УИД 59RS0004-01-2022-001554-54
судья Лучникова С.С.
дело № 72-710/2022
РЕШЕНИЕ
г. Пермь 01 августа 2022 года
Судья Пермского краевого суда Тотьмянина Е.И., рассмотрев в судебном заседании жалобу Меньшакова Тимофея Павловича на решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 14.06.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,
у с т а н о в и л:
постановлением старшего инспектора 2 взвода 1 роты 1 батальона полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Перми С. от 21.01.2022 № 18810059210000401742, оставленным без изменения решением заместителя командира 2 роты полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Перми О. от 11.02.2022, Меньшаков Т.П. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 рублей.
Решением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 11.05.2022 жалоба Меньшаков Т.П. была удовлетворена частично, решение заместителя командира 2 роты полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Перми от 11.02.2022 отменено, дело направлено на новое рассмотрение должностному лицу полка ДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Перми.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Меньшаков Т.П. просит решение Свердловского районного суда г. Перми от 14.06.2022 отменить с прекращением производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на его незаконность и допущенные процессуальные нарушения.
При рассмотрении жалобы в Пермском краевом суде Меньшаков Т.П., защитник Бакшаев И.И., извещенные надлежаще о времени и месте рассмотрения дела, участие не принимали.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела по жалобе, административный материал, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание должностным лицом, органом, судьёй, рассматривающим дело условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В силу части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с пунктами 2,4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц; выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях право пользоваться юридической помощью защитника является одним из прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Содержание приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении и (или) жалобы, поданной на постановление по делу об административном правонарушении не только лица, привлекаемого к административной ответственности, но и его защитника.
Как усматривается из материалов дела, 14.06.2022 судьей Свердловского районного суда г. Перми рассмотрено дело об административном правонарушении, в отсутствие Меньшакова Т.П., извещенного о времени и месте судебного заседания.
Вместе с тем, в материалах дела сведения об извещении защитника Бакшаева И.И., допущенного должностным лицом к участию в деле по ходатайству Меньшакова Т.П., отсутствуют. Исходя из определения судьи районного суда о назначении судебного заседания меры по извещению защитника Бакшаева И.И. о времени и месте судебного заседания не принимались.
Таким образом, судьей районного суда при наличии сведений об участии в деле защитника не были приняты необходимые меры для своевременного извещения Бакшаева И.И., действующего по ходатайству в интересах Меньшакова Т.П., о месте и времени судебного разбирательства, что повлекло нарушение права Меньшакова Т.П. на судебную защиту.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенное судьей районного суда нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. При таких обстоятельствах решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 14.06.2022 подлежит отмене, дело - возвращению судье на новое рассмотрение в Свердловский районный суд г. Перми.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, устранить выявленные процессуальные нарушения, рассмотреть дело в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принять законное и обоснованное решение.
Довод заявителя о нарушении его права на рассмотрение дела тем судом, к подсудности которого оно отнесено законом, является несостоятельным и основан на неверном толковании норм, закрепленных в главе 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также разъяснений, приведенных в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В данном случае исходя из того, что жалоба на постановление о назначении административного наказания рассмотрена вышестоящим должностным лицом заместителем командира 2 роты полка ДПС ГИБДД УМВД России по г.Перми по адресу: г. Пермь Бульвар Гагарина, 74, который относится к юрисдикции Свердловского районного суда г.Перми, жалоба на постановление должностного лица и решение вышестоящего должностного лица правомерно рассмотрена данным судом.
Иные доводы настоящей жалобы рассмотрению не подлежат, поскольку могут являться предметом оценки судьи районного суда при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 14.06.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Меньшакова Тимофея Павловича отменить, дело по жалобе возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья - подпись