Дело № 2-1608/2024
УИД 91RS0024-01-2023-007223-21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 6 февраля 2024 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Копыловой А.А. с участием представителя истца Архипова А.А., представителя ответчика Синюковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коржовой Александры Алексеевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о возложении обязанности совершить определённые действия,
у с т а н о в и л:
Коржова А.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о возложении обязанности учесть на основании партийного билета от <дата> №<номер> данные о заработной плате за период с февраля 1978 г. по июль 1991 г. и произвести перерасчёт страховой пенсии по старости с <дата>
Исковые требования мотивированы тем, что истец является получателем страховой пенсии по старости. Решением суда от <дата> отказано в удовлетворении её иска в части перерасчёта пенсии по партийному билету, в связи с тем, что истец не обращалась в пенсионный орган с заявлением о перерасчёте пенсии по партийному билету, что данный вопрос подлежит рассмотрению Комиссией по реализации пенсионных прав граждан при Совете министров Республики Крым. Данное решение суда истцом не оспаривалось. После его вынесения истец обратилась в пенсионный орган с просьбой о вынесении на рассмотрение данного вопроса на Комиссию по реализации пенсионных прав граждан при Совете министров Республики Крым. <дата> истцом получено решение об отказе в рассмотрении данного вопроса с учётом наличия в пенсионном деле справки от <дата> №<номер>, выданная Центральным военным санаторием «Ялтинский» о заработной плате за период работы с 2001-2002 гг., в связи с чем отсутствуют основания для перерасчёта пенсии по партийному билету. Вместе с тем в партийном билете указаны членские взносы в период времени 1978-1991 гг. Также пенсионным органом указано, что с целью истребования сведений о заработной плате были направлены запросы в Главное управление Пенсионного фонда Украины в <адрес>. <дата> истец вновь обратилась в пенсионный орган по вопросу рассмотрения Комиссией по реализации пенсионных прав граждан при Совете министров Республики Крым перерасчета размера страховой пенсии по партийному билету. <дата> вновь принято решение об отказе в рассмотрении Комиссией по реализации пенсионных прав граждан при Совете министров Республики Крым указанного вопроса в связи с тем, что при исчислении размера страховой пенсии может быть учтён среднемесячный заработок за 2000-2001 гг. либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до <дата>, из которого исчислена пенсия на указанную дату, на основании документов выплатного дела. Таким образом, иным путём, кроме установления заработной платы на основании партийного билета, не представляется возможным, ввиду того, что архив работодателей находится на территории Украины. При этом перерасчёт страховой пенсии по старости по партийному билету истца значительно повлияет на величину индивидуального пенсионного коэффициента и соответственно, размер заработной платы.
В судебном заседании представитель истца Архипов А.А. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Синюкова М.И. в судебном заседании с иском не согласилась, указала на обоснованность отказа в перерасчёте размере страховой пенсии по старости по сведениям о заработной плате, содержащимся в партийном билете.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
С <дата> Коржова А.А. состоит на учёте в пенсионном органе и является получателем страховой пении по старости.
<дата> Коржовой А.А. выдан партийный билет, в котором содержатся сведения об уплате ежемесячно членских взносов с февраля 1978 г. по июль 1991 г.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от <дата> частично удовлетворён иск Коржовой А.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, установлено, что информация о денежных единицах, содержащаяся в архивной справке о заработной плате от <дата> №<номер>, выданной Министерством обороны Украины Отраслевым государственным архивом <адрес>, за период с июля 1993 г. указана в карбованцах, с сентября 1996 г. - в гривнах., на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым возложена обязанность с <дата> произвести перерасчёт страховой пенсии по старости Коржовой А.А. с учётом указанной архивной справки о заработной плате (гражданское дело №<номер>). Данное решение суда вступило в законную силу <дата>
Отказывая в удовлетворении исковых требований Коржовой А.А. об установлении факта размера её заработка за период с февраля 1978 г. по июль 1991 г. по партийному билету от <дата> №<номер> в рублях СССР, суд исходил из того, что ответчиком не оспаривался тот факт, что сведения о заработной плате в партийном билете указаны в рублях СССР, Коржова А.А. не обращалась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым за перерасчётом пенсии по партийному билету, а просила об установлении размера ее заработка за период работы с февраля 1978 г. по июль 1991 г. по партийному билету от <дата> №<номер>, что подлежит рассмотрению Комиссией по реализации пенсионных прав граждан при Совете министров Республики Крым. Письмом данного учреждения от <дата> №<номер> на обращение Коржовой А.А. от <дата> сообщено об отсутствии оснований для принятия на Комиссию документов об установлении заработка за периоды, имевшие место до <дата>, поскольку в расчёт её пенсии учтены сведения о заработной плате за 2001 г.
11 января 2022 г Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым сообщило Коржовой А.А. об отсутствии оснований для установления заработной платы по партийному билету на Комиссии по реализации пенсионных прав граждан при Совете министров Республики Крым, поскольку в материалах пенсионного дела имеется справка от 31 декабря 2002 г.№197, выданная Центральным военным санаторием «Ялтинский» о заработной плате за период работы с 2001-2002 гг. Так как размер страховой пенсии по старости исчислен с учётом сведений о заработной плате до 1 января 2002 г., законные основания на перерасчёта пенсии по партийному билету отсутствуют. С целью истребования сведений о заработной плате были направлены запросы в Главное управление Пенсионного фонда Украины в Одесской области.
