Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-246/2024 (2-2749/2023;) ~ М-1803/2023 от 26.06.2023

Уникальный идентификатор дела 18RS0013-01-2023-002151-88

Дело № 2-246/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2024 года                                                               село Завьялово

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Гущиной С.Д.,

при секретаре судебного заседания Суворовой Е.С.,

с участием:

- представителя ответчика Загуменнова В.М. – Садиловой А.П., по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» к Загуменнову В.М. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

у с т а н о в и л:

ООО «Спецавтохозяйство» (далее также - ООО «САХ», региональный оператор) обратилось в суд с исковыми требованиями к Загуменнову В.М. (далее также - потребитель) о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 93 783,60 рублей и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 013,49 рублей.

Иск мотивирован тем, что ООО «САХ» с 01 января 2019 года является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и осуществляет транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Удмуртской Республики. В соответствии с пунктами 7,8 и 9 Федерального закона № ФЗ-89 потребитель обязан оплачивать услуги Регионального оператора до 10 числа месяца, седеющего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ответчик является собственником нежилых помещений на территории Завьяловского района. Задолженность ответчика за оплату коммунальных услуг за период с 01 января 2019 года по 30 сентября 2021 года составляет 93 783,60 руб.

В процессе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ неоднократно уточнял свои требования, в окончательном виде просил суд взыскать задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 2 840,90 рублей и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, а также вернуть излишне уплаченную сумму оплаченной государственной пошлины в размере 2 613,49 рублей.

Истец ООО «САХ» своего представителя в судебного заседание не направил, о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

В процессе разрешения спора, уточненные исковые требования поддерживал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что за данным домом специализированная контейнерная площадка не закреплена, закреплена за истцом. К помещению ответчика истцом был применен минимальный норматив накопления – для офисов.

В письменном отзыве на возражение ответчика дополнительно указано, что в случае ненаправления потребителем региональному оператору заявки, договор на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителем считается заключенным на условиях типового договора. Отсутствие договора не препятствует региональному оператору осуществлять услуги. Оказание региональным оператором услуг по транспортированию ТКО всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное. Потребитель лишен права самостоятельно распоряжаться ТКО по своему усмотрению. Доводы о неиспользовании помещения, расположенного по адресу: УР, <адрес>, ничем не подтверждены. Контейнерная площадка, находящаяся вблизи спорного нежилого помещения, располагается по адресу: УР, <адрес>. В обоснование уточненных требований представитель истца сослался на то, что за август 2021 года по нежилому помещению ответчику была начислена оплата по потребленной энергии в объеме 526 квт, что является значительным потреблением и подтверждает факт пользования нежилым помещением, а образование ТКО является неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека. Исходя из норматива потребления, предусмотренного для учреждений, административных зданий и офисов плата за август 2021 года составила 2 840,90

Ответчик Загуменнов В.М., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав, что исковые требования не признает в полном объеме.

Представитель ответчика Садилова А.П. в судебном заседании исковые требования не признала, в обоснование возражений указала, что складское помещение ответчика не могло выработать 500 кг мусора за месяц. Рядом с контейнерами расположены три многоквартирных дома, торговый центр и магазины.

Ранее по ходу рассмотрения дела в обоснование возражений ответчика указала, что между сторонами договора на оказание услуг по обращению с ТКО не заключался, никакие заявки от ответчика истцу не направлялись, услуги истцом ответчику не оказывались. В спорный период деятельность на объекте не осуществлялась, помещение пустовало, в последующем там был организован вечерний детский кружок для дошкольников. Так 15 апреля 2021 года БУ УР «ЦКО БТИ» был проведен осмотр данного помещения и составлен акт об использовании помещения в складских целях, а согласно постановлению Правительства УР от 19 декабря 2018 года № 528 норматив накопления ТКО на складские помещения отсутствует, в связи с чем, начисление за услуги истца незаконно. Также неиспользование помещения подтверждает справка ПАО «ТПлюс» и договор по охране помещения. Истцом не доказан факт оказания услуг в спорный период. Контейнерная площадка у спорного жилого помещения отсутствует, за данным домом не числится ни одна контейнерная площадка, объем и вес вывезенных ТКО не контролируется, в связи с чем невозможно определить объем оказанной ответчику услуги. Бремя доказывания оказания услуги лежит на истце. Также представителем ответчика было заявлено о пропуске срока на обращение с исковым заявлением.

Дело рассмотрено в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие представителя истца.

Изучив доводы сторон, проанализировав письменные материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что ответчик Загуменнов В.М. в 2021 году являлся собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.

ООО «Спецавтохозяйство» с 01 января 2019 года является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и осуществляет транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Удмуртской Республики.

В соответствии с общими положениями об обязательствах обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 309 ГК РФ), при этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса

В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со п. 7, 8, 9 ст. 24.6 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей. Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами. Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.

В соответствии со п. 1 ст. 24.7 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В соответствии со п. 4 ст. 24.7 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В соответствии со п. 5 ст. 24.7 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

В соответствии с п. 8(17) Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 18.03.2021) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Во исполнение указанных положений закона истцом 27.12.2018 г. на своем официальном сайте и в газете «Известия Удмуртской Республики» N 151 (4876) от 27.12.2018 г. был размещен текст типовой формы договора и предложение собственникам отходов заключить его.

Приказом Минстроя УР от 20.12.2019 г. N 29/94 "О долгосрочных параметрах регулирования и предельных единых тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «САХ» на 2020-2022 годы" утвержден предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в размере 5713,56 руб.

Нормативы накопления ТКО установлены Постановлением Правительства УР от 06.04.2018 г. N 107.

Судом установлено, что между истцом и ответчиком в соответствии с приведенными выше нормами возникли договорные отношения по оказанию услуг, в соответствии с которым истец осуществляет вывоз ТКО, а ответчик оплачивает оказанные услуги.

ООО «САХ» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Удмуртской Республики с 01 января 2019 года. При этом закон устанавливает обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

В связи с тем, что истцом в силу Правил обращения с ТКО заявка и документы в соответствии с п. 8 (5) - 8 (7) Правил обращения с ТКО, в указанный срок отправлены не были, договор между истцом и ответчиком является заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, договор между истцом и ответчиком на оказание услуг по обращению с ТКО суд считает заключенным. Заключение договора в письменной форме путем подписания одного документа или обмена документами напрямую зависит от воли самого ответчика, отсутствие договора в письменной форме при совершении ответчиком конклюдентных действий по принятию услуг не освобождает его от обязательств по оплате таких услуг.

Согласно представленному расчету истца размер начислений по нормативам потребления за август 2021 года составил 2 840,90 рублей.

Возражая против заявленных требований, ответчиком указано на то, что деятельность на объекте не осуществлялась, норматив накопления ТКО на складские помещения отсутствует, не доказан факт оказания услуг в спорный период, контейнерная площадка у спорного жилого помещения отсутствует.

Вопреки указанным доводам относимых и допустимых доказательств того, что спорное нежилое помещение ответчиком в спорный период не использовалось, суду не представлено. Так, согласно представленным стороной ответчика в материалы дела начислениям по электроэнергии, предоставленной по спорному объекту, за август 2021 года потреблено 526 квт. Потребление электроэнергии только подтверждает деятельность истца на спорном объекте, пребывание на нем, и, соответственно, накопление ТКО.

Отвергая доводы ответчика о том, что в отсутствие нормативов накопления ТКО для складских помещений основания для начисления платы по обращению с ТКО незаконны, суд исходит из того, что суждение о том, что весь спорный объект относится к складским помещениям не соответствует технической документации, что следует из представленного стороной ответчика в материалы дела Акта обследования фактического использования объекта недвижимости от 15 апреля 2021 года.

Освобождение от уплаты услуги по обращению с ТКО по указанным основаниям ставят в неравные условия потребителей данной услуги, норматив накопления для которых предусмотрен. Кроме этого, как было указано выше, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ и пунктами 5 и 7 Правил N 1156. Ответчиком не оспаривалось, что к истцу с просьбой заключить соглашение по обращению с ТКО и согласованием норматива накопления, он не обращался, в связи с чем, у истца ответствовали основания для выбора иного способа расчета стоимости услуги в отношении ответчика, что в рассматриваемом случае фактически привело к тому, что ответчик вынужден нести бремя оплаты услуг за вывоз ТКО в сумме, рассчитанной исходя из норматива накопления наиболее соответствующего назначению объекта ответчика.

Тарифное решение государственного органа, осуществляющего регулирование обращения с твердыми коммунальными отходами, по существу представляет собой план экономической деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами всех вовлеченных в нее субъектов региона. Оно принимается исходя из данных обо всех источниках образования твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации. Вместе с этим, законодатель не может предусмотреть абсолютно для всех категорий отходообразователей соответствующий норматив накопления ТКО.

В ходе рассмотрения дела, истец не оспаривал отсутствие у жилого <адрес> контейнерной площадки. Согласно ответу главы <адрес> на судебный запрос за исх. от 19 декабря 2023 года, контейнерная площадка для жителей указанного дома располагается на въезде между этим домом и домом по <адрес>, что ответчиком не оспаривалось. Вместе с этим, отсутствие ее в непосредственной близости к дому расценивалось последним как неоказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором.

Согласно предоставленным суду отчетам о размещении геозон, а именно, мест (площадок) накопления ТКО, расположенных по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, вывоз ТКО из контейнеров осуществлялся регулярно.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В силу ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Из изложенных норм следует, что обязанность по вывозу твердых бытовых отходов должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом.

Ответчиком не предоставлено доказательств, что в спорный период он, как собственник помещения, осуществлял самостоятельный вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, не нарушая требования санитарно-эпидемиологического законодательства и Закона "Об охране окружающей среды". Договоров с третьими лицами, на основании которых суд мог сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугой по вывозу твердых коммунальных отходов, предоставляемой истцом, представлено не было. Допустимых доказательств того, что в спорный период истец не имел возможности пользоваться контейнерной площадкой по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, не представлено.

Таким образом, в материалы дела представлены доказательства осуществления вывоза ТКО. Учитывая то, что в спорный период региональный оператор ООО «САХ» оказал ответчику, как собственнику нежилого помещения, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, которые последний не оплатил, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика задолженности в размере 2 840,90 рублей.

Расчет истца судом проверен, суд находит его верным, выполненным согласно действующим в соответствующие периоды нормативам.

На основании статьи 98 ГПК РФ, с учетом размера удовлетворенных исковых требований с ответчика Загуменнова В.М. в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина, оплата которой подтверждается платежными поручениями от 22 декабря 2022 года и от 21 декабря 2021 года на суммы 1 506,74 и 1 506,75 рублей, соответственно, подлежит возврату истцу частично в сумме 2 613,49 рублей как излишне уплаченная.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» к Загуменнову В.М. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Загуменнову В.М., <данные изъяты>

в пользу общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" ОГРН 1121841000390, ИНН 1841023336, задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за август 2021 года по нежилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, кадастровый , в размере 2 840,90 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 рублей.

Вернуть ООО "Спецавтохозяйство" (ИНН 1841023336) излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2 613,49 рублей, оплата которой подтверждается платежными поручениями от 22 декабря 2022 года и от 21 декабря 2021 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Удмуртской Республики через Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено 01 марта 2024 года.

Председательствующий судья                                              Гущина С.Д.

2-246/2024 (2-2749/2023;) ~ М-1803/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО " Спецавтохозяйство"
Ответчики
Загуменнов Василий Михайлович
Суд
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Гущина Светлана Дмитриевна
Дело на странице суда
zavyalovskiy--udm.sudrf.ru
26.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2023Передача материалов судье
26.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.09.2023Предварительное судебное заседание
12.10.2023Судебное заседание
16.11.2023Судебное заседание
11.12.2023Судебное заседание
15.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
01.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее