№ 2-99/2024
УИД 03RS0044-01-2023-003068-46
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 марта 2024 г. с. Кушнаренково
Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан в составе судьи Белорусовой Г.С.,
при секретаре Михайловой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению САО «ВСК» к Шангарееву М.Ш., Газизовой Р.Х., ТУ Росимущество по Республике Башкортостан о взыскании убытков в порядке суброгации,
УСТАНОВИЛ:
САО «ВСК» обратилось в суд с иском к Шангарееву М.Ш., Газизовой Р.Х., ТУ Росимущество по Республике Башкортостан о взыскании убытков в порядке суброгации.
В обоснование иска указано, что ДАТА по адресу <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобилей <данные изъяты>, принадлежащего ООО «Альфамобиль», под управлением Яхина Р.Р. и <данные изъяты>, под управлением Шангареева Э.М.
Виновником дорожно-транспортного происшествия является Шангареев Э.М.
Транспортное средство <данные изъяты> на момент ДТП было застраховано в САО «ВСК», договор страхования № и получило повреждения в результате указанного события.
САО «ВСК» признало данное событие страховым случаем и ДАТА произвело выплату страхового возмещения в размере 967 654 рубля.
Риск наступления гражданской ответственности Шангареева Э.М. по договору ОСАГО на момент ДТП не был застрахован.
ДАТА Шангареев Э.М. скончался на месте дорожно-транспортного происшествия.
Просят взыскать с Шангареева М.Ш., Газизовой Р.Х., ТУ Росимущество по Республике Башкортостан в пользу САО «ВСК» сумму убытков в размере 967 654 рубля, расходы по оплате государственной пошлины в размере 12 876 рублей 54 копейки.
Представитель истца САО «ВСК» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Ответчики Шангареев М.Ш., Газизова Р.Х., представитель ответчика ТУ Росимущество по Республике Башкортостан в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В силу ст. 931 Гражданского кодекса РФ, по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.
Договор страхования риска ответственности за причинение вреда считается заключенным в пользу лиц, которым может быть причинен вред (выгодоприобретателей). В случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
Согласно статье 965 Гражданского кодекса РФ, перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки.
Предоставление страховщику права регресса означает, что он заменил собой должника - причинителя вреда в обязательстве из причинения вреда, возместив вместо него вред, причиненный потерпевшему. В силу права регресса страховщик имеет право взыскать со страхователя ту сумму страховой выплаты, которую этот страховщик выплатил выгодоприобретателю - потерпевшему.
Как усматривается из материалов дела, ДАТА около 21:30 часов на <адрес> в направлении <адрес> водитель Шангареев Э.М., управляя принадлежащим ему технически исправным автомобилем марки <данные изъяты>, не выбрал скорость, которая обеспечивала бы ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил дорожного движения РФ, не учел интенсивность движения на вышеуказанном участке автодороги, совершил выезд на полосу встречного движения, где допустил столкновение с грузовым автомобилем марки <данные изъяты> под управлением Яхина Р.Р.
В результате дорожно-транспортного происшествия оба транспортных средства получили механические повреждения, а водитель Шангареев Э.М. от полученных телесных повреждений скончался на месте дорожно-транспортного происшествия.
Транспортное средство <данные изъяты> на момент ДТП было застраховано в САО «ВСК», договор страхования №
САО «ВСК» признав дорожно-транспортное происшествие страховым случаем, произвело владельцу автомобиля <данные изъяты> выплату страхового возмещения в размере 967 654 рубля, что подтверждается счетом на оплату № от ДАТА.
Шангареев Э.М. умер ДАТА. Судом установлено, что наследниками по закону первой очереди после смерти Шангареева Э.М. являются его родители Шангареев М.Ш. и Газизова Р.Х.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу положений ч. 1 ст. 1175 Гражданского кодекса РФ, наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Из реестра наследственных дел Федеральной нотариальной палаты следует, что наследственное дело к имуществу Шангареева Э.М., умершего ДАТА, не заводилось.
В ходе рассмотрения дела судом были направлены запросы в Росреестр по Республике Башкортостан, Гостехнадзор Республики Башкортостан, Банки, из ответов на которые установлено, что наследственного имущества и денежных средств на счетах после смерти Шангареева Э.М. не имеется.
Из карточки учета транспортных средств от ДАТА, представленной ОГИБДД ОМВД России по Кушнаренковскому району следует, что Шангарееву Э.М. принадлежало транспортное средство автомобиль марки <данные изъяты>. Указанное транспортное средство снято с учета ДАТА в связи со смертью владельца – Шангареева Э.М.
Согласно акту приема-передачи транспортного средства от ДАТА, автомобиль <данные изъяты> после дорожно-транспортного происшествия был помещен на специализированную стоянку ООО «Акбатыр».
Согласно ответу директора ООО «Акбатыр» от ДАТА, автомобиль марки <данные изъяты> на специализированной стоянке отсутствует, в связи с его утилизацией, поскольку автомобиль после дорожно-транспортного происшествия не подлежал восстановлению.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии у наследников Шангареева Э.М. гражданско-правовой обязанности по возмещению ущерба, причиненного в результате ДТП, произошедшего ДАТА по вине Шангареева Э.М., поскольку Шангареев М.Ш. и Газизова Р.Х. наследство после смерти Шангареева Э.М. не принимали, наследственное имущество отсутствует.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении САО «ВСК» к Шангарееву М.Ш., Газизовой Р.Х., ТУ Росимущество по Республике Башкортостан о взыскании убытков в порядке суброгации отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДАТА.
Судья Г.С. Белорусова