Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-34/2023 от 22.11.2023

Дело № 11-34/2023

        47MS0006-01-2023-002183-03

        АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        г. Волосово                                                                  13 декабря 2023 года

Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:

    судьи Ревчук Т.В.,

    при секретаре Житниковой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» - Дмитриева Максима Александровича на решение мирового судьи судебного участка № 4 Волосовского района Ленинградской области Царевой М.П., и.о. мирового судьи судебного участка №6 Волосовского района Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» к Ананьевой Марине Владимировне о взыскании неосновательного обогащения,

установил:

Представитель ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» обратился к мировому судье с исковым заявлением к Ананьевой Марине Владимировне о взыскании необоснованно полученных денежных средств в 15 324 рублей.

В обоснование исковых требований истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ в ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» в Волосовском районе Ленинградской области от Ананьевой М.В. поступило заявление на предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде ежемесячного пособия в целях поиска работы и в связи с трудной жизненной ситуацией.

ДД.ММ.ГГГГ между Ананьевой М.В. и ЛО ГКУ «Центр социальной защиты населения» заключен социальный контракт на реализацию мероприятия по поиску работы, предметом которого является предоставление получателю государственной социальной помощи в целях стимулирования активных действий по преодолению получателем трудной жизненной ситуации, сложившейся у него (его семьи), в результате которой должен быть заключен трудовой договор и как следствие повышение денежных доходов получателем (семьи получателя) по истечении срока действия контракта. В соответствии с п.3.1 Контракта Государственная социальная помощь предоставляется в виде ежемесячной денежной выплаты.

Распоряжением Филиала от ДД.ММ.ГГГГ получателю была назначена государственная социальная помощь на основании Контракта в виде ежемесячных социальных пособий в размере 15 324 рублей. Денежные средства в размере 15 324 рублей были перечислены в почтовое отделение, что подтверждается копиями реестров с результатами зачислений.

К Контракту прилагается Программа социальной адаптации получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта, которую Получатель должен был исполнить.

Согласно Контракту и программе социальной адаптации ответчику необходимо было до ДД.ММ.ГГГГ представить отчет о реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации Получателя с приложением документов, подтверждающих факт работы (заключение трудового договора).

В связи с неисполнением ответчиком мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, Учреждением расторгнут контракт в одностороннем порядке.

Распоряжением Филиала от ДД.ММ.ГГГГ была прекращено предоставление услуги и расторгнут социальный контакт с ДД.ММ.ГГГГ в связи с нарушением графика предоставления сведений о реализации мероприятий, предусмотренных контрактом и программой социальной адаптации.

Таким образом, Учреждение полагает, что ответчик не выполнил мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации Получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта, в связи с чем, обязан добровольно возместить в бюджет Ленинградской области выплаченные средства в виде государственной социальной помощи.

    На основании изложенного, истец просил взыскать с Ананьевой М.В. сумму неосновательного обогащения в размере 15 324 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 613 рублей.

Решением мирового судьи судебного участка № 4 Волосовского района Ленинградской области Царевой М.П., и.о. мирового судьи судебного участка №6 Волосовского района Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований истцу отказано.

Представитель истца ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» не согласился с законностью и обоснованностью принятого решения суда, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

    Стороны, уведомленные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в Волосовский районный суд Ленинградской области не явились. Податель жалобы просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, на доводах апелляционной жалобы настаивал.

    Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив дело и определив о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя истца, ответчика надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства, изучив доводы апелляционной жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.

По смыслу положений подп. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ в ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» в Волосовском районе Ленинградской области от Ананьевой М.В. поступило заявление на предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде ежемесячного пособия в целях поиска работы и в связи с трудной жизненной ситуацией.

ДД.ММ.ГГГГ между Филиалом с одной стороны и гражданкой Ананьевой Мариной Владимировной с другой стороны, заключен социальный контракт (далее - Контракт) на реализацию мероприятия по поиску работы, предметом которого является предоставление Получателю государственной социальной помощи в целях стимулирования активных действий по преодолению Получателем трудной жизненной ситуации, сложившейся у него (его семьи), в результате которой должен быть заключен трудовой договор и как следствие повышение денежных доходов Получателя (семьи Получателя) по истечении срока действия Контракта.

В соответствии с пунктом 3.1 Контракта Государственная социальная помощь предоставляется в виде ежемесячной денежной выплаты.

Распоряжением Филиала №    24531/222 от ДД.ММ.ГГГГ получателю была назначена государственная социальная помощь на основании Контракта в виде ежемесячных социальных пособий в размере 15324,00 руб.

В соответствии с пунктом 2.3 Контракта получатель обязан:

встать на учет в орган занятости населения в качестве безработного или ищущего работу;

зарегистрироваться в информационно-аналитической системе Общероссийской базы вакансий «Работа в России»;

осуществить поиск работы с последующим заключением трудового договора в период действия Контракта;

пройти в период действия Контракта профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование при содействии ЛОГКУ «ЦСЗН» в случае отсутствия у органов службы занятости возможности обеспечить прохождение Получателем профессионального обучения или дополнительного профессионального образования или в случае отсутствия оснований предоставления Получателю образовательных программ, приобретенных за счет средств органов службы занятости;

пройти в период действия Контракта стажировку с последующим заключением трудового договора, если указанное обстоятельство предусмотрено пунктом 3.2 Контракта;

ежемесячно представлять в ЛОГКУ «ЦСЗН» документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации Получателя;

уведомить ЛОГКУ «ЦСЗН» в течение трех рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации Получателя, трудовой деятельности в период действия Контракта;

представлять по запросу ЛОГКУ «ЦСЗН» информацию об условиях жизни Получателя (семьи Получателя) в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия Контракта;

расходовать государственную социальную помощь, получаемую на основании Контракта, только на мероприятия и цели, указанные в программе социальной адаптации Получателя;

выполнять мероприятия, предусмотренные Контрактом, программу социальной адаптации Получателя в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации;

представлять в ЛОГКУ «ЦСЗН» отчет о реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации Получателя, по форме согласно приложению к Контракту с приложением документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств:

до ДД.ММ.ГГГГ, трудоустройство, до ДД.ММ.ГГГГ - итоговый отчет;

до ДД.ММ.ГГГГ - сведения о доходах за 3 месяца, следующего за месяцем окончания срока действия Контракта;

взаимодействовать со специалистами ЛОГКУ «ЦСЗН» в части анкетирования и опросов, проводимых ЛОГКУ «ЦСЗН» в целях мониторинга и оценки результативности выполнения мероприятий и выхода Получателя из трудной жизненной ситуации, представлять по требованию специалиста ЛОГКУ «ЦСЗН» информацию об исполнении программы социальной адаптации Получателя в течение срока действия Контракта;

сообщать в ЛОГКУ «ЦСЗН» об обстоятельствах, влияющих на реализацию Контракта, в том числе об изменениях сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем Получателю (его семье) имуществе на праве собственности, персональных данных и(или) способа выплаты, в течение 14 календарных дней со дня их наступления;

добровольно возместить в бюджет Ленинградской области выплаченные средства в виде государственной социальной помощи с начала действия Контракта в случаях, предусмотренных абзацами вторым - седьмым п.6.1 Контракта.

Денежные средства в размере 15 324 рублей были перечислены в почтовое отделение (в соответствии в Контрактом), что подтверждается прилагаемыми копиями реестров с результатами зачислений.

К Контракту прилагается Программа социальной адаптации получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта который Получатель должен был исполнить.

Согласно Контракту и программе социальной адаптации Ответчику необходимо было ДД.ММ.ГГГГ представить отчет о реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации Получателя с приложением документов, подтверждающих факт работы (заключение трудового договора).

В связи с неисполнением ответчиком мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, Учреждением расторгнут Контракт в одностороннем порядке согласно п. 6.2 Контракта с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли обстоятельства, указанные в п. 6.1 Контракта.

Пунктом 6.1. Социального контракта, предусмотрены основания для расторжения Филиалом Контракта в одностороннем порядке, среди которых: неисполнение Получателем обязанностей, перечисленных в пункте 2.3 настоящего Контракта, и(или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации Получателя, а также нарушение графика представления сведений о реализации мероприятий, предусмотренных Контрактом и программой социальной адаптации получателя, с приложением документов, подтверждающих целевое расходование государственной социальной помощи.

Распоряжением Филиала от ДД.ММ.ГГГГ прекращено предоставление услуги и расторгнут социальный контакт с ДД.ММ.ГГГГ в связи с нарушением графика предоставления сведений о реализации мероприятий, предусмотренных контрактом и программой социальной адаптации.

ДД.ММ.ГГГГ Филиалом направлялось письмо Ананьевой М.В. о необходимости добровольного возращения денежных средств.

Ответчик до настоящего времени требования вышеуказанного уведомления не исполнил, денежные средства истцу не вернул.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сослался на то, что стороной истца не представлено доказательств, подтверждающих недобросовестность ответчика в получении пенсии по потери кормильца.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

Одним из важнейших элементов социального обеспечения является пенсионное обеспечение, основное содержание которого заключается в предоставлении человеку средств к существованию.

В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (далее по тексту - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ оказание государственной социальной помощи осуществляется, в частности, в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат).

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 78-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Согласно части 1 - 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся поиск работы; прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

В соответствии с особенностью предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения (сбережения) ответчиком имущества за счет истца и отсутствие правовых оснований для такого обогащения, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения (сбережения) такого имущества либо наличие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

По смыслу вышеуказанной нормы права не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату суммы, которые предназначены для удовлетворения необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

По данному делу юридически значимым с учетом исковых требований истца и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление недобросовестности в действиях Ананьевой М.В. при получении денежных средств в спорный период.

Таких обстоятельств по делу ни судом первой инстанции, ни апелляционной инстанции, не установлено, как и не представлено доказательств использования ответчиком денежных средств не по целевому назначению, то есть не в целях, указанных в программе социальной адаптации.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования судом первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы жалобы не содержат обстоятельств, влекущих отмену решения по основаниям статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    определил:

решение мирового судьи судебного участка № 4 Волосовского района Ленинградской области Царевой М.П., и.о. мирового судьи судебного участка №6 Волосовского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» - Дмитриева Максима Александровича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.

Судья:

В окончательной форме апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

11-34/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ЛОГКУ "Центр социальной защиты населения"
Ответчики
Ананьева Марина Владимировна
Суд
Волосовский районный суд Ленинградской области
Судья
Ревчук Татьяна Васильевна
Дело на сайте суда
volosov--lo.sudrf.ru
22.11.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
22.11.2023Передача материалов дела судье
27.11.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
13.12.2023Судебное заседание
13.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2023Дело оформлено
15.12.2023Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее