Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-23/2024 от 28.02.2024

Судья Лебедева И.А.                                    дело № 7-23/2024

              (I инст. № 5-287/2023)

Р Е Ш Е Н И Е

04.04.2024                                             г. Майкоп

Судья Верховного суда Республики Адыгея Шишев Б.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 06.12.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ в отношении должностного лица – специалиста по кадрам ООО «Новатек» ФИО1

У С Т А Н О В И Л:

постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 06.12.2023 должностное лицо – специалист по кадрам ООО «Новатек» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей, с последующей заменой назначенного наказания на предупреждение.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 подана жалоба в Верховный суд Республики Адыгея, в которой просит отменить постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 06.12.2023, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение об отказе в привлечении ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ. В обоснование доводов жалобы указывает, что Порядок подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) утвержденный приказом МВД России от 30.07.2020 № 536 (приложение № 9) не исключает возможность подачи уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа на региональном уровне. Считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, позволяющие сделать выводы о наличии в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, поскольку других замечаний к уведомлению о прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином, в частности недостоверности указанных в уведомлении сведений, не имеется.

В судебное заседание ФИО1 и представитель ОВМ ОМВД России по Тахтамукайскому району не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В статье 24.1 КоАП РФ закреплено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Пунктом 8 статьи 13 Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ предусмотрено, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Указанное в абзаце 1 настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Приложением № 9 к Приказу МВД России от 30.07.2020 № 536 установлен Порядок подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (далее - Порядок № 536).

Согласно пункту 2 Порядка № 536 работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина (лицо без гражданства), обязаны уведомлять территориальный орган на региональном уровне в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином (лицом без гражданства) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

В уведомлениях о заключении и прекращении трудового договора должны быть заполнены все соответствующие поля (пункт 4 Порядка).

Уведомления о заключении и прекращении трудового договора могут быть представлены на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган на региональном уровне, направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал (пункт 8 Порядка).

Как следует из материалов дела основанием для составления 15.11.2023 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ в отношении должностного лица – специалист по кадрам ООО «Новатек» ФИО1 послужило нарушение ей установленного пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ порядка уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции о прекращении (расторжении) 13.10.2023 трудового договора с гражданкой Республики Армения ФИО3, а именно указанное уведомление отправлено в ненадлежащий орган (Управление по вопросам миграции МВД по Республике Адыгея).

Признавая специалист по кадрам ООО «Новатек» ФИО1 виновной в совершении вмененного правонарушения, суд нижестоящей инстанции пришел к выводу о доказанности совершения ФИО1 вмененного правонарушения и наличии в ее действиях объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, так как последней не выполнены требования пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Однако указанные выводы основаны на неверном применении норм материального и процессуального права в силу следующего.

Согласно пункту 9 вышеназванного Порядка № 536 в случае выявления недостоверности указанных в уведомлениях о заключении и прекращении трудового договора сведений либо нарушения порядка или формы их заполнения уполномоченное должностное лицо докладывает рапортом начальнику подразделения, входящего в структуру подразделения по вопросам миграции территориального органа на региональном уровне не позднее суток с момента окончания проверки для принятия решения по существу.

В силу абзаца 3 пункта 10 Порядка № 536 уведомителю или его представителю, в случае, если уведомления о заключении и прекращении трудового договора поданы непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа на региональном уровне, выдается справка.

Следовательно, названным Порядком предусмотрено, что указанные уведомления подлежат направлению в территориальный орган МВД России на региональном уровне, а также могут быть направлены непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа на региональном уровне, которым в данном случае является Управление по вопросам миграции МВД по Республике Адыгея.

Таким образом указание ФИО1 при заполнении уведомления о прекращении (расторжении) 13.10.2023 трудового договора с гражданкой Республики Армения ФИО3 в графе «наименование территориального органа МВД России на региональном уровне» - Управление по вопросам миграции МВД по Республики Адыгея и представление данного уведомления в Управление по вопросам миграции МВД по Республики Адыгея не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, поскольку в соответствии с абзацем 3 пункта 10 Порядка подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) утвержденного приказом МВД России от 30.07.2020 № 536 (приложение № 9) не исключается возможность подачи уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа на региональном уровне.

При этом, судом первой инстанции оставлено без внимания, что ранее направлявшиеся ФИО1 уведомления о заключении/прекращении трудовых договоров с иностранными гражданами также были адресованы Управлению по вопросам миграции МВД по Республике Адыгея, и приняты последним к исполнению без каких-либо нареканий.

Принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства, позволяющие сделать выводы о наличии в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, вывод судьи районного суда в обжалуемом постановлении о наличии в действиях ФИО1 состава вмененного административного правонарушения является неправильным.

Кроме того следует отметить, что вмененное ФИО1 административное правонарушение относится к сфере миграционного законодательства, целью которого является обеспечение предупреждения и сокращения незаконной внешней трудовой миграции, соблюдения работодателями законодательства о порядке привлечения к трудовой деятельности иностранных работников на территории Российской Федерации, однако принимая во внимание, что уведомление направлено ФИО1 в уполномоченный орган по вопросам миграции территориального органа на региональном уровне, на момент составления протокола об административном правонарушении уведомление было получено органом на региональном уровне, что следует из рапорта старшего инспектора ОИКиТМ УВМ МВД по Республике Адыгея (л.д. 47), с учетом отсутствия других замечаний к данному уведомлению, в частности недостоверности указанных в уведомлении сведений, а также отсутствия препятствий для обработки уполномоченным органом поступившей информации о расторжении договора с иностранным гражданином, указание при заполнении уведомления в графе «наименование территориального органа МВД России на региональном уровне» - Управление по вопросам миграции МВД по Республики Адыгея, вместо МВД по Республики Адыгея не свидетельствует об ущемлении государственных интересов в сфере внешней трудовой миграции и нарушении порядка привлечения/прекращения к трудовой деятельности иностранных работников на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие) является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Исходя из положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности выводов суда о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, вмененного ФИО1, в связи с чем оспариваемое постановление судьи от 06.12.2023 нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 06.12.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ в отношении должностного лица – специалиста по кадрам ООО «Новатек» ФИО1 отменить.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ в отношении должностного лица – специалиста по кадрам ООО «Новатек» ФИО1 на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Верховного суда

Республики Адыгея                  подпись                                   Б.А. Шишев

Копия верна:

судья Верховного суда

Республики Адыгея                                                            Б.А. Шишев

7-23/2024

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Шеуджен Шамсет Юнусовна
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Шишев Бислан Асланович
Статьи

ст.18.15 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--adg.sudrf.ru
29.02.2024Материалы переданы в производство судье
04.04.2024Судебное заседание
07.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее