УИД: 59RS0004-01-2023-006186-45
Дело № 2-581/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2024 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,
при секретаре судебного заседания Меновщиковой Ю.О.,
с участием истца Гуляевой Т.Е.,
представителя истца Кузнецовой Н.А., действующей на основании устного ходатайства,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ГТЕ к администрации города Перми, управлению жилищных отношений администрации г. Перми о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставлении жилого помещение,
установил:
ГТЕ обратилась с иском к администрации города Перми, управлению жилищных отношений администрации г. Перми о признании незаконным бездействия по непредставлению жилого помещения по договору социального найма на протяжении длительного времени с ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма в установленном законом порядке. В обоснование требований указала, что она зарегистрирована и проживает по адресу: <Адрес>. Ее семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, с 1997 года состоит в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма не предоставлено. Ей и ее сыну – ГНС на праве общей долевой собственности (по ? доли в праве) принадлежит на праве собственности жилое помещение, общей площадью 10,9 кв.м, расположенное по адресу: <Адрес>, что является меньше нормы установленной на территории Пермского края. Согласно письму управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ ее номер в очереди по списку 6828.
Определением судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ в соответствие со статьей 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ГСН
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что на протяжении деятельного времени состоит в очереди - с 1997 года, жилое помещение до настоящего времени не предоставлено, права на внеочередное получение жилого помещения не имеет, ее семья состоит в списках, нуждающихся в жилых помещениях; в жилом помещении, принадлежащем на права собственности проживает с сыном.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что первое жилое помещение истцом получено от работодателя. Бездействие ответчиков выразилось в том, что истец не информировалась о ее движении в очереди, истец самостоятельно приходила, узнавала порядковый номер, при этом на ответчиках лежит обязанность ежегодно направить в адрес истца сведения о ее порядковом номере. При формировании единой очереди порядковый номер истца сильно изменился, не в лучшую для нее сторону. То обстоятельство, что номер истца отодвинулся, также нарушает права истца. Семья истца является малоимущей, истец - матерью одиночкой.
Представитель ответчика администрации г. Перми в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, из письменного отзыва, усматривается, что администрация г. Перми возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие внеочередное право на предоставление жилого помещения по договору социального найма (л.д. 20-21).
Ответчик управление жилищных отношений администрации г.Перми представителя в суд не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещался в порядке, предусмотренном законом. Ранее представитель направляла заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором указано, что Управление возражает против удовлетворения исковых требований, полностью поддерживает позицию, изложенную в отзыве администрации г. Перми (л.д. 18).
Третье лицо ГСН представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором с исковыми требованиями согласился.
Суд, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав истца, представителя истца, изучив материалы дела, материалы учетного дела, суд приходит к выводу, что требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации названных конституционных положений частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
На основании частей 1, 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2); в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (пункт 3); обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (пункт 6).
Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, осуществляется в соответствии с Законом Пермской области от 30.11.2005 № 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
В статье 4 Закона Пермской области от 30.11.2005 № 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» предусмотрено, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договору социального найма предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
ГТЕ, ГНС на праве общей долевой собственности (по ? доли в праве) принадлежит жилое помещение, общей площадью 10,9 кв.м, расположенное по адресу: <Адрес> (л.д. 13-14, 50-53).
ГТЕ, ГНС с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту жительства по адресу: <Адрес> (л.д. 33).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Мотовилихинского района г. Перми ГТЕ принята на жилищный учет (л.д. 34 оборот – 35).
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ГТЕ обращалась в адрес управления жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении информации относительно порядкового номера ее семьи в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма, предоставлении выписки о движении в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма, предоставлении разъяснений по обстоятельствам непредставления семье жилого помещения по договору социального найма (л.д. 9-11, 46-48).
Из письма управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ГТЕ состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по общегородскому списку в администрации г. Перми с ДД.ММ.ГГГГ, номер очередности – 6828. С ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Перми сформирована единая общегородская жилищная очередь состоящих на учете граждан, исходя из даты постановки на учет в районных администрациях. Представить выписку о движении в очереди за прошедшие периоды не проставляется возможным, поскольку информационная система персональный данных администрации г. Перми «Жилищная среда» отображает номер очерёдности на сегодняшний день (л.д. 37-45).
ДД.ММ.ГГГГ ГТЕ обратилась в прокуратуру Пермского края с жалобой о нарушении прав и законных интересов, которая направлена для рассмотрения по существу заместителю главы администрации г.Перми (л.д. 24-27).
Из письма заместителя главы администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ГТЕ состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по общегородскому списку в администрации г. Перми с ДД.ММ.ГГГГ, номер очередности – 6824. Указано на отсутствие документов, подтверждающих внеочередное право на предоставление жилого помещения. Также указано, что рассмотреть вопрос о предоставлении жилого помещения по договору социального найма будет возможно в порядке очередности исходя из даты постановки на учет (л.д. 23).
Проанализировав представленные в дело доказательства в совокупности с действующим законодательством, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку документы, подтверждающие внеочередное право ГТЕ на предоставление жилого помещения по договору социального найма, со стороны истца не представлены, судом не исследовались.
Нарушения прав истца ответчиками не допущено, поскольку ГТЕ в настоящее время продолжает состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, вместе с тем, сам факт нахождения истца на учете не порождает права на внеочередное получение жилья по договору социального найма. Очередной порядок предполагает, что гражданин состоит в очереди и имеет право на получение жилого помещения не ранее наступления его очереди среди претендентов той же категории.
Доказательств наступления очереди на получение жилого помещения не представлено.
Следовательно, истец, состоящий на жилищном учете в органе местного самоуправления, имеет право на получение жилого помещения по норме предоставления в порядке существующей очередности.
Учитывая, что очередь истца на получение жилого помещения не подошла, перед истцом в очереди имеются лица, поставленные на учёт ранее, суд приходит к выводу о том, что право истца на обеспечение жилым помещением в порядке существующей очередности ответчиком не нарушено, незаконного бездействия ответчиком не допущено. Доказательств того, что истец относится к категориям граждан, указанных в части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, суду не представлено, в связи с чем, право на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, у истца отсутствует.
руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ГТЕ к администрации города Перми, управлению жилищных отношений администрации г. Перми о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить жилое помещение, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
(мотивированное решение изготовлено 15.02.2024)
Председательствующий - подпись - И.Б. Чикулаева
Копия верна
Судья И.Б. Чикулаева