Судья: Борисова В.В.
(дело № 2-109/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 июня 2021 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шельпук О.С.,
судей Кривицкой О.Г.,
Дудовой Е.И.,
при секретаре Зенкевиче В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Медведева А.И. на решение Похвистневского районного суда Самарской области от 10.03.2021, которым постановлено:
«Исковое заявление Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области к Медведеву АИ об устранении нарушений ветеринарного законодательства удовлетворить.
Обязать Медведева АИ, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ведущего личное подсобное хозяйство, устранить нарушения ветеринарного законодательства, а именно: обеспечить безвыгульное содержание свиней в свиноводческих помещениях, либо выгул свиней в закрытом помещении или под навесами, исключающими контакт свиней с другими животными и птицами и отвечающими санитарным правилам и нормам действующего законодательства.
До устранения нарушений ветеринарного законодательства запретить Медведеву АИ содержание свиней в подсобном хозяйстве.
Взыскать с Медведева АИ государственную пошлину в доход городского округа Похвистнево Самарской области в размере 300 рублей».
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шельпук О.С.,
УСТАНОВИЛА:
Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области (в настоящее время после переименования Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской и Самарской областям) обратилось в суд с иском к Медведеву АИ об устранении нарушений ветеринарного законодательства в котором просит обязать Медведева АИ, ведущего личное подсобное хозяйство по адресу: <адрес>, <адрес>, устранить нарушения ветеринарного законодательства, а именно: обеспечить безвыгульное содержание свиней в свиноводческих помещениях, либо выгул свиней в закрытом помещении или под навесами, исключающими контакт свиней с другими животными и птицами, и отвечающими санитарным правилам и нормам действующего законодательства. До устранения нарушений ветеринарного законодательства, запретить Медведеву АИ содержать свиней в личном подсобном хозяйстве по адресу: <адрес>.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Медведев А.И. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Аналогичное положение содержится также в статье 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации, иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов сред обитания.
Частью 1 статьи 10 указанного закона на граждан возложена обязанность по выполнению требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ч. 3 ст. 39 вышеуказанного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Аналогичное требование содержится также в ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» № 112-ФЗ от 7 июля 2003 г., согласно которому приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Согласно абз. 2 ст. 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:
осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства,
содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;
выполнять указания специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Помещения, предназначенные для временного или постоянного содержания животных, по своей площади и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья (статья 13 Закона «О ветеринарии»).
Судом установлено, что Медведев А.И. проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Медведев А.И. занимается разведением свиней, по последним данным проверки представителя Структурного подразделения «Похвистневская станция по борьбе с болезнями животных» ГБУ Самарской области «Самарское ветеринарное объединение» поголовье свиней составляет 74 головы. Животных ответчик содержит на территории бывшей мельницы, которая расположена по адресу: <адрес>. Согласно выписке от 08.02.2021 из ЕГРН вышеуказанный земельный участок не имеет правообладателя (том 1, л.д. 94). Какие-либо правоустанавливающие документы на земельный участок у ответчика отсутствуют, в качестве индивидуального предпринимателя или главы КФХ в налоговом органе он не зарегистрирован, но предпринимательскую деятельность и фермерскую деятельность он осуществляет.
Из материалов дела, актов, постановлений (том 1, л.д. 16-39) следует, что поголовье свиней содержится в ветхом строении бывшей мельницы, территория хозяйства находится вблизи жилых домов, не огорожена, частично отсутствует крыша, выгул свиней происходит в открытом помещении, навесы отсутствуют, отсутствуют дез. коврики, на территории находится куча навоза около 3-х метров, корма и кормовые добавки приобретаются без ветеринарно-сопроводительных документов, используются для кормления без предварительной термической обработки, не все животные идентифицированы. Кроме того, допускается бесконтрольный выпас свиней по территории сельского поселения Большой Толкай. Свиньи, принадлежащие Медведеву А.И., контактируют с дикими птицами, с другими животными.
Главой администрации сельского поселения Большой Толкай выносились неоднократные предупреждения в адрес Медведева А.И. о недопустимости содержания свиней с нарушением ветеринарных правил, поскольку неоднократно поступали жалобы от жителей села.
Вышеизложенные нарушения были зафиксированы в следующих документах: в акте №215/2 от 24.11.2020 о проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении Медведева А.И. сотрудниками Управления Россельхознадзора по Самарской области ФИО9 совместно со специалистом администрации с.п. Большой Толкай ФИО10, и главным специалистом по развитию животноводства службы Администрации муниципального района Похвистнево ФИО11; в акте внепланового обследования №26-17-02 от 13.02.2020 года, проведенного структурным подразделением Похвистневская станция по борьбе с болезнями животных ГБУ СО «Самарское ветеринарное объединение»; в акте ветеринарно-санитарного обследования №ПОХВ26-17-247 от 10.08.2020, проведенного совместно начальником отдела Похвистневской СББЖ ФИО23 главным специалистом по развитию животноводства службы Администрации муниципального района Похвистнево ФИО11, заместителем главы сельского поселения Большой Толкай ФИО24 в акте Управления Россельхознадзора по Самарской области от 23.07.2020; в письменной информации Структурного подразделения Похвистневской СББЖ ГБУ СО «СВО» от 08.07.2020 №68 о выгульном содержании свиней Медведевым А.И. в с.п. Большой Толкай Похвистневского района Самарской области; в письменной информации Структурного подразделения Похвистневской СББЖ ГБУ СО «СВО» от 12.08.2020 № 63 о выгульном содержании свиней Медведевым А.И. в с.п. Большой Толкай Похвистневского района Самарской области; в многочисленных фотоматериалах, приложенных к вышеуказанным актам (том 1, л.д. 16-39).
