Дело № 2-2066/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 августа 2022 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Кукурекина К.В.,
при секретаре судебного заседания – Колтуновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Генезис финансовой свободы» к Арсенюк Ксении Николаевне о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Генезис финансовой свободы» обратилось с иском в суд, в котором просит взыскать с Арсенюк К.Н. задолженность по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ответчиком и ПАО «Альфа-Банк», в сумме 18 445,41 долларов США в рублях, рассчитанную по курсу Центрального банка РФ на день платежа (фактического исполнения), из которых: задолженность по телу кредита в размере 11 609,05 долларов США, по процентам – 6 007,68 долларов США.
Свои исковые требования общество обосновывает тем, что право денежного требования к Арсенюк К.Н., основанное на кредитном договоре, заключенном между ответчиком и банком, было приобретено истцом у Общества с ограниченной ответственностью «Кредитные инициативы» по договору факторинга от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку ответчик добровольно не выплатил задолженность по кредитному договору в пользу нового кредитора, истец просит взыскать её в судебном порядке, о чём заявил рассматриваемый иск.
В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежаще, причин неявки суду не сообщили.
Исследовав представленные в материалах дела доказательства, суд считает, что исковые требования ООО «Генезис финансовой свободы» не подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Арсенюк К.Н. и публичным акционерным обществом «Альфа-Банк» был заключен кредитный договор №, в соответствии с условиями которого банк предоставил ответчику заемные денежные средства на приобретение автомобиля в сумме 18 445,41 долларов США с номинальной фиксированной процентной ставкой 17,25% годовых, с возвратом согласно Графику платежей в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между публичным акционерным обществом «Альфа-Банк» и обществом с ограниченной ответственностью «Кредитные инициативы» был заключен договор факторинга №АБ/К1, согласно которому общество обязалось предать денежные средства в распоряжение банка за плату, а банк обязался уступить обществу свои права денежного требования к должникам по кредитным договорам, перечень которых содержится в приложении № к договору. Оригинал указанного договора, равно как его надлежащим образом заверенная копия суду не представлены. При этом копия договора и его перевод не содержат приложение №, в котором согласно договору факторинга определен перечень кредитных договоров, по которым производится уступка денежного требования к должникам.
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Кредитные инициативы» и ООО «Генезис финансовой свободы» был заключен договор факторинга, в соответствии с которым истец обязался передать денежные средства за плату в распоряжение ООО «Кредитные инициативы», а последнее обязалось уступить истцу свои права денежного требования к должникам по основным договорам, перечень которых содержится в приложении № к договору. Оригинал указанного договора факторинга суду не представлен. В составе договора также отсутствует перечень кредитных договор (приложение №), права денежного требования по которым были уступлены истцу.
В соответствии со статьями 512, 514 Гражданского кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент заключения договора факторинга, было предусмотрено, что кредитор в обязательстве может быть заменен иным лицом вследствие передачи им своих прав иному лицу по сделке (уступка права требования). К новому кредитору переходят права первоначального кредитора в обязательстве в объёме и на условиях, которые существовали на момент перехода этих прав, если иное не установлено договором и законом. Одним из случаев уступки права требования является факторинг (финансирование под уступку права денежного требования).
Согласно части 1 статьи 1077 Гражданского кодекса Украины по договору факторинга (финансирования под уступку права денежного требования) одна сторона (фактор) передает или обязуется передать денежные средства в распоряжение другой стороны (клиента) за плату (любым предусмотренным договором способом), а клиент уступает или обязуется уступить фактору свое право денежного требования к третьему лицу (должнику).
В соответствии с частью 1 статьи 1078 Гражданского кодекса Украины предметом договора факторинга может быть право денежного требования, срок платежа по которому наступил (имеющееся требование), а также право требования, которое возникнет в будущем (будущее требование).
Пункту 2.3 кредитного договора, заключенного между Арсенюк К.Н. и ПАО «Альфа-Банк» предусмотрено, что датой полного возврата заемных средств является ДД.ММ.ГГГГ, то есть истец приобретал право денежного требования срок платежа по которому наступил (имеющееся требование), о чём он не мог не знать при заключении договора факторинга.
В соответствии со статьёй 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 указанного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 24 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.09.2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм гражданского кодекса РФ об исковой давности», по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заёмными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
В соответствии со статьей 207 Гражданского кодекса Российской Федерации, с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию.
Судом установлено, что последний платеж согласно Графику платежей по кредитному договору был совершен ответчиком в пользу банка ДД.ММ.ГГГГ. Последующий предусмотренный графиком платеж со сроком ДД.ММ.ГГГГ ответчик не выполнил, что связано с прекращением деятельности ПАО «Альфа-Банк» на территории города Севастополя и Крыма. Таким образом, срок исковой давности в спорных правоотношениях следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня, следующего за днём в который ответчик согласно графику платежей обязан был выполнить очередной платеж.
Таким образом, в рамках каждого предусмотренного графиком повременного платежа, включая дату окончательного возврата кредита (ДД.ММ.ГГГГ), которая является согласно графику датой последнего платежа, истцом был пропущен трехгодичный срок исковой давности, что связано с тем, что обращение в суд со стороны общества последовало ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 3 лет и 11 месяцев со дня последнего предусмотренного кредитным договором платежа.
Из представленных истцом документов следует, что обществу было достоверно известно о состоянии взаиморасчетов между банком и ответчиком, а также о сроках исполнения предусмотренных кредитным договором платежей, что свидетельствует о том, что срок исковой давности был пропущен заявителем без уважительных причин.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ, статьи 65 АПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.
О применении срока исковой давности ответчиком заявлено в представленных суду возражениях на иск.
При таких обстоятельствах, суд находит обоснованным утверждение ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, что является основанием для отказа ООО «Генезис финансовой свободы» в удовлетворении заявленных исковых требований.
При этом, применяя к заявленным требования трехгодичный срок исковой давности, суд не принимает во внимание утверждение истца о том, что между банком и ответчиком было заключено соглашение об увеличении срока исковой давности по вытекающим из кредитного договора требованиям до 50 лет.
Так, истцом в обоснование такого утверждения представлена суду копия Общих условий кредитования физических лиц в ЗАО «Альфа-Банк», в пункте 11.3 которых указано, что исковая давность по спорам, вытекающим из Договора, включая, но ограничиваясь, возмещением убытков, уплаты неустойки (штрафов, пени), составляет 50 лет, и что указанная оговорка к договору является договором об увеличении исковой давности.
Отклоняя такой довод истца, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 указанного Кодекса.
Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Кредитный договор между ПАО «Альфа-Банк» и ответчиком был заключен на территории Украины, а потому он подчиняется праву этой страны.
В соответствии с частью 1 статьи 259 Гражданского кодекса Украины в редакции, действовавшей на момент заключения кредитного договора, предусмотрено, что исковая давность, установленная законом, может быть увеличена по соглашению сторон. Договор об увеличении исковой давности заключается в письменной форме.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 207 Гражданского кодекса Украины сделка считается совершенной в письменной форме, если её содержание зафиксировано в одном или нескольких документах, в письмах, телеграммах, которыми обменялись стороны. Сделка считается совершенной в письменной форме, если она подписана её стороной (сторонами). Сделка, совершаемая юридическим лицом, подписывается лицами, уполномоченными на это его учредительными документами, доверенностью, законом или другими актами гражданского законодательства и скрепляется печатью.
Вместе с тем представленные истцом Общие условия кредитования физических лиц в ЗАО «Альфа-Банк» не подписаны сторонами кредитного договора и не скреплены печатью банка, что свидетельствует о том, что договор об увеличении срока исковой давности между ответчиком и банком не заключался. В указанном контексте суд принимает во внимание практические аспекты применения статьей 207, 259 Гражданского кодекса Украины, которые сформулированы Верховным Судом Украины в постановлениях №цс15 от ДД.ММ.ГГГГ, №цс14 от ДД.ММ.ГГГГ, №цс15 от ДД.ММ.ГГГГ и №цс15 от ДД.ММ.ГГГГ, где указанный суд отметил, что банковские условия, в которых предусмотрено увеличение исковой давности, но отсутствует подпись заемщика, нельзя считать составной частью заключенного сторонами кредитного договора и соответствующим письменным соглашением об увеличении исковой давности.
Более того, из пункта 1 кредитного договора, заключенного между ответчиком и банком, следует, что Раздел № согласно договору имеет название - «Общие условия предоставления ПАО «Альфа-Банк» кредитов физическим лицам на приобретение автомобилей», тогда как истцом представлен Раздел №, который имеет название «Общие условий кредитования физических лиц в Закрытом акционерном обществе «Альфа-Банк»».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что представленные истцом условия кредитования не имеют отношения к кредитному договору, заключенному между ответчиком и ПАО «Альфа-Банк».
Также суд подчеркивает, что представленные истцом Общие условия кредитования не заверены надлежащим образом, что исключает возможность принятия их в качестве письменного доказательства по делу.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Поскольку истец не представил надлежащих доказательств, подтверждающих факт заключения ответчиком и банком договора об увеличении срока исковой давности, суд исходит из того, что к правоотношениям сторон подлежит применению общий срок исковой давности, составляющий три года.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом в иске судебные расходы возмещению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,-
РЕШИЛ:
Исковое заявление ООО «Генезис финансовой свободы» к Арсенюк Ксении Николаевне о взыскании задолженности — оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 11 августа 2022 года.
Судья Ленинского районного
суда г. Севастополя К.В. Кукурекин