.
.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Богучаны Красноярского края 30 мая 2022 года
Богучанский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего - судьи Аветян Г.Н.,
с участием представителя ответчика ООО «Лессервис» Маркатюк С.А., действующей на основании доверенности 24 АА 4135979 от 10.06.2020 года,
при секретаре Терпуговой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Российской Федерации в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛесСервис» об устранении нарушений лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края в лице его представителя Удаловой О.В., действующей на основании доверенности №86-04271 от 13 апреля 2021 года обратилось в Богучанский районный суд Красноярского края с исковым заявлением в интересах Российской Федерации к ООО «ЛесСервис» с требованиями об обязании ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести очистку от порубочных остатков мест рубок площадью 0,1 га в квартале . выдел . лесосеке . Карабульского участкового лесничества КГБУ «Богучанское лесничество».
Свои требования истец мотивировал тем, что ООО «ЛесСервис» в нарушение требований лесного законодательства и принятых на себя в соответствии с заключённым 25 декабря 2017 года между ним и Министерством лесного хозяйства Красноярского края договором аренды лесного участка №13/2-и, после окончания работ по заготовке древесины с 21 декабря 2019 года по 30 декабря 2019 года, не произвело очистку лесного участка площадью 0,1 га в квартале . выдел . лесосека . . участкового лесничества КГБУ «Богучанское лесничество», при этом возникшее из-за этого захламление лесного участка способствует возникновению факторов, негативно влияющих на санитарную и пожарную безопасность лесов, а следовательно, оказывает негативное влияние на окружающую среду.
Министерство лесного хозяйства Красноярского края, надлежащим образом извещённое о месте и времени разбирательства дела, в суд своего представителя не направило, ранее при подаче искового заявления просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель ООО «ЛесСервис», Маркатюк С.А., действующая на основании доверенности 24 АА 4135979 от 10.06.2020 года, исковые требования в части установления срока исполнения не признала, просила установить срок не менее двух месяцев, учитывая погодные условия.
Третье лицо КГБУ «Богучанское лесничество», надлежащим образом извещённое о месте и времени разбирательства дела, в суд своего представителя не направило, в направленном в суд ходатайстве просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, исковые требования поддержало в полном объёме.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся участников судебного процесса.
Заслушав доводы представителя ответчика, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч.2 ст.4 Лесного кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 Указа Губернатора Красноярского края №139-уг от 13 июля 2016 года «О внесении изменения в Указ Губернатора Красноярского края от 13 октября 2014 года №224-УГ «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края», Распоряжением Правительства Красноярского края от 13 июля 2016 года №560-р, статьёй 103 Устава Красноярского края, законом Красноярского края №6-1930 от 10 июля 2008 года «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края», Указом Губернатора Красноярского края №224-уг от 13 октября 2014 года «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края» в структуре органов исполнительной власти Красноярского края создано Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Пунктом 1 Распоряжения Правительства Красноярского края №700-р от 24 августа 2016 года установлено, что министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в пределах полномочий в области лесных отношений.
В силу п.1.1 Положения о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство), утверждённого Постановлением Правительства Красноярского края №374-п от 26 июля 2016 года, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет, в том числе, надзор (контроль) в областях лесных отношений, организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории края.
Согласно п.3.51 указанного Положения Министерство вправе предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде, причинённого в результате нарушения законодательства в области лесных отношений.
В силу ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10 января 2002 года, под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10 января 2002 года, хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
На основании ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст.310 ГК РФ не допускается односторонний отказ от исполнения обязательств.
Согласно ст.100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.
В соответствии со ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10 января 2002 года, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 16 февраля 2021 года, ООО «ЛесСервис» зарегистрировано 03 ноября 2010 года за ОГРН 1102420000891, юридический адрес: г.Красноярск ул. Авиаторов д.44 пом.216; фактический адрес: Красноярский край, Богучанский район, п.Ангарский, ул.Западная, 10.
Как установлено в судебном заседании, основным видом деятельности ответчика ООО «ЛесСервис» являются лесозаготовки, дополнительными, в том числе, производство пиломатериалов.
Из представленного договора аренды лесного участка № 13/2-и от 25 декабря 2017 года, заключенного между Министерством лесного хозяйства Красноярского края и ООО «ЛесСервис», следует, что министерство предоставило, а ООО «ЛесСервис» приняло во временное пользование на срок 49 лет лесной участок, находящийся в государственной собственности, общей площадью 113 789 га, по адресу: . в кварталах ., с номером учетной записи в государственном лесном реестре ., с целью заготовки древесины (л.д.44-49).
Согласно п.12 указанного договора аренды, арендатор обязан: использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ.
На основании указанного договора ООО «ЛесСервис» осуществляло заготовку древесины по лесной декларации б/н от 11 декабря 2019 года в период с 21 декабря 2019 года по 30 декабря 2019 года (л.д.25).
Из представленной Технологической карты лесосечных работ в квартале ., выдел . лесосека . . участкового лесничества КГБУ «Богучанское лесничество» следует, что очистка лесосеки производится одновременно с заготовкой. Очистка мест рубок от порубочных остатков осуществляется путём сбора порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и подкормки диких животных в зимний период, укладки порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения при трелевке; на погрузочных площадках разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий (л.д.36-38).
В соответствии со ст.ст.42,58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.
Согласно ч.1 ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Из положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
В соответствии с ч.3 ст.16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Пунктом 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ №414 от 29 июня 2007 года, предусмотрено, что при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Необходимость установления специального порядка рубки и очистки лесов от порубочных остатков определёнными способами связана с биологическими свойствами леса, необходимостью его восстановления и защиты от негативного воздействия.
В соответствии с ч.4 ст.53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации №417 от 30 июня 2007 года, предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с пунктом 16 данных Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно пункта 17 указанных Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:
а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;
б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;
в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Очистка лесосек является заключительной стадией лесозаготовок и важным лесохозяйственным требованием.
Пунктом 38 указанных Правил установлено, что лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 61 Правил заготовки древесины, утверждённых Приказом Рослесхоза №337 от 01 августа 2011 года, очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно ч.2 ст.99 Лесного кодекса Российской Федерации, лицо, виновное в нарушении лесного законодательства, обязано устранить выявленное нарушение.
В ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
04 июня 2020 года в ходе осмотра лесничим Карабульского участкового лесничества КГБУ «Богучанское лесничество» . при участии государственного инспектора КГКУ «Лесная охрана» . лесосеки . в выделе . квартала . . участкового лесничества КГБУ «Богучанское лесничество», по окончании срока действия лесной декларации, о чём ответчик был извещен надлежащим образом, установлено, что при осуществлении лесозаготовительной деятельности ответчиком допущено нарушение требований лесного законодательства, выраженное в захламлении мест рубок порубочными остатками на площади 0,1 га, о чём составлены акт осмотра лесосеки от 30 июня 2020 года, расчёт ущерба за нарушение лесного законодательства, акт натурального осмотра качества разработки лесосек и абрис лесосеки к нему. Абрисом лесосеки зафиксированы результаты замеров, произведённых на местности, направление линий замеров, в масштабе отмечена площадь захламления лесосеки.
Действующим законодательством возложена обязанность на лесопользователя ООО «ЛесСервис» по очистке мест рубок. Однако ответчик свою обязанность не выполнил. Обязательства в части очистки лесосеки по договору ООО «ЛесСервис» до настоящего времени в полном объёме не исполнил.
Согласно ч.9 ст.29 Лесного кодекса РФ правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 5 Правил заготовки древесины, утверждённых Приказом Рослесхоза №337 от 01 августа 2011 года, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений).
В соответствии с подпунктом «к» пункта 13 Правил не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ №273 от 08 мая 2007 года «Об исчислении размера вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства» и расчётно-технологической картой очистки мест рубок от порубочных остатков, утверждённой начальником отдела охраны защиты и воспроизводства лесов Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, произведён расчет ущерба. Ущерб государственному лесному фонду составил 1366 рублей 47 копеек.
На момент проверки, то есть на 04 июня 2020 года очистка лесосеки от порубочных остатков ООО «ЛесСервис» не произведена, что свидетельствует о нарушении ответчиком требований лесного законодательства, обязывающего лесозаготовителя произвести очистку лесосек одновременно с заготовкой древесины.
Доказательства невозможности соблюдения ООО «ЛесСервис» Правил заготовки древесины, Правил пожарной безопасности в лесах в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, суду ответчиком не представлено.
Природный объект определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; естественная экологическая система - это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые её элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.
Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
Закон определяет термины «нормативы допустимого воздействия на окружающую среду» - это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды; «нормативы допустимых физических воздействий» нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Установленные правила осуществления лесопользования предусматривают обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков способами, предписанными технологической картой, разработанными с учётом снижения негативного воздействия на природный объект в ходе лесозаготовительной деятельности. Несоблюдение предписанного способа очистки мест рубок способствует возникновению факторов, негативно влияющих на санитарную и пожарную безопасность лесов.
Допущенный факт захламления лесного участка сам по себе свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, а следовательно, о причинении вреда объекту природной среды.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается и представить доказательства в обоснование своих требований.
Указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства подтверждены, доказательств устранения допущенных нарушений стороной ответчика не представлено, как и не представлено доказательств проведения мероприятий по очистке лесосек в соответствии с технологической картой.
Суд считает, что бездействием ответчика нарушаются интересы Российской Федерации, поскольку согласно ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности Российской Федерации. Нарушение интересов РФ влечет за собой нарушение интересов неопределенного круг лиц, проживающих на территории государства. Кроме того, в соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается прежде всего выполнением требований лесного и природоохранного законодательств.
Тем самым, суд находит требования министерства лесного хозяйства Красноярского края об обязании ООО «ЛесСервис» произвести очистку от порубочных остатков лесосеки . в квартале . выдел . . участкового лесничества КГБУ «Богучанское лесничество», на площади 0,1 га, законными и обоснованными.
При определении сроков исполнения решения суда в части очистки лесосеки от порубочных остатков суд учитывает объективную необходимость защиты прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду; то, что невыполнение ответчиком обязанности по очистке мест рубок влечёт нарушение надлежащего состояния территории лесосеки и не позволяет осуществить проведение лесовосстановительных и иных лесохозяйственных мероприятий, а так же то обстоятельство что на момент вынесения решения суда в лесах сезон распутицы, в период которого затруднительно производство работ по очистке лесосеки. С учётом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что заявленный Российской Федерацией в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края срок исполнения решения суда в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, является не обоснованным, и учитывая разумность сроков исполнения решения, считает целесообразным установить двухмесячный срок исполнения решения суда в части очистки лесосеки от порубочных остатков с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Кроме того, согласно ст.103 ГПК РФ с ООО «ЛесСервис» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, в размере 6000 рублей (п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Российской Федерации в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛесСервис» об устранении нарушений лесного законодательства - удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЛесСервис» в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу произвести очистку от порубочных остатков мест рубок площадью 0,1 га в лесосеке . квартала . выдел . . участкового лесничества КГБУ «Богучанское лесничество».
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЛесСервис» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Богучанский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: Г.Н. Аветян