Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-112/2020 от 05.06.2020

Дело № 12-112/2020

РЕШЕНИЕ

<адрес>                                                                                                      ДД.ММ.ГГГГ года

Судья Канашского районного суда ЧР Ефимова А.М., рассмотрев в судебном заседании жалобу Николаевой Т.И. на постановление начальника отдела (по охране труда) в ЧР Ю. от ДД.ММ.ГГГГ по делу о совершении инженером по охране труда и технике безопасности <данные изъяты> Николаевой Т.И. административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением начальника отдела (по охране труда) в ЧР Ю. от ДД.ММ.ГГГГинженер по охране труда и технике безопасности <данные изъяты> Николаева Т.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Николаева Т.И. обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, заменить наказание в виде административного штрафа предупреждением. Указывает, что она начала работать в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, работник П. - с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем она о объективным причинам не могла осуществить вводный инструктаж при приеме последнего на работу. Со дня совершения правонарушения в отношении П. прошло более одного года, причем в данном случае правонарушение длящимся не является, срок исчисляется со дня совершения правонарушения. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда в отношении В. и И. она признает, однако ее вина выразилась в несвоевременном, ненадлежащем оформлении журнала проведения инструктажа (отсутствовали подписи В. и И.). Полагает назначенное ей наказание в виде административного штрафа в размере рублей является несоразмерным существу и последствиям допущенного административного правонарушения и носит карательный характер.      Административное правонарушение совершено ею впервые, при этом отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность, совершение ею правонарушения повлекло незначительное нарушение норм трудового законодательства и не повлекло негативных последствий для работников, реальная угроза причинения вреда жизни и здоровья работникам отсутствовала, ею предприняты меры по устранению выявленных нарушений трудового законодательства, поэтому имеется возможность назначения наказания в виде предупреждения.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Николаева Т.И. и ее защитник Алексеев И.В. поддержали жалобу по изложенным в ней основаниям, вновь привели их судье.

Помощник Канашского межрайонного прокурора Страстотерцев К.Д. полагал жалобу не подлежащей удовлеторению.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении - начальник отдела (по охране труда) Государственной инспекции труда в ЧР Ю. извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы не явился.

Обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, поступившие из Государственной инспекции труда в ЧР Ю., прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года №1/29 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее - Порядок).

В силу пункта 2.1.1 Порядка для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.

Согласно пункту 2.1.2 Порядка все принимаемые на работу лица проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

В соответствии с пунктом 2.1.3 данного Порядка кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

В соответствии с пунктом 2.1.4 Порядка первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы, в том числе со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет.

Повторный инструктаж проходят все работники, указанные в п. 2.1.4 Порядка, не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте (пункт 2.1.5 Порядка).

Как следует из материалов дела приказом руководителя <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Николаева Т.И. назначена инженером по охране труда и технике безопасности в производственно-технический отдел со ДД.ММ.ГГГГ; с ней ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор .

В соответствии с должностной инструкцией инженера по охране труда и технике безопасности от ДД.ММ.ГГГГ инженер по охране труда и технике безопасности (инженер по ОТ и ТБ) обязан, в частности, организовывать своевременное обучение и проверку знаний по охране труда и безопасным методам работы работников предприятия; своевременно знакомить работников с локальными нормативно-правовыми актами предприятия (правилами, нормами, инструкциями) по охране труда, а также знакомить с наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда.

Как усматривается из материалов дела, Канашской межрайонной прокуратурой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в отношении <данные изъяты> по адресу: <адрес>.

В ходе проверки выявлено, что с работниками <данные изъяты> своевременно не проводятся вводный и повторный инструктажи по охране труда:

так В. (<данные изъяты>) начал работать в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ вводный инструктаж с ним не был проведен;

П. (<данные изъяты>) начал работать в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ вводный инструктаж с ним не был проведен;

И. является исполнительным директором <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, первичный инструктаж с ним проведен ДД.ММ.ГГГГ, повторный инструктаж проведен ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ повторные инструктажи с последним не проводились.

Фактические обстоятельства совершения должностным лицом - инженером по охране труда и технике безопасности Николаевой Т.И. административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, установлены на основании материалов административного дела, в том числе постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; приказа о приеме работника П. на работу с ДД.ММ.ГГГГ ( от ДД.ММ.ГГГГ) и трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ; приказа о приеме работника В. на работу с ДД.ММ.ГГГГ ( от ДД.ММ.ГГГГ) и трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ; приказа о приеме работника И. на работу с ДД.ММ.ГГГГ ( от ДД.ММ.ГГГГ); журнала регистрации вводного инструктажа, начатого ДД.ММ.ГГГГ; журнала регистрации инструктажа на рабочем месте, начатого ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела.

Должностное лицо административного органа - начальник отдела (по охране труда) Государственной инспекции труда в ЧР Ю. при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении инженера по охране труда и технике безопасности <данные изъяты> Николаевой Т.И. пришло к выводу о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Вывод о наличии в деянии инженера по охране труда и технике безопасности <данные изъяты> Николаевой Т.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При рассмотрении дела установлено, что Николаева Т.И. имела возможность для соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, за нарушение которых частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность, но не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению к моменту проверки,что свидетельствует о ненадлежащим исполнении ею должностных обязанностей и наличии вины в совершении вмененного правонарушения.

В связи с изложенным, обоснованность привлечения инженера по охране труда и технике безопасности <данные изъяты> Николаевой Т.И. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, сомнений не вызывает.

Положения статьи 24.1 КоАП при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом Государственной инспекции труда в ЧР Ю. установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

Постановление о привлечении Николаевой Т.И. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Довод жалобы о том, что по факту не проведения с работником П. вводного инструктажа с момента приема последнего на работу прошло более года на момент выявления правонарушения, в связи с чем срок привлечения к административной ответственности должен исчисляться со дня совершения правонарушения, а не со дня обнаружения, является несостоятельным и подлежит отклонению.

Административная ответственность по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ наступает непосредственно за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а не за не проведение обучения в установленные сроки.

Тем самым срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае необходимо исчислять не с момента истечения месячного срока после принятия на работу, а с момента выявления нарушения, которое выражается в допуске к работе без прохождения обучения.

То обстоятельство, что указанная обязанность должна быть исполнена юридическим лицом либо должностным лицом в течение месяца после приема работника на работу, не исключает необходимость ее исполнения в дальнейшем, в целях обеспечения охраны труда.В результате прокурорской проверки именно по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, когда Николаева Т.И. состояла в должности инженера по охране труда и технике безопасности <данные изъяты> был установлен факт не проведения вводного инструктажа с работником П..

Доводы Николаевой Т.И. в жалобе о том, что вышеуказанные работники прошли необходимые инструктажи и фактически имело место несвоевременное внесение их подписей в Журнале регистрации проведения инструктажа, нельзя принять во внимание, поскольку такие доводы и доказательства этому ею как на момент составления протокола по делу об административном правонарушении, так и на момент вынесения постановления представлены не были.

При этом допустимым доказательством проведения всех видов инструктажей в силу п. 2.1.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций N 1/29 является именно регистрация этого действия в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи как инструктируемого, так и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

Факт отсутствия такой регистрации и подписи в Журнале проведения инструктажа в отношении работников П., В. и И. подателем жалобы Николаевой Т.И. не оспаривался.

Устранение допущенных нарушений к моменту вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не является основанием для освобождения лица от административной ответственности.

Санкция ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ в качестве административного наказания не предусматривает предупреждение.

Предупреждение это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица (ч. 1 ст. 3.4 КоАП РФ).

В силу части 3 статьи 3.4 КоАП РФ, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1. названного Кодекса.

Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих, что <данные изъяты> работником которого является Николаева Т.И., является субъектом малого или среднего предпринимательства.

Ссылка в жалобе на малозначительность совершенного правонарушения, является несостоятельной, поскольку при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи, уполномоченного рассматривать жалобу.

В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В силу статьи 212 ТК РФ требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, направлены на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Таким образом, совершенное правонарушение существенно нарушает охраняемые общественные отношения и не может быть признано малозначительным. При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в области охраны труда.

В обжалуемом постановлении указано об отсутствии оснований для применения ст.ст. 3.4, 4.1.1. КоАП РФ, о чем настаивала Николаева Т.И. в своем ходатайстве в Государственную инспекцию труда в ЧР, следовательно, такое ходатайство разрешено должностном лицом, рассматривавшем дело.

Довод заявителя о том, что назначение штрафа в размере рублей несоразмерно характеру выявленных нарушений, нарушает принцип справедливости наказания, отклоняется, поскольку административный штраф назначен должностному лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ для должностных лиц.

Порядок привлечения должностного лица к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены. Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено.

Таким образом, обжалуемое постановление является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление начальника отдела (по охране труда) в ЧР Ю. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении инженера по охране труда и технике безопасности <данные изъяты> Николаевой Т.И. оставить без изменения, жалобу Николаевой Т.И. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд ЧР в течение десяти суток со дня вручения или получения копии.

Судья

12-112/2020

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Истцы
Канашский межрайонный прокурор
Ответчики
Николаева Татьяна Ильинична
Суд
Канашский районный суд Чувашской Республики
Судья
Ефимова Алина Михайловна
Статьи

ст. 5.27.1 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
kanashsky--chv.sudrf.ru
05.06.2020Материалы переданы в производство судье
15.06.2020Истребованы материалы
23.06.2020Поступили истребованные материалы
10.09.2020Судебное заседание
10.09.2020Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
14.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2020Вступило в законную силу
23.09.2020Дело оформлено
30.09.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее