дело №2-108/2022г.
УИД (М) 55RS0025-01-2022-000067-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Одесский районный суд Омской области
в составе: председательствующего судьи Тарновского А.В.
помощника судьи Семеновой Ю.А.
при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Одесское Одесского района Омской области 28 февраля 2022 года гражданское дело по исковому заявлению и.о.прокурора Одесского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области об обязывании проведения специальной оценки условий труда,
У С Т А Н О В И Л:
В суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области об обязывании проведения специальной оценки условий труда обратился и.о.прокурора Одесского района Омской области, указав, что прокуратурой Одесского района проведена проверка исполнения законодательства о трудовых правах граждан в деятельности администрации Ореховского сельского поселения в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно пп.3, 6 ч.1 ст.21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
В силу пп.9,16 ч.1 ст.22 ТК РФ работодатель имеет право реализовывать права, предоставленные ему законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда и исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Согласно п.10 ч.2 ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно статье 21 ТК РФ к числу основных прав работника, в том числе отнесены права на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором и полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
В статье 212 ТК РФ определено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 этой же статьи).
В силу положений статьи 8 Федерального закона №426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 Федерального закона №426-ФЗ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона №426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Согласно ч.6 ст.15 Федерального закона №426-ФЗ работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в настоящее время в Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района специальная оценка условий труда не проведена, информация о результатах её проведения на официальном сайте не размещена.
По факту выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако действенных мер по их устранению предпринято не было.
До настоящего времени Администрацией Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района <адрес> информация о результатах проведения специальной оценки условий труда не размещена.
Просит обязать Администрацию Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района <адрес> провести специальную оценку условий труда в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Одесского района Омской области Ганеева Л.М. поддержала исковое заявление в полном объёме по указанным в нём основаниям.
Представитель ответчика Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещён надлежащим образом, предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав в судебном заседании помощника прокурора Одесского района Омской области и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной
власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно пп.3, 6 ч.1 ст.21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
В силу пп.9,16 ч.1 ст.22 ТК РФ работодатель имеет право реализовывать права, предоставленные ему законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда и исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Согласно п.10 ч.2 ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно статье 21 ТК РФ к числу основных прав работника, в том числе отнесены права на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором и полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
В статье 212 ТК РФ определено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 этой же статьи).
В силу положений статьи 8 Федерального закона №426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 Федерального закона №426-ФЗ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона №426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Согласно ч.6 ст.15 Федерального закона №426-ФЗ работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В судебном заседании установлено, что согласно ч.2 ст.3 Устава Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области принятого Советом депутатов Ореховского сельского поселения решение от ДД.ММ.ГГГГ № органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Омской области и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Омской области (л.д.6-10).
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в настоящее время в Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района специальная оценка условий труда не проведена, информация о результатах её проведения на официальном сайте не размещена.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района прокурором Одесского района Омской области внесено представление №/Прдп№ о необходимости провести специальную оценку условий труда и разместить информацию о результатах проведения специальной оценки условий труда на сайте в сети Интернет (л.д.11-15).
Согласно ответа № от ДД.ММ.ГГГГ Главы Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области направленного прокурору Одесского района Омской области следует, что представление рассмотрено; бюджетные средства на проведение специальной оценки условий труда до конца 2021 года отсутствуют (л.д.16).
Согласно распоряжению Главы Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О привлечении к дисциплинарной ответственности», специалисту администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области ФИО5 объявлено замечание (л.д.17).
Согласно объяснения от ДД.ММ.ГГГГ Главы Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области направленного прокурору Одесского района Омской области следует, что специальная оценка условий труда не проведена в связи с отсутствием финансирования (л.д.18).
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те
обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
И.о. прокурора Одесского района Омской области предоставил суду доказательства того, что Администрация Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не провела специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Ответчик Администрация Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не предоставила суду доказательств того, что в настоящее время специальная оценка условий труда проведена.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд считает, что прокурор Одесского района Омской области законно и обоснованно предъявил иск в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области об обязывании проведения специальной оценки условий труда.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, ответчик Администрация Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования и.о.прокурора Одесского района Омской области в защиту в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области об обязывании проведения специальной оценки условий труда удовлетворить в полном объёме.
Обязать Администрацию Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области провести специальную оценку условий труда в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области.
Председательствующий: судья А.В. Тарновский
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 05 марта 2022 года.
Судья А.В. Тарновский