37RS0010-01-2023-004141-10
Дело 2-520/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2024 г. <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Добриковой Н.С.,
при секретаре ФИО1,
с участием представителя истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круг лиц, к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Ивановский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круг лиц, обратился в суд с иском к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.
Исковые требования мотивированы тем, что Ивановской межрайонной прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Проверкой установлено, что автомобильная дорога «Иваново-Богородское в <адрес>», идентификационный № ОП М3 Н-088, находится в оперативном управлении Департамента дорожного хозяйства и транспорта <адрес>, в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес>, утвержденного Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рп и являются автомобильными дорогами межмуниципального значения <адрес>. Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр утвержден и введен в действие СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее СП 59.13330.2020), который предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна). На основании п.п. 5.1.7-5.1.9. СП 59.13330.2020 установлено, что ширину прохожей части пешеходного пути для МГН следует принимать не менее 2 м. Высота свободного пространства над прохожей частью должна составлять не менее 2,1 м. В стесненных условиях допускается принимать ширину прохожей части пешеходного пути не менее 1,2 м, при этом не реже чем через каждые 25 м длины такого пешеходного пути в зоне прямой видимости необходимо предусматривать для разъезда инвалидов на креслах-колясках "карманы" длиной по направлению пешеходного пути не менее 2,5 м при общей с прохожей частью ширине не менее 2,0 м. Высоту бортовых камней (бордюров) по краям пешеходных путей на участке вдоль газонов и озелененных площадок следует принимать не менее 0,05 м. Перепад высот бортовых камней вдоль газонов и озелененных площадок, используемых для рекреации, примыкающих к путям пешеходного движения, не должен превышать 0,015 м. Допускается высота бордюрного камня (бордюра) по краям пешеходных путей между газонами и озелененными площадками, примыкающими к путям пешеходного движения, выполнять равной 0,0 м (в одном уровне с газоном или озелененной площадкой), при условии обустройства открытого лотка или водосборной решетки между покрытием пешеходного пути и бордюром, полосы, имеющей выраженный тактильный контраст с основным покрытием, в том числе тактильный направляющий указатель по ФИО5 52875, или установки по краю любых ограждений открытого типа, выполняющих, в том числе, направляющие функции для инвалидов по зрению, передвигающихся с белой тактильной тростью. Пунктом ДД.ММ.ГГГГ. СП 59.13330.2020 предусмотрено, что покрытие прохожей части пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6 - 0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур - не менее 0,4 кН/кН. Покрытие из бетонных плит или брусчатки должно иметь толщину швов между элементами покрытия не более 0,01 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается. Межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов проведена проверка доступности пешеходных путей передвижения для малогабаритных групп населения в районе расположения ОБСУСО «Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов» по <адрес>. По результатам проведенного обследования местности АНО Региональный экспертный центр «Доступная среда» установлено, что от остановок общественного транспорта до входа на территорию ОБСУСО «Богородский дом- интернат для престарелых и инвалидов», а именно на пути следования от остановки «Богородское» до входа на территорию ОБСУСО «Богородский дом- интернат для престарелых и инвалидов» и на площадке у остановочного павильона «Богородское» отсутствует твердое покрытие, обустроенное с учетом требований СП 42.13330 и СП 59.13330.2020. На площадке остановочного павильона «Дом инвалидов» отсутствует бордюрный пандус. Твердое покрытие имеется только на половине пути (108м) от остановки общественного транспорта «Дом инвалидов» до входа на территорию ОБСУСО «Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Остальная часть пути следования представляет собой грунтовую дорожку. Часть пути следования, оборудованная твердым покрытием, не соответствует требованиям СП 59.13330.2020 по ширине, обустройству бордюров, обустройству пешеходных переходов, наличию тактильной разметки для пешеходов с нарушениями зрения Сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Ивановский» проведено обследование автомобильной дороги по <адрес>, в ходе которого установлено: на 0 км + 500 м в нарушение п. 5.3.3,1 ФИО5 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на остановочном пункте отсутствует: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман» на дорогах; боковая разделительная полоса; тротуары и/или пешеходные дорожки; на 0 км + 546 м в нарушение п. 6.3.2 ФИО5 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» выявлено отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 обозначающий пешеходный переход, горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.2, 1.7, предусмотренная ПОДД; на участке от 0 км + 328 м до 0 км + 731 м в нарушении п.п. 4.5.1.1, 4.5.1.3 ФИО5 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» отсутствует тротуар (слева) предусмотренный ПОДД; на всем протяжении автомобильной дороги в нарушение п. 5.1.2 ФИО5 50597-2019 года «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» выявлено наличие загрязнений на покрытии проезжей части. Таким образом, в нарушение норм действующего законодательства, при осуществлении возложенных на собственника указанной дороги полномочий, в части обеспечения организации тротуаров Департаментом дорожного хозяйства и транспорта <адрес> не обеспечено безопасное движение на вышеуказанной автомобильной дороге. Данные обстоятельства подтверждаются фотоматериалами, а также сведениями из ОГИБДД МО МВД России «Ивановский», актом обследования АНО Региональный экспертный центр «Доступная среда». Отсутствие безопасного дорожного движения на вышеуказанной автомобильной дороге нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, может в дальнейшем приводить к неблагоприятным последствиям в отношении неопределенного круга лиц, негативно влиять на безопасность жизни и здоровья, а также на безопасность дорожного движения. Также состояние указанного выше участка дороги несоответствующего требованиям законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, влечет за собой нарушение прав инвалидов и маломобильных групп населения на создание им равных условий с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, а также может повлечь причинение вреда их здоровью. Неисполнение Департаментом дорожного хозяйства и транспорта <адрес> требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения существенным образом нарушает права неопределенного круга лиц - пользователей автодороги в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Истец заявлением в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования, в конечном итоге представитель истца просит в срок до ДД.ММ.ГГГГ на всем протяжении автомобильной дороги «Иваново-Богородское в <адрес>», идентификационный № ОП М3 Н-088, устранить загрязнение на покрытии проезжей части; в срок до ДД.ММ.ГГГГ обустроить твердое покрытие у остановочного павильона «Богородское», расположенного у <адрес>, с учетом требований СП 42.13330 и СП 59.13330.2020; в срок до ДД.ММ.ГГГГ обустроить твердое покрытие на пути следования отостановки «Богородское» до входа на территорию ОБСУСО «Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов» с учетом требований СП 42.13330 иСП 59.13330.2020; в срок до ДД.ММ.ГГГГ обустроить площадку остановочного павильона«Дом инвалидов» (координаты 57.040353, 41.012129) бордюрным пандусом сучетом требований СП 59.13330.2020; в срок до ДД.ММ.ГГГГ путь следования от остановки общественного транспорта «Дом инвалидов» до входа на территорию ОБСУСО «Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов» обустроить в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020, в части соблюдения установленной сводом правил ширины тротуара, типа покрытия дорожной одежды тротуара, пешеходных переходов, тактильной разметки для пешеходов с нарушением зрения; в срок до ДД.ММ.ГГГГ бордюры от остановки общественного транспорта «Дом инвалидов» до входа на территорию ОБСУСО «Богородский дом- интернат для престарелых и инвалидов» привести в соответствие с требованиями СП 59.13330.2020; в срок до ДД.ММ.ГГГГ на автомобильной дороге «Иваново-Богородское в <адрес>» с идентификационным номером 24 ОП М3 Н-088 на 0 км + 500 м устранить нарушения п. 5.3.3.1 ФИО5 52766- 2007 по обустройству остановочной площадки, посадочной площадки, заездного «кармана» на дороге, боковой разделительной полосы; тротуара и (или) пешеходной дорожки; в срок до ДД.ММ.ГГГГ на автомобильной дороге «Иваново-Богородское в <адрес>» с идентификационным номером 24 ОП М3 Н-088 на 0 км + 546 м устранить нарушения п. 6.3.2 ФИО5 50597- 2017, а именно провести работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 обозначающий пешеходный переход, горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.2, 1.7, предусмотренная ПОДД; в срок до ДД.ММ.ГГГГ на автомобильной дороге «Иваново-Богородское в <адрес>» с идентификационным номером 24 ОП М3 Н-088 на участке от 0 км + 328 м до 0 км + 731 м устранить нарушения п.п. 4.5.1.1, 4.5.1.3 ФИО5 52766-2007, а именно провести работы по обустройству тротуара (слева) предусмотренного ПОДД; в срок до ДД.ММ.ГГГГ на автомобильной дороге «Иваново - Богородское в <адрес>» устранить нарушения п. 6.9.4 ФИО5 505-2017 в части 3 неработающих светильников стационарного электрического освещения автомобильной дороги на участке от <адрес> до <адрес> (справа, при движении со стороны <адрес> в направлении <адрес>).
В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме, просит их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Департамента дорожного хозяйства и транспорта <адрес> ФИО3 поддержала письменный отзыв, согласно которому в срок до ДД.ММ.ГГГГ обустроить площадку остановочного павильона «Дом инвалидов» бордюрным пандусом с учетом требований СП 59.13330.2020; в срок до ДД.ММ.ГГГГ путь следования от остановки общественного транспорта «Дом инвалидов» до входа на территорию ОБСУСО «Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов» обустроить в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020, в части соблюдения установленной сводом правил ширины тротуара, типа покрытия дорожной одежды тротуара, пешеходных переходов, тактильной разметки для пешеходов с нарушением зрения; в срок до ДД.ММ.ГГГГ бордюры от остановки общественного транспорта «Дом инвалидов» до входа на территорию ОБСУСО «Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов» привести в соответствие с требованиями СГ1 59.13330.2020. Департамент с данными требованиями не согласен в силу следующего. СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001 предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна). Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН. Требования свода правил не распространяются на проектирование жилых одноквартирных домов, находящихся в частной собственности. Департамент является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес>, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию, а также функциональное регулирование в сфере дорожного хозяйства и транспорта на территории <адрес> в пределах установленных полномочий, т.е. применительно к рассматриваемому спору осуществляет дорожную деятельность (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения <адрес>. Проектирование общественных зданий к полномочиям Департамента не относится, в связи с чем полагаем, что заявленные требования с обоснованиями со ссылкой на данный свод правил удовлетворению не подлежит. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 126-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» стандартизация в Российской Федерации основывается в том числе на принципе обязательности применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации. Так, распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации. В указанный перечень СП 59.13330.2020 не входит. Относительно заявленных требований в срок до ДД.ММ.ГГГГ на всем протяжении автомобильной дороги Иваново-Богородское в <адрес> устранить загрязнения на покрытии проезжей части. Вместе с тем, Истцом не представлено ни одного доказательства загрязнения покрытия проезжей части и не уточнено, что за загрязнения на всем протяжении а/д дороги. Касательно требований в срок до ДД.ММ.ГГГГ обустроить твердое покрытие у остановочного павильона «Богородское» с учетом требований СП 42.13330 и СП 59.13330.2020; в срок до ДД.ММ.ГГГГ на автомобильной дороге Иваново-Богородское в <адрес> на км 0+500 устранить нарушения п. 5.3.3.1 ФИО5 52766-2007 по обустройству остановочной площадки, посадочной площадки, заездного «кармана» на дороге, боковой разделительной полосы; тротуара и (или) пешеходной дорожки. Пункт 5.3.3.1 ФИО5 52766-2007 регламентирует из каких элементов состоит остановочный пункт, в частности из остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман»; боковая разделительная полоса; тротуары и/или пешеходные дорожки. Дополнительно отмечу, что остановочная площадка и посадочная площадка выполняется с применением твердых покрытий. В связи с чем, полагаем, что данные требования взаимоисключают друг друга. Кроме того, Истцом в очередной раз не указан пункт СП 42.13330. Аналогичная ситуация с требованиями: в срок до ДД.ММ.ГГГГ обустроить твердое покрытие на пути следования от остановки «Богородское» до входа на территорию ОБСУСО «Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов» с учетом требований СП 42.13330 и СП 59.13330.2020; в срок до ДД.ММ.ГГГГ на автомобильной дороге Иваново-Богородское на участке км 0 328 до км 0+731 устранить нарушения п.п. 4.5.1.1, 4.5.1.3 ФИО5 52766-2007, а именно привести работы по обустройству тротуара (слева) предусмотренного ПОДД. анные требования также взаимоисключают друг друга, а также нет ссылки на пункт свода правил.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 ч. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, регламентируются «ФИО5 50597-2017. Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденным приказом Росстандарта от 26.09.2017№N 1245-<адрес> стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
«ФИО5 52766-2007 «Дороги автомобильного общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения, устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр утвержден и введен в действие СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее СП 59.13330.2020), который предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).
На основании п.п. 5.1.7-5.1.9. СП 59.13330.2020 установлено, что ширину прохожей части пешеходного пути для МГН следует принимать не менее 2 м. Высота свободного пространства над прохожей частью должна составлять не менее 2,1 м.
В стесненных условиях допускается принимать ширину прохожей части пешеходного пути не менее 1,2 м, при этом не реже чем через каждые 25 м длины такого пешеходного пути в зоне прямой видимости необходимо предусматривать для разъезда инвалидов на креслах-колясках «карманы» длиной по направлению пешеходного пути не менее 2,5 м при общей с прохожей частью ширине не менее 2,0 м.
Высоту бортовых камней (бордюров) по краям пешеходных путей на участке вдоль газонов и озелененных площадок следует принимать не менее 0,05 м.
Перепад высот бортовых камней вдоль газонов и озелененных площадок, используемых для рекреации, примыкающих к путям пешеходного движения, не должен превышать 0,015 м.
Допускается высота бордюрного камня (бордюра) по краям пешеходных путей между газонами и озелененными площадками, примыкающими к путям пешеходного движения, выполнять равной 0,0 м (в одном уровне с газоном или озелененной площадкой), при условии обустройства открытого лотка или водосборной решетки между покрытием пешеходного пути и бордюром, полосы, имеющей выраженный тактильный контраст с основным покрытием, в том числе тактильный направляющий указатель по ФИО5 52875, или установки по краю любых ограждений открытого типа, выполняющих, в том числе, направляющие функции для инвалидов по зрению, передвигающихся с белой тактильной тростью.
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ. СП 59.13330.2020 предусмотрено, что покрытие прохожей части пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6 - 0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур - не менее 0,4 кН/кН.
Покрытие из бетонных плит или брусчатки должно иметь толщину швов между элементами покрытия не более 0,01 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается.
Согласно п. 5.3.3.1 ФИО5 52766-2007 Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной "карман" на дорогах; боковая разделительная полоса; тротуары и/или пешеходные дорожки; автопавильон или навес по 5.ДД.ММ.ГГГГ; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Владельцы автомобильных дорог-исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление (п. 7 ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ").
В силу положений ч. 1, ч. 5 ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности субъекта РФ относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ст. 12 ч. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ).
В силу ч. 3 ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения.
Согласно ч. 1 ст. 21 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (ч. 4 ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ).
Судом установлено, что Ивановской межрайонной прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Проверкой доступности пешеходных путей передвижения для малогабаритных групп населения в районе расположения ОБСУСО «Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов» по <адрес>, с привлечением специалистов АНО Региональный экспертный центр «Доступная среда» проведено обследование местности, установлено, что от остановок общественного транспорта до входа на территорию ОБСУСО «Богородский дом- интернат для престарелых и инвалидов», а именно на пути следования от остановки «Богородское» до входа на территорию ОБСУСО «Богородский дом- интернат для престарелых и инвалидов» и на площадке у остановочного павильона «Богородское» отсутствует твердое покрытие, обустроенное с учетом требований СП 42.13330 и СП 59.13330.2020.
На площадке остановочного павильона «Дом инвалидов» отсутствует бордюрный пандус. Твердое покрытие имеется только на половине пути (108м) от остановки общественного транспорта «Дом инвалидов» до входа на территорию ОБСУСО «Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Остальная часть пути следования представляет собой грунтовую дорожку. Часть пути следования, оборудованная твердым покрытием, не соответствует требованиям СП 59.13330.2020 по ширине, обустройству бордюров, обустройству пешеходных переходов, наличию тактильной разметки для пешеходов с нарушениями зрения.
Сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Ивановский» проведено обследование автомобильной дороги по <адрес>, в ходе которого установлено: на 0 км + 500 м в нарушение п. 5.3.3,1 ФИО5 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на остановочном пункте отсутствует: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман» на дорогах; боковая разделительная полоса; тротуары и/или пешеходные дорожки; на 0 км + 546 м в нарушение п. 6.3.2 ФИО5 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» выявлено отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 обозначающий пешеходный переход, горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.2, 1.7, предусмотренная ПОДД; на участке от 0 км + 328 м до 0 км + 731 м в нарушении п.п. 4.5.1.1, 4.5.1.3 ФИО5 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» отсутствует тротуар (слева) предусмотренный ПОДД; на всем протяжении автомобильной дороги в нарушение п. 5.1.2 ФИО5 50597-2019 года «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» выявлено наличие загрязнений на покрытии проезжей части.
Также установлено, что автомобильная дорога «Иваново-Богородское в <адрес>», идентификационный № ОП М3 Н-088, находится в оперативном управлении Департамента дорожного хозяйства и транспорта <адрес>, в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес>, утвержденного Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рп и являются автомобильными дорогами межмуниципального значения <адрес>
Таким образом, указанный участок дороги не соответствует обязательным требованиям, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. Несоответствие состояния спорного участка автодороги обязательным требованиям нарушает права неопределенного круга лиц, являющихся пользователями автомобильной дороги.
Согласно п. 1.1 Положения о Департаменте дорожного хозяйства и транспорта <адрес> и признании утратившими силу некоторых постановлений <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, Департамент дорожного хозяйства и транспорта <адрес> является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес>, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию, а также функциональное регулирование в сфере дорожного хозяйства и транспорта на территории <адрес> в пределах установленных полномочий, осуществляющим региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения <адрес>, региональный государственный контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Департамент осуществляет право оперативного управления в отношении имущества <адрес>, закрепленного за ним собственником (п. 1.7 Положения о Департаменте дорожного хозяйства и транспорта <адрес>).