22.08.2020 Медведеву А.И. Росесельхознадзором вынесено требование № 63084621 об устранении нарушений ветеринарного законодательства, выявленных в результате проверки, в данным требованием Медведев А.И. ознакомлен и не обжаловал в установленном законом порядке.
24.11.2020 Медведеву А.И. Росесельхознадзором вынесено предписание № 25 об устранении нарушений ветеринарного законодательства, выявленных в результате проверки, в данным предписанием Медведев А.И. ознакомлен и не обжаловал в установленном законом порядке.
Медведев А.И. привлекался к административной ответственности по ч.1 ст. 10.6 КоАП РФ, что подтверждается протоколом об административном правонарушении № 63084621 от 22.08.2020, с данным протоколом Медведев А.И. был согласен, не обжаловал в установленном законом порядке.
Оценив представленные в дело доказательства, подтверждающие неоднократное нарушение Медведевым А.И. требований санитарного и ветеринарного законодательства и неустранение выявленных нарушений, за что ответчик привлекался к административной ответственности, пришел к правильному выводу о том, что допущенные нарушения Медведевым А.И. приводят к нарушению прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц на защиту жизненно важных интересов личности и общества, так как может вызвать заражение животных эпизоотическими заболеваниями, в том числе африканской чумой свиней, в связи с чем удовлетворил исковые требования, с чем судебная коллегия соглашается.
Довод жалобы о том, что истцу - Управлению федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области (в настоящее время Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской и Самарской областям) не предоставлено законом право на обращение в суд, судебной коллегией отклоняются, как основанное на неверном толковании норм права.
Так, согласно абз. 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений, соблюдения законодательства в области виноградарства и виноделия, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно абзацу 11 статьи 6 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Статья 76 названного закона закрепляет, что споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Согласно статьи 80 указанного закона, требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом.
С учетом изложенного, истец действовал в пределах предоставленных законом полномочий в сфере контроля по соблюдению санитарного и ветеринарного контроля, предпринял меры по устранению выявленных нарушений до обращения в суд, выразившиеся в нарушении санитарных условий содержания свиней, не приведших к их устранению, правомерно обратился в суд.
Доводы жалобы, что судом нарушены конституционные права ответчика закрепленные в статьях 34, 55, 56 Конституции Российской Федерации, судебной коллегией также отклоняются.
В обоснование данных доводов ответчик указывает на то, что установленное судом ограничение о запрете содержать свиней в подсобном хозяйстве фактически ввели запрет ответчику заниматься личным подсобным хозяйством на территории всей Российской Федерации, поскольку в решении не указано, в каком именно месте, на каком земельном участке (территории) ответчику надлежит устранить допущенные нарушения.
Из материалов дела следует, что проверки проводились в отношении ответчика, не отрицавшего факт принадлежности ему свиней, а отсутствие формально установленного адреса с учетом специфика размещения животных в поле относительно определенно установленного ориентира не является основанием для освобождения ответчика о выполнения обязательных для него указаний санитарного законодательства. Неточности в указании адресов при проведении проверок в ходе судебного разбирательства устранены судом путем допроса специалистов, и ссылка ответчика на неопределенность судебного акта расценивается судебной коллегией как избранная позиция по делу, направленная на злоупотребление процессуальными правами. Отсутствие у ответчика зарегистрированного права на участок, на котором он содержит подсобное хозяйство при выявленном факте нарушения ответчиком требований к содержанию свиней в подсобном хозяйстве указывает на обоснованность установленного для него запрета продолжать противоречащие закону действия до устранения выявленных нарушений.
При этом статья 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет право лицам, участвующим в деле, обратиться в суд, принявший решение, за разъяснением судебного акта в случае его неясности, препятствующей исполнению.
В силу статьи 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, при этом в силу пункта 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Таким образом, нарушая требования санитарного и ветеринарного законодательств, действия ответчика влекут нарушение защиты жизненно важных интересов людей, поскольку нарушение указанных норм может вызвать заражение, как свиней, так и контактирующих с ними иных животных.
Доводы о применении недействующего нормативно-правового акта – ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизведения, выращивания и реализации, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 21.10.2020 №621, на правильность выводов суда не влияют. Указанные Правила действовали на момент принятия решения судом, а установленные в нем ограничения и запреты, выявленные при рассмотрении дела, были установлены действовавшими на момент выявления нарушения Ветеринарными правилами содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 29.03.2016 №114.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным, основанным на правильно установленных фактических обстоятельствах, которым судом дана полная и всестороння оценка. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда, не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Похвистневского районного суда Самарской области от 10.03.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Медведева А.И. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: