дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2023 г. г. Астрахань
Трусовский районный суд города Астрахани в составе:
председательствующего судьи Чернышевой Е.А.,
при ведении протокола секретарем Суханкиной Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Махмудова Руниса Ринатовича к администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань», жилищному управлению администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании членом семьи нанимателя, признании права пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Истец Махмудов Р.Р. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань», жилищному управлению администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании членом семьи нанимателя, признании права пользования жилым помещением, мотивируя свои требования тем, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умершая ДД.ММ.ГГГГ, которая приходится тетей истца, являлась нанимателем квартиры, расположенной по адресу <адрес>. Отцом истца являлся ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ. Его отец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерший 06.08.2019г. являлся сыном ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерший ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерший ДД.ММ.ГГГГ были родными братьями, что подтверждается их свидетельствами о рождении от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Отец его тети ФИО1 был ФИО4. что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ Указанная квартира была предоставлена моей тете на основании постановления администрации г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ №. что подтверждается ордером на вселение № от ДД.ММ.ГГГГ. С указанного времени она постоянно там проживала. Истец стал проживать постоянно с ней и помогать по ведению хозяйства с лета 2020года. Из-за того, что тетя заболела онкологическим заболеванием, он постоянно жил с ней. Нес все расходы по оплате коммунальных услуг, делал косметический ремонт в квартире.
Просит суд признать его членом семьи нанимателя и признать за ним право собственности на спорное жилое помещение.
Истец Махмудов Р.Р., его представитель Сагитова В.Р. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал относительно заявленных требований.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, создают условия для осуществления права на жилище.
На основании части 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом.
Статья 60 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующего от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение или в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим кодексом.
В силу статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
К правам нанимателя жилого помещения относится право вселять в занимаемое им жилое помещение иных лиц (пункт 1 части 1 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним супруг, а также дети нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке (часть 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (часть 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно толкованию, данному в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся: супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним (подпункт "а"); другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство (подпункт "б"). К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В то же время для вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов его семьи нанимателем должно быть получено согласие в письменной форме наймодателя. Наймодатель вправе запретить вселение других граждан, если после их вселения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы (абзац 3 пункт 26 постановления Пленума №14).
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет изменение соответствующего договора в части необходимости указания в нем нового члена семьи нанимателя.
Согласно пункту 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно части 2 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», если на вселение лица в жилое помещение не было получено письменного согласия нанимателя и (или) членов семьи нанимателя, а также согласия наймодателя, когда оно необходимо (часть 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации), то такое вселение следует рассматривать как незаконное и не порождающее у лица прав члена семьи нанимателя на жилое помещение. В таком случае наймодатель, наниматель и (или) член семьи нанимателя вправе предъявить к вселившемуся лицу требование об устранении нарушений их жилищных прав и восстановлении положения, существовавшего до их нарушения (пункт 2 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации), на которое исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) применительно к правилам, предусмотренным статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковая давность не распространяется. При удовлетворении названного требования лицо, незаконно вселившееся в жилое помещение, подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.
Как следует из материалов дела, отцом истца являлся ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ
Его отец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерший ДД.ММ.ГГГГ являлся сыном ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умершая ДД.ММ.ГГГГ, является тетей истца.
Отцом тети ФИО1 был ФИО4, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерший ДД.ММ.ГГГГ и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерший ДД.ММ.ГГГГ были родными братьями, что подтверждается их свидетельствами о рождении от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, является муниципальной собственностью.
На основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 вселена в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м. в составе <данные изъяты> человек. С указанного времени она постоянно там проживала.
Истец стал проживать постоянно с ней и помогать по ведению хозяйства с лета ДД.ММ.ГГГГ. Из-за того, что тетя заболела онкологическим заболеванием, он постоянно жил с ней. Нес все расходы по оплате коммунальных услуг, делал косметический ремонт в квартире.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла.
Данные обстоятельства в судебном заседании подтвердили свидетели ФИО11 ФИО9, которые суду пояснили, что Махмудов Р.Р. с ДД.ММ.ГГГГ года постоянно проживал у своей тети и осуществлял за ней уход, кроме того он нес все затраты связанные с ее похоронами.
Оснований сомневаться в достоверности показаний допрошенных свидетелей у суда не имеется, поскольку они последовательны и непротиворечивы, какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела, судом не установлено.
При этом, стороной ответчика в судебном заседании не оспаривался тот факт, что наниматель жилого помещения ФИО1 вселена в указанное помещение.
Судом установлено, что Махмудов Р.Р., проживая в спорной квартире, осуществляет те же права, предусмотренные статьями 67, 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, какие имеют наниматель, а также члены семьи жилого помещения, отвечает по обязательствам, которые вытекали бы из соответствующего договора социального найма.
Истец исполняет все обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а именно: использует жилое помещение по назначению, поддерживает надлежащее состояние жилого помещения и обеспечивает его сохранность, проводит текущий ремонт, своевременно и в полном объеме вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, что подтверждается представленными суду платежными документами.
Проанализировав все исследованные в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела доказательства, учитывая, что истец на протяжении длительного времени постоянно проживает в спорном жилом помещении, несет бремя его содержания, отвечает по обязательствам, которые бы вытекали из соответствующего договора социального найма, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Махмудова Р.Р. требований о признании ее членом семьи нанимателя и признании за ним права пользования жилым помещением.
Ответчиком в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, свидетельствующих о незаконном вселении истца в спорное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя.
Отсутствие письменного договора социального найма не препятствует фактическому осуществлению гражданами прав нанимателя и членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку, их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов.
Оценив в совокупности все доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что истец приобрел право пользования спорным жилым помещением, являясь членом семьи нанимателя ФИО1 и не утратил такого статуса, как в связи со смертью нанимателя ФИО1, так и после ее смерти, проживая длительное время в спорном жилом помещения, используя его по назначению и неся бремя его содержания. Учитывая, что вопрос о выселении истца из занимаемого ею жилого помещения ответчиками не ставился, проживание Махмудова Р.Р. никем не оспаривалось, а также исходя из того, что в собственности у Махмудова Р.Р. иное жилое помещение отсутствует, при таких обстоятельствах требования истца о признании членом семьи нанимателя, признании права пользования жилым помещением подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56,67, 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2023 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░