Дело № 23 января 2023 года
УИД: 78RS0№-48
В окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Феодориди Н.К.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, действующей в инетересах несовершеннолетней ФИО3 к <адрес> Санкт-Петербурга об оспаривании бездействий, обязании предоставить место в дошкольном образовательном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, действуя в качестве законного представителя ФИО3, обратилась в суд с исковым заявлением к <адрес> Санкт-Петербурга и просит признать незаконным бездействие по не предоставлению места в группе полного дня в дошкольном образовательном учреждении, находящимся в доступной близости от места проживания; возложить на ответчика обязанность предоставить несовершеннолетней ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, направление для получения дошкольного образования в группе полного дня в дошкольном образовательном учреждении, расположенном на разумном территориальном удалении от места жительства ребенка в течение 1 месяца. В обоснование требований указывает, что является матерью несовершеннолетнего ребенка ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С целью реализации права ребенка на дошкольное образование истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении места в ГБДОУ на полный день, находящемся в доступной близости от места проживания. Ответчиком в удовлетворении данного заявления отказано, Истец полагает действия ответчика незаконными.
Представители истца в суд явились, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в суд явился, с требованиями не согласен, представил письменный отзыв.
Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П указывал, что важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО ДД.ММ.ГГГГ) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
В статье 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ и вступившей в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ, отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах: свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплены положения о гарантии права на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.
Общедоступность и бесплатность образования осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 названного Закона закреплено, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Пунктом 14 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ N 1014, режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом.
Группы могут функционировать в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8-, 10-, 5-часового пребывания); продленного дня (13-, 14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 вышеназванного Закона и п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Регламентируя вопросы организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установил, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3 статьи 67 данного Федерального закона).
Закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство, вместе с тем, закрепляет определенный порядок и условия, при которых предоставляется место в образовательном учреждении, принимая во внимание лиц, которым в соответствии с действующим нормативным регулированием предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Часть 4 статьи 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" допускает возможность отказа в приеме в муниципальную (государственную) образовательную организацию по причине отсутствия в ней свободных мест.
Законодатель, исходя из невозможности и недопустимости по существу отказа несовершеннолетнему в его праве на доступ в дошкольное образовательное учреждение, фактически возлагает на органы, реализующие соответствующие полномочия, обязанность предоставления запрошенного места в ином образовательном учреждении на территории полномочий органа, принимающего решение.
Такое понимание спорных правоотношений согласуется с выводами Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 35-КГ14-2, которые, исходя из принципа единообразия в толковании и применении норм права, являются обязательными для судов.
Порядок предоставления Госуслуги по комплектованию государственных образовательных учреждений регулируется Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 1009-р "Об утверждении Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по комплектованию государственных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга".
Согласно пункту 2.2 Регламента Госуслуга предоставляется администрациями районов Санкт-Петербурга. Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 301-р утвержден Порядок комплектования воспитанниками государственных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга.
В силу пункта 1.4 Порядка комплектование образовательного учреждения на текущий год осуществляется в период с 1 февраля по 30 июня с учетом даты постановки на учет и права на внеочередное или первоочередное зачисление ребенка в ОУ. После окончания периода комплектования проводится доукомлектование ОУ при наличии свободных мест (освободившихся, вновь созданных).
С учетом изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.
Из представленных материалов дела следует, что ФИО2 является матерью несовершеннолетней ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано заявление истца о постановке на учет для перевода из одного дошкольного образовательного учреждения в другое.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком выдано направление в группу кратковременного пребывания ОДОД ГОУ СОШ №.
В соответствии с приказом №-с от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 зачислена в группу кратковременного пребывания ОДОД ГОУ СОШ № до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истцу выдано направление в группу полного дня в ГБДОУ № <адрес> Санкт-Петербурга.
В соответствии с приказом №-Д от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 зачислена в ГБДОУ №
ДД.ММ.ГГГГ от истца поступило заявление о переводе в одно из приоритетных дошкольных образовательных учреждений ( ГБДОУ №№,39,47).
ДД.ММ.ГГГГ истцу выдано направление в ГБОУ НШ-ДС №, от которого поступил отказ 05.07.2022
Из пояснений представителя ответчика усматривается, что предоставить ФИО3 место в группе полного дня в приоритетных образовательных учреждениях района – в ГБДОУ №,39,47 не представляется возможным, в связи с предельной укомплектованностью учреждения детьми, родители которых имеют право на внеочередное и первоочередное зачисление в образовательную организацию, и детьми, поставленными на учет в более ранние сроки.
Суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку у ответчика отсутствует фактическая возможность предоставить дочери истца место в группе полного дня в запрашиваемом им дошкольном образовательном учреждении, в связи с их полной укомплектованностью детьми, имеющими льготу и меньшие регистрационные номера, чем у дочери истца, что было разъяснено ответчиком в письменной форме согласно требованиям регламента с предложением иного доступного варианта предоставления места в ДОУ.
При этом суд учитывает, что количество групп в дошкольном образовательном учреждении и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством, с учетом санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости.
Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, установленных СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13, которыми определено допустимое количество детей в группах.
Реализация истцом конституционных прав на получение дошкольного образования ФИО3 не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее либо имеющих право на внеочередное или первоочередное представление места в дошкольных образовательных учреждениях.
Отклоняя довод истца об удаленности от места жительства ребенка, суд учитывает, что ссылаясь на пункт 2.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, заявитель не принял во внимание, что физическая доступность образования, под которой понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям, предполагает, как правило, что ребенок вправе получить образование в пределах того района, где он проживает.
При этом термины "разумное географическое удаление" и "пешеходная доступность" не являются тождественными.
Термин "пешеходная доступность" использовался СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", которые устанавливали требования к строящимся дошкольным организациям и утратили силу ДД.ММ.ГГГГ.
По смыслу административного регламента, а также Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" орган, уполномоченный принимать решения по обеспечению дошкольного образования несовершеннолетних, в случае отсутствия мест в заявленном образовательном учреждении вправе и обязан предложить альтернативные варианты, исходя из подведомственной ему территории.
В рассмотренном случае такая территория определяется границами административного района (Приморского) Санкт-Петербурга.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2, действующей в инетересах несовершеннолетней ФИО3 к <адрес> Санкт-Петербурга об оспаривании бездействий, обязании предоставить место в дошкольном образовательном учреждении оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт Петербургский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Судья