21 июля 2023 г. Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым Коржовой А.А. вновь сообщено о невозможности рассмотрения Комиссией по реализации пенсионных прав граждан при Совете министров Республики Крым вопроса перерасчёта размера страховой пенсии по старости по партийному билету на основании части 1 статьи 5.1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Действительно на основании части 1 статьи 5.1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в случае, если гражданин, указанный в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, не имеет возможности подтвердить периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 г., а также размер заработка за периоды работы, имевшие место на указанных территориях до 1 января 2002 г., документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, такие периоды и размер заработка могут быть установлены на основании решения комиссии по реализации пенсионных прав граждан по заявлению гражданина, поданному в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Таким образом, кроме предоставленной ранее истцом справки о заработной плате за период работы с 2001-2002 гг. может быть учтён среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 г. При этом суд соглашается, что с учётом того, работодатели истца и их архивы находится на территории Украины, установление размера заработной платы по партийному билету возможно по партийному билету только в судебном порядке.
На основании части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2023г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчёт размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за период до 1 января 2015 г.
Согласно пункту 11 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В соответствии с пунктом 15 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н, для перерасчёта размера страховой пенсии по старости, необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчёта, предусмотренные Федеральным законом № 400-ФЗ.
Согласно статье 36 Федерального закона № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону № 400-ФЗ. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В этой связи при установлении страховой пенсии применяются нормы Федерального закона № 173-ФЗ, касающиеся исчисления расчётного пенсионного капитала до 1 января 2015 г., включая оценку пенсионных прав путём конвертации в расчётный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 г. и валоризацию величины расчётного пенсионного капитала, а также исчисление размера трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 г.
В силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ состав заработка, порядок его исчисления и подтверждения определяется по правилам ранее действовавшего законодательства.
Согласно пункту 51 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н, необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения.
При невозможности документального подтверждения среднемесячного заработка в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке и невозможности определить причинителя вреда, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
В подпункте 8 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что исчисляя расчётный размер трудовой пенсии по приведённым вариантам, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок застрахованного лица, необходимый для подсчёта расчётного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платёжные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации в письме от 27 ноября 2001 г. при установлении пенсии, в том случае, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
К таким документам могут быть отнесены учётные карточки членов партии и партийные билеты, учётные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учётные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчётные книжки (расчётные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учётных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. В пенсионное дело следует приобщить копии всех указанных документов, заверенных органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, или в нотариальном порядке.
Судом установлено, что обращаясь в пенсионный орган с заявлением о перерасчёте размера страховой пенсии по старости, истец представила партийный билет от 10 марта 1978 г. № 16662230.
Разрешая спор, суд исходит из того, что отсутствие других финансовых документов, а также отдельных ведомостей на выплату заработной платы, по причинам, независящим от истца, не могут лишить её права на определение размера пенсии в соответствии с заработной платой, которую она получал в период, указанный в партийном билете.
Представленный истцом партийный билет, в каждой строчке которого указаны месячный заработок и размер членских взносов, имеется штамп об их уплате, отсутствуют исправления, подчистки, зачеркивания, является документом, косвенно подтверждающим фактический заработок истца в период с февраля 1978 г. по июль 1991 г., на основании которого можно сделать вывод об индивидуальном характере её заработка в период осуществления работы, равно как приведённые в партийном билете размеры месячной заработной платы являются допустимым и достоверным доказательством, на основании которого можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка истца.
Факт принадлежности партийного билета № 16662230, выданного 10 марта 1978 г. Политотделом спецчастей Симферопольского гарнизона (служба в санатории министерства обороны подтверждена сведениями в трудовой книжке) на имя Коржовой А.А., в котором указан её заработок в спорный период, ответчиком не оспаривается. Сведения о размере заработной платы членов Коммунистической партии в партийный билет вносились исходя из ведомостей о заработной плате, предоставляемых бухгалтерией.
Закон не содержит запрета на перерасчёт пенсии в случае предоставления документов, косвенно подтверждающих размер заработной платы. Суд полагает, что размер заработной платы истца может быть установлен, в том числе по сведениям, содержащимся в указанном партийном билете.
Отсутствие иных документов, подтверждающих размер заработной платы истца, не является основанием для возложения на работника бремени наступления негативных последствий этого и не ограничивает его право на подтверждение фактического заработка документами, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
С учётом того, что истец из-за отсутствия первичных документов о заработной плате не может реализовать право на перерасчёт размера страховой пенсии по старости из наиболее выгодного для неё варианта среднемесячной заработной платы, а представленный партийный билет подтверждает фактический заработок в спорный период, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о возложении обязанности учесть на основании партийного билета данные о заработной плате за период с февраля 1978 г. по июль 1991 г.
В соответствии со статьёй 23 Федерального закона № 400-ФЗ перерасчёт размера страховой пенсии производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчёте размера страховой пенсии в сторону увеличения.
В связи с изложенным, требования истца о перерасчёте пенсии с 1 января 2022 г., то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчёте размера страховой пенсии в сторону увеличения, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск Коржовой А. А. (ИНН №<номер>) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ИНН №<номер>) о возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым учесть на основании партийного билета от 10 марта 1978 г. № 16662230 данные о заработной плате Коржовой Александры Алексеевны за период с февраля 1978 г. по июль 1991 г. и произвести перерасчёт страховой пенсии по старости с 1 января 2022 г.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Л.В. Корпачева