Дело № 12-32/2024
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
23 апреля 2024 года г. Советск Кировской области
Судья Советского районного суда Кировской области Протасова С.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мальковой Н.Е.,
рассмотрев жалобу Заболотских Ольги Николаевны на постановление Государственной инспекции труда в Кировской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.33.2 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области № 1590 (43/8-1099-24-И/12-6094-И/127-48) от 20.03.2024 года Заболотских О.Н. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст. 15.33.2 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 300 рублей.
Заявитель Заболотских О.Н. обратилась в суд с жалобой, указывая, что с выводами должностного лица об отсутствии оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным не согласна, поскольку пропуск срока для представления сведений о приеме на работу (увольнении с работы) застрахованных лиц в Фонд пенсионного и социального страхования был минимальный, при этом каких-либо тяжких последствий для застрахованных лиц не наступило. Должностным лицом оставлено без внимания, что в соответствии с п. 2.1.11 Договора о сотрудничестве от 02.09.2019г. обязанность по своевременному предоставлению сведений возложена на МКУ «Ресурсный центр образования Советского района» (МКУ РЦО), действия которого должностные лица МКОУ СОШ с УИОП № 2 г. Советска контролировать не могут. Просит постановление Государственной инспекции труда в Кировской области № 1590 (43/8-1099-24-И/12-6094-И/127-48) от 20.03.2024 года отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с малозначительностью.
Лицо, привлечённое к административной ответственности Заболотских О.Н. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, в адресованной суду телефонограмме просила суд рассмотреть дело в её отсутствие и в отсутствие её представителя.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление Государственный инспектор труда ГИТ Кировской области Кытманова Ю.К. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть жалобу Заболотских О.Н. на постановление Государственной инспекции труда в Кировской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.33.2 КоАП РФ в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещённых о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, а также материалы дела об административном правонарушении, представленные в суд по запросу судьи, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.
В силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с исполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно части 2 статьи 15.33.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный Федеральным законом от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.1 статьи 6 указанного Федерального закона. За данное деяние предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действии либо бездействии, связанном с непредставлением в установленный срок либо отказ от представления в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а равно представление таких сведений в неполном объёме или в искажённом виде.
С субъективной стороны административное правонарушение совершается как умышленно, так и по неосторожности.
В соответствии с ч.1 ст. 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника и представляет ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, для хранения в информационных ресурсах Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Порядок формирования в электронном виде основной информации о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника и представления ее в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации установлен федеральным законом № 27-ФЗ от 01.04.1996г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Согласно п. 2 ст. 11 указанного федерального закона страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения и документы: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, периоды работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии, сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона; дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам, сведения, предусмотренные частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии, иных видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно п. 2.1 статьи 6 Федерального закона № 27-ФЗ в разделе «Сведения о трудовой деятельности» указываются: место работы, наименование страхователя, сведения об изменении наименования страхователя, основание изменения его наименования (реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих изменение наименования страхователя, регистрационный номер страхователя, сведения о выполняемой работе и периодах работы, сведения о приеме на работу с указанием (при наличии) структурного подразделения страхователя, в которое принят работник, трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы), сведения о переводах на другую постоянную работу, сведения о приостановлении и возобновлении действия трудового договора, сведения об увольнении, основаниях и причинах прекращения трудовых отношений, реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.
Согласно п.5 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ сведения, указанные в подпункте 4 пункта 2 настоящей статьи (сведения о трудовой деятельности, предусмотренные п. 2.1 ст. 6 настоящего Федерального закона), представляются в случаях приема на работу, приостановления и возобновления действия трудового договора в соответствии со ст. 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации, увольнения зарегистрированного лица - не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа (распоряжения), иного документа, принятия решения, которые подтверждают оформление, приостановление, возобновление или прекращение трудовых отношений.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Указанные данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из протокола об административном правонарушении № 43/8-1099-24-И/12-5531-И/127-48 от 12.03.2024г. и постановления Государственной инспекции труда в Кировской области № 1590 (43/8-1099-24-И/12-6094-И/127-48) от 20.03.2024г. следует, что 03.06.2023г. по адресу: <адрес>, Заболотских О.Н., в соответствии с занимаемой должностью директора МКОУ СОШ с УИОП № 2 г. Советска, являясь должностным лицом, ответственным за осуществление контроля за своевременную передачу сведений о трудовой деятельности работников в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, не передала сведения о трудовой деятельности, предусмотренные п.2.1 ст. 6 ФЗ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в части приёма на работу ФИО2 01.06.2023. Срок предоставления сведений истек 02.06.2023г. в 24 часа 00 минут. Фактически сведения были переданы 09.06.2023г.
Факт совершения Заболотских О.Н. административного правонарушения установлен должностным лицом совокупностью имеющихся в деле доказательств: протоколом № 43/8-1099-24-И/12-6094-И/127-48 от 12.03.2024г. года об административном правонарушении, в котором указаны место, время совершения, событие и обстоятельства административного правонарушения; определением от 21.02.2024г. об истребовании сведений, приказом № 57 - к от 01.06.2023г. «О приёме на работу», другими материалами дела.
Представленные в материалах административного дела доказательства нахожу допустимыми, соответствующими закону, составленными без существенных нарушений.
Собранные по делу доказательства объективно свидетельствуют о том, что действия должностного лица директора МКОУ СОШ с УИОП № 2 г.Советска Заболотских О.Н. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.33.2 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что в соответствии с договором от 02.09.2019г. п. 2.1.11 обязанность по своевременному представлению сведений возложена на МКУ РЦО, нахожу несостоятельными, поскольку опровергаются копией договора о сотрудничестве МКУ «Ресурсный центр образования Советского района и образовательной организацией, расположенной на территории Советского района от 02.09.2019 года, в котором отсутствует указание на обязанность МКУ «Ресурсный центр образования Советского района» представлять отчетность в электронном виде о принятых на работу (уволенных с работы) гражданах по трудовому договору в МКОУ СОШ с УИОП № 2 г. Советска; информацией из МКУ «Ресурсный центр образования Советского района», согласно которой ответственным за предоставление сведений о приеме и увольнении работников МКОУ СОШ с УИОП № 2 г. Советска в электронном виде в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации является руководитель учреждения Заболотских О.Н.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения, судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 указанного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как следует из обжалуемого постановления, должностное лицо при вынесении постановления мотивировало невозможность прекращения дела в связи с малозначительностью, поскольку несвоевременная сдача отчета ЕФС-1 воспрепятствовала ведению индивидуального (персонифицированного) учета территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. В связи с этим территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации не мог своевременно внести сведения о датах работы застрахованного лица на индивидуальные лицевые счета, что в сою очередь нарушает права застрахованного лица о доступности сведений об индивидуальном персонифицированном учете, тем самым создавая угрозу нарушения прав и законных интересов застрахованного лица на реализацию права на назначение страховой пенсии по страсти. Несвоевременная подача отчетности не соответствует закрепленной ст. 1 ФЗ-27-ФЗ цели об обеспечении достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой пенсии в случае ее назначения.
Принимая во внимание характер совершённого правонарушения, объект посягательства, конкретные обстоятельства настоящего дела, выводы должностного лица о невозможности прекращения дела в связи с малозначительностью, нахожу верными, поскольку само по себе отсутствие вреда, равно как и фактическое исполнение требований закона к моменту рассмотрения дела должностным лицом, не является основанием для отнесения данного деяния к малозначительным.
Самостоятельное принятие страхователем мер к устранению выявленных нарушений по истечении срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04. 1996г. № 27-ФЗ, не исключает установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность должностного лица, не выполнившего надлежащим образом предусмотренную указанной нормой обязанность по представлению сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в установленный срок.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.02.2019г. № 8-П, наряду с закрепленными в Федеральном законе от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» мерами государственного принуждения в отношении страхователей, нацеленными на обеспечение исполнения обязанностей, связанных с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета, статья 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает также административную ответственность должностных лиц за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации о таком учете срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в надлежащем порядке сведений (документов), необходимых для такого учета, а равно их представление в неполном объёме или в искажённом виде.
Указанное правовое регулирование, предусматривающее меры ответственности за нарушение требований законодательства в сфере организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, как для страхователей, так и для должностных лиц, призванных непосредственно осуществлять ведение такого учета на предприятии, своевременно представлять необходимую информацию органам Пенсионного фонда Российской Федерации, само по себе не может расцениваться как отступление от вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социально-страховых отношений, на основе которых реализуется право на социальное обеспечение и осуществляется социальное обеспечение в целом.
Доводы заявителя опровергаются материалами дела, не влияют на правильность квалификации действий Заболотских О.Н., на правильность выводов должностного лица о её виновности в совершении данного административного правонарушения.
По существу указанные доводы сводятся к переоценке уже оцененных доказательств, однако правовые основания для такой переоценки отсутствуют.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Заболотских О.Н. должностным лицом не допущено.
Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности, установленного ч.1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Санкцией ч.2 ст. 15.33.2 КоАП РФ предусмотрена возможность назначения привлекаемому к ответственности лицу двух видов наказания - либо предупреждения, либо штрафа.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении Заболотских О.Н. наказания должностным лицом при наличии смягчающих вину обстоятельств (совершение административного правонарушения впервые, принятие мер к устранению выявленных нарушений) и отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, не мотивировано применение наиболее строгого вида наказания, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, при наличии альтернативного вида наказания - предупреждения.
В соответствии с частью 3.5 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения назначается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, а также небольшой пропуск срока для подачи сведений о приеме на работу застрахованного лица и самостоятельное устранение страхователем допущенного нарушения, прихожу к выводу о необходимости изменения вида назначенного Заболотских О.Н. наказания с административного штрафа на предупреждение.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.2 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1590 (43/8-1099-24-░/12-6094-░/127-48) ░░ 20.03.2024 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.2 ░░. 15.33.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░.2 ░░. 15.33.2 ░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1590 (43/8-1088-24-░/12-5808-░/48-163) ░░ 20.03.2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 10-░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░