8 Положения о реализации мер государственной поддержки, в случае представления заявления о погашении кредита (займа) кредитором вместе с его обращением представляются в общество также документы, подтверждающие предоставление заемщику ипотечного жилищного кредита (займа) и размер задолженности по такому ипотечному жилищному кредиту (займу), и информация о реквизитах счета для направления средств на погашение кредита (займа) в соответствии с настоящим Положением не позднее 7 рабочих дней со дня получения от заявителя (заявителей) заявления о погашении кредита (займа) и документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения.
Согласно абзацам 3 и 4 пункта 10 Положения о реализации мер государственной поддержки, АО «ДОМ.РФ» не позднее 7 рабочих дней со дня получения заявления о погашении кредита (займа) и документов, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего Положения, принимает решение о направлении средств на погашение кредита (займа), если указанными документами, а в случаях, предусмотренных пунктами 7(2) и 8 настоящего Положения, - также документами, направленными в общество кредитором, подтверждается соблюдение заемщиком условий, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения.
В случае не подтверждения соблюдения таких условий АО «ДОМ.РФ» принимает решение об отказе в направлении средств на погашение кредита (займа).
В соответствии с пунктом 20 Положения о реализации мер государственной поддержки обмен информацией между кредиторами и АО «ДОМ.РФ» осуществляется с использованием единой информационной системы жилищного строительства в порядке и на условиях, которые определяются обществом. Указанные порядок и условия информационного обмена публикуются обществом на его официальном сайте в сети «Интернет».
Из материалов дела следует, что истец ФИО1 приходится матерью несовершеннолетним детям ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 10-14, 24-26).
Между ФИО1 и ФИО7 заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого, ФИО7 продала ФИО1 земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1022 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под жилую застройку Индивидуальную, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 13-14).
По условиям договора купли-продажи стоимость земельного участка составляет 460 000 рублей, имущество передается в собственность за счет собственных и кредитных средств, предоставляемых АО «Датабанк» согласно кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ. Кредит предоставляется в размере 450 000 рублей, со сроком возврата 6 месяцев с даты фактического предоставления кредита под 14% годовых.
Согласно пункту 2.4 договора имущество в обеспечение обязательств по кредитному договору считается находящимся в залоге у кредитора в силу закона с момента государственной регистрации права собственности покупателя на имущество и ипотеки в силу закона.
В силу п. 3.1 договора купли-продажи расчет между сторонами осуществляется в следующем порядке: денежная сумма в размере 10 000 рублей выплачивается покупателем за счет собственных средств в день подписания договора; зачисление суммы в размере 450 000 рублей из заемных средств производится в дату зачисления АО «Датабанк» кредита покупателю путем перечисления денежных средств в указанном размере по распоряжению покупателя на счет представителя продавца ИП ФИО7 (л.д.15-16).
На указанном договоре имеется рукописная надпись о получении ФИО7 денежных средств в размере 10 000 рублей наличными.
Между ФИО1 и АО «Датабанк» заключен кредитный договор, обеспеченный ипотекой, № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого АО «Датабанк» предоставил ФИО1 кредит в размере 450 000 рублей, сроком на 6 месяцев, под 14% годовых, исполнение обязательств обеспечивается ипотекой в силу закона; возврат кредита (основного долга) осуществляется единовременно не позднее окончания срока возврата кредита; проценты за пользование кредитом уплачиваются ежемесячно в последний день каждого календарного месяца (кроме процентов за последний месяц пользования кредитом, которые уплачиваются одновременно с возвратом кредита) (л.д. 19-21).
Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ АО «Датабанк» по поручению ФИО1 перечислил денежные средства в размере 450000 рублей на счет ИП ФИО7 (л.д. 22).
В Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о государственной регистрации права собственности ФИО1 на указанный земельный участок с кадастровым номером №, обременение объекта недвижимости в виде ипотеки в силу закона (л.д. 17-18, 54-55).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в АО «ДОМ.РФ» через АО «Датабанк» подано заявление на выплату средств государственной поддержки и направление этих средств на погашение задолженности по кредитному договору с приложением всех требуемых документов (л.д. 23).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в адрес АО «Датабанк» направлено заявление о причинах непогашения ее обязательств по кредитному договору за счет мер государственной поддержки (л.д. 9).
Из ответа АО «Датабанк» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ на выплату средств государственной поддержки для погашения обязательств по заключенному с АО «Датабанк» кредитному договору, обеспеченному ипотекой № от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными к заявлению документами, а также иными документами были направлены ДД.ММ.ГГГГ Банком в АО «ДОМ.РФ» через личный кабинет в ЕИСЖС с оформлением заявления №ДД.ММ.ГГГГ на предоставление субсидии для погашения задолженности по кредитному договору в соответствии с Порядком взаимодействия кредиторов (займодавцев) и АО «ДОМ.РФ» по вопросам реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, а также в соответствии с Законом №ФЗ. ДД.ММ.ГГГГ в личном кабинете ЕИСЖС АО «ДОМ.РФ» размещена информация об отклонении заявления на предоставление средств государственной поддержки «в связи с выявлением в отношении ряда организаций признаков совершения противоправных действий, направленных на получение средств государственной поддержки для погашения задолженности по ипотечным жилищным кредитам (займам), посредством проведения сомнительных (притворных) сделок по приобретению недвижимости с привлечением заемных средств, в том числе на основании сведений, предоставленных органами внутренних дел, выплата средств государственной поддержки по заявлениям указанных организаций приостановлена до получения компетентной правовой оценки указанной деятельности со стороны соответствующих ведомств». Средства государственной поддержки в банк не поступали, обязательства по кредитному договору не погашены, действие ипотеки в отношении земельного участка сохраняет свое действие до полного исполнения обязательств. Информация о несоответствии установленным условиям для получения поддержки, о неполноте предоставленных документов или недостоверных сведений у банка отсутствует (л.д. 29, 33).
Из справки АО «Датабанк» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что задолженность ФИО1 по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ составляет 481 586,29 рублей, из которых 450 000 рублей - основной долг; 31 586,29 рублей - проценты за пользование кредитом (л.д.30).
Согласно ответу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 распорядилась средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме, направив их в 2016 году на оплату долга по договору займа, заключенному с ООО «Капитал-Рост», на строительство жилого дома по адресу: <адрес>. При этом супруг ФИО1 ФИО8, являющийся собственником земельного участка, принял на себя обязательство об оформлении построенного жилого помещения в общую собственность свою, супруги и детей в течение 6 месяцев после ввода жилого помещения в эксплуатацию, которое на данный момент не исполнено. Средства материнского (семейного) капитала в сумме 433 026 рублей перечислены на расчетный счет ООО «Капитал-Рост» ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72, 73).
Таким образом, разрешая исковые требования, суд приходит к выводу о том, что требования истца к АО «ДОМ.РФ» подлежат удовлетворению. Вместе с тем, исковые требования к АО «Датабанк» удовлетворению не подлежат.
Судом установлено, что порядок взаимодействия кредиторов (заимодавцев) и АО «ДОМ.РФ» по вопросам мер государственной поддержки семей, имеющих детей, утвержден Постановлением АО «ДОМ.РФ», протокол № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок взаимодействия).
Согласно указанному Порядку, взаимодействие между АО «ДОМ.РФ» и кредитором (займодавцем) при реализации программы поддержки осуществляется в порядке, установленном заключаемым между АО «ДОМ.РФ» и кредитором (займодавцем) соглашением о сотрудничестве в форме договора присоединения в порядке, установленном статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выплата средств государственной поддержки осуществляется на основании соответствующих заявлений займодавцев, содержащих сведения об обращении граждан за получением средств государственной поддержки, размере задолженности по ипотечному жилищному займу заемщика с указанием ее состава, а также информации и документов, подтверждающих соответствие представленной заемщиком заявки на получение средств государственной поддержки. Заявление займодавца на выплату средств государственной поддержки оформляется по типовой форме, определенной АО «ДОМ.РФ».
Рассмотрение займодавцем возможности участия заявителя в реализации мер государственной поддержки осуществляется на основании соответствующего обращения (заявления, заявки) заемщика. Обращение заемщика должно содержать согласие на обработку персональных данных заемщика и его детей, а также согласие на получение сведений, необходимых для рассмотрения обращения заемщика из Единого государственного реестра записи актов гражданского состояния и Единого государственного реестра недвижимости в отношении займодавца, АО «ДОМ.РФ». В случае достижения детьми заемщика четырнадцатилетнего возраста форма согласия на обработку персональных данных должна быть заполнена непосредственно субъектом персональных данных. Обращение заемщика для целей получения средств поддержки должно содержать ссылки на нормативно - правовые источники оснований возникновения у гражданина права на получение средств государственной поддержки (пункт 10 Порядка взаимодействия).
Согласно пункту 12 Положения о реализации мер государственной поддержки ответчик вправе устанавливать только порядок взаимодействия кредиторов (займодавцев) и АО «ДОМ.РФ» по вопросам реализации мер государственной поддержки, в том числе требования к обращению кредитора (займодавца). Из пункта 5 Положения о реализации мер государственной поддержки также можно сделать вывод, что порядок взаимодействия кредиторов (займодавцев) и АО «ДОМ.РФ» может включать требования к формам предоставляемых документов.
АО «ДОМ.РФ» осуществляет проверку полноты представленного комплекта документов по каждому заявлению на выплату средств государственной поддержки; полноты сведений по ипотечному жилищному кредиту (займу), содержащихся в заявлении; соответствия ипотечного жилищного кредита (займа), гражданского и семейного положения заявителя и его детей, обеспечения по ипотечному жилищному кредиту (займу) установленным требованиям.
При поступлении заявления займодавца на выплату средств государственной поддержки в АО «ДОМ.РФ» каждому поступившему заявлению присваивается уникальный идентификационный номер заявки на выплату средств государственной поддержки в системе ЕИСЖС (л. 13 Порядка взаимодействия).
По результатам анализа АО «ДОМ.РФ» формирует заключение о результатах проведенной проверки и информирует займодавца, представившего соответствующее заявление на выплату средств государственной поддержки. В случае, если в результате проведения проверки АО «ДОМ.РФ» было установлено соответствие заявления займодавца всем требованиям федерального закона и постановления без исключения, АО «ДОМ.РФ» осуществляет выплату средств государственной поддержки по платежным реквизитам займодавца, указанным в заявлении, в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты выполнения мероприятий в соответствии с пунктом 18 Порядка (пункту 16 - 19 Порядка взаимодействия).
Вместе с тем, из материалов дела следует, что истец ФИО1 с заявлением о погашении задолженности по кредитному договору в АО «Датабанк» для направления в АО «ДОМ.РФ» предоставила необходимые документы, а именно: документы, удостоверяющие личность и гражданство заемщика; документы, удостоверяющие личность и гражданство детей заемщика; документы, подтверждающие материнство заемщика в отношении детей (свидетельства о рождении детей); документы, подтверждающие предоставление заемщику кредита; документы, подтверждающие приобретение заемщиком объекта недвижимости. Также истцом к заявлению были приложены согласие на обработку персональных данных по форме АО «ДОМ.РФ», что соответствует Порядку взаимодействия.
АО «ДОМ.РФ» осуществляет проверку полноты представленного комплекта документов по каждому заявлению на выплату средств государственной поддержки; полноты сведений по ипотечному жилищному кредиту (займу), содержащихся в заявлении; соответствия ипотечного жилищного кредита (займа), гражданского и семейного положения заявителя и его детей, обеспечения по ипотечному жилищному кредиту (займу) установленным требованиям.
Анализируя доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что истцом и АО «Датабанк» в АО «ДОМ.РФ» в электронной форме с использованием ЕИСЖС представлены документы, указанные в пунктах 4, 5, 7 Положения о реализации мер государственной поддержки, данных о содержании недостоверных сведений в таких документах, не имеется. Основания для отказа в предоставлении мер государственной поддержки, предусмотренные указанным Положением, не имелись.
Основание для отклонения заявки истца, указанное АО «ДОМ.РФ» при рассмотрении заявления ФИО1, Федеральный закон № 157-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, не содержат.
Суд считает, что истец отвечает всем условиям для получения мер государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом № 157-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
При этом, ответчиком АО «ДОМ.РФ» не представлены доказательства в обоснование своих доводов о законности отказа в удовлетворении заявления истца о погашении задолженности по кредитному договору.
Правилами предоставления субсидий АО «ДОМ.РФ», Положением о реализации мер государственной поддержки также не предусмотрены основания для отклонения заявления по основаниям: «в связи с выявлением в отношении ряда организаций признаков совершения противоправных действий, направленных на получение средств государственной поддержки для погашения задолженности по ипотечным жилищным кредитам (займам), посредством проведения сомнительных (противоправных) сделок по приобретению недвижимости с привлечением заемных средств, выплата средств государственной поддержки по заявлениям организаций приостановлена до получения компетентной правовой оценки указанной деятельности со стороны соответствующих ведомств». Суд считает, что АО «ДОМ.РФ» отклонил заявку истца по основаниям не предусмотренным законодательством.
Кроме того, проверка деятельности кредитной организации не может влиять на право истца на реализацию мер государственной поддержки. Правовое решение в отношении АО «Датабанк», сведений об отзыве или приостановлении лицензии на осуществление банковской деятельности суду не представлено.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым удовлетворить требования истца о признании незаконным решения АО «ДОМ.РФ» об отклонении заявления на выплату средств государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом №157-ФЗ от 03.07. 2019, с целью погашения обязательств истца по кредитному договору, обеспеченному ипотекой, № от ДД.ММ.ГГГГ и о возложении на ответчика обязанности перечислить денежные средства государственной поддержки в размере 450 000 рублей на погашение задолженности ФИО1 перед АО «Датабанк» по кредитному договору №-ПОК-230214 от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая требования к АО «Датабанк» о возложении обязанности снять обременение в виде ипотеки в силу закона с объекта недвижимости, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.
На основании подпункта 1 части 1 статьи 352 ГК РФ залог прекращается с прекращением обеспеченного залогом обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Пунктом 1 статьи 408 ГК РФ предусмотрено, что обязательство прекращается надлежащим его исполнением.
Заключение кредитного договора между истцом и ответчиком АО «Датабанк» совершалось по волеизъявлению обеих сторон, стороны достигли соглашения по всем существенным условиям кредитного договора, каждая сторона приняла на себя риск по исполнению его условий.
АО «Датабанк» свои обязательства по соглашению о сотрудничестве в рамках реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей выполнило, обязательства ФИО1 по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ перед АО «Датабанк» в настоящее время не исполнены, в связи с чем отсутствуют основания для погашения записи об ипотеке приобретенного на кредитные средства земельного участка, поэтому в удовлетворении требований истца к АО «Датабанк» о возложении обязанности снять ипотеку следует отказать.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу положений пп 15 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы - при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка.
Истец обратилась в суд с заявленным иском, реализуя свои права на получение средств материальной поддержки, предоставляемых семьям, имеющим детей, следовательно, обратилась в суд с иском в интересах своих несовершеннолетних детей.
При этом, при подаче иска в суд истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50).
С учетом тех обстоятельств, что исковые требования ФИО1к АО «ДОМ.РФ» подлежат удовлетворению, с ответчика АО «ДОМ.РФ» подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы, понесенные на уплату государственной пошлины, в размере 300 рублей.
Принимая во внимание те обстоятельства, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие оплату услуг представителя, правовых оснований для удовлетворения требований ФИО1 о взыскании расходов на оплату услуг представителя не подлежат удовлетворению.
Истец при предоставлении доказательств, подтверждающих оплату услуг представителя, не лишена вновь обратиться в суд с требованием о взыскании расходов, понесенных на оплату услуг представителя.
Руководствуясь статьями 98, 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к акционерному обществу «ДОМ.РФ», акционерному обществу «Датабанк» о признании незаконным решения об отклонении заявления на выплату средств государственной поддержки, возложении обязанности по перечислению средств государственной поддержки, прекращении ипотеки в отношении земельного участка, взыскании судебных расходов удовлетворить в части требований.
Признать незаконным решение акционерного общества «ДОМ.РФ» (ОГРН 1027700262270, ИНН 7729355614) об отклонении заявления ФИО1 (ИНН №) №ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ на выплату средств государственной поддержки с целью погашения обязательств перед акционерным обществом «Датабанк» (ОГРН 1021800000090, ИНН 1835047032) по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на акционерное общество «ДОМ.РФ» (ОГРН 1027700262270, ИНН 7729355614) обязанность перечислить денежные средства государственной поддержки в размере 450 000 (четыреста пятьдесят тысяч) рублей на погашение кредитных обязательств ФИО1 (ИНН №) перед акционерным обществом «Датабанк» (ОГРН 1021800000090, ИНН 1835047032) по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, обеспеченному ипотекой.
Взыскать с акционерного общества «ДОМ.РФ» (ОГРН 1027700262270, ИНН 7729355614) в пользу ФИО1 (ИНН №) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
В остальной части заявленные Касаткиной Светланой Юрьевной исковые требования оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца с момента составления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья (подпись) М.В. Степанова
Копия верна:
Судья М.В. Степанова
Справка.
Мотивированное решение составлено 13 марта 2024 года.
Судья М.В. Степанова
подлинник подшит в материалы
гражданского дела № 2-332/2024
Пермского районного суда Пермского края
УИД 59RS0008-01-2023-004001-83