Задачами Департамента являются реализация государственной политики в дорожном хозяйстве <адрес>, направленной на удовлетворение интересов пользователей автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес>, государства, муниципальных образований <адрес>; управление дорожным хозяйством <адрес> в пределах своих полномочий; оперативное управление сетью автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения <адрес> и сооружений на них, являющихся собственностью <адрес>, а также имуществом, необходимым для их функционирования; повышение их транспортно-эксплуатационного состояния, пропускной способности и благоустройства, создание условий для безопасного и бесперебойного движения по ним транспортных средств; обеспечение осуществления дорожной деятельности (деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения <адрес> в пределах выделяемых на эти цели бюджетных средств (п. 2.1, п. 2.3, п. 2.5, п. 2.6 Положения о Департаменте дорожного хозяйства и транспорта <адрес>).
Таким образом, обязанность по устранению нарушений на спорном участке в соответствии с установленными правилами, стандартами, техническими нормами и другими нормативными документами возложена на ответчика. Данную обязанность представитель ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривала.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия, которые суд обязал ответчика совершить, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание объем и характер подлежащих выполнению работ, учитывая общественную значимость обеспечения безопасности дорожного движения, суд считает возможным установить ответчику срок для установки искусственного освещения до ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах, исковые требования заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круг лиц, к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, удовлетворить.
Обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановскойобласти:
в срок до ДД.ММ.ГГГГ на всем протяжении автомобильной дороги «Иваново-Богородское в <адрес>»,идентификационный № ОП М3 Н-088, устранить загрязнение напокрытии проезжей части;
в срок до ДД.ММ.ГГГГ обустроить твердое покрытие у остановочногопавильона «Богородское», расположенного у <адрес>,с учетом требований СП 42.13330 и СП 59.13330.2020;
в срок до ДД.ММ.ГГГГ обустроить твердое покрытие на пути следования от остановки «Богородское» до входа на территорию ОБСУСО «Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов» с учетом требований СП 42.13330 и СП 59.13330.2020;
в срок до ДД.ММ.ГГГГ обустроить площадку остановочного павильона «Дом инвалидов» (координаты 57.040353, 41.012129) бордюрным пандусом сучетом требований СП 59.13330.2020;
в срок до ДД.ММ.ГГГГ путь следования от остановки общественного транспорта «Дом инвалидов» до входа на территорию ОБСУСО «Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов» обустроить в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020, в части соблюдения установленной сводом правил ширины тротуара, типа покрытия дорожной одежды тротуара, пешеходных переходов, тактильной разметки для пешеходов с нарушением зрения;
в срок до ДД.ММ.ГГГГ бордюры от остановки общественного транспорта «Дом инвалидов» до входа на территорию ОБСУСО «Богородский дом- интернат для престарелых и инвалидов» привести в соответствие с требованиями СП 59.13330.2020;
в срок до ДД.ММ.ГГГГ на автомобильной дороге «Иваново-Богородское в <адрес>» с идентификационным номером 24 ОП М3 Н-088 на 0 км + 500 м устранить нарушения п. 5.3.3.1 ФИО5 52766- 2007 по обустройству остановочной площадки, посадочной площадки, заездного «кармана» на дороге, боковой разделительной полосы; тротуара и (или) пешеходной дорожки;
в срок до ДД.ММ.ГГГГ на автомобильной дороге «Иваново-Богородское в <адрес>» с идентификационным номером 24 ОП М3 Н-088 на 0 км + 546 м устранить нарушения п. 6.3.2 ФИО5 50597- 2017, а именно провести работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 обозначающий пешеходный переход, горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.2, 1.7, предусмотренная ПОДД;
в срок до ДД.ММ.ГГГГ на автомобильной дороге «Иваново-Богородское в <адрес>» с идентификационным номером 24 ОП М3 Н-088 на участке от 0 км + 328 м до 0 км + 731 м устранить нарушения п.п. 4.5.1.1, 4.5.1.3 ФИО5 52766-2007, а именно провести работы по обустройству тротуара (слева) предусмотренного ПОДД;
в срок до ДД.ММ.ГГГГ на автомобильной дороге «Иваново - Богородское в <адрес>» устранить нарушения п. 6.9.4 ФИО5 505-2017 в части 3 неработающих светильников стационарного электрического освещения автомобильной дороги на участке от <адрес> до <адрес> (справа, при движении со стороны <адрес> в направлении <адрес>).
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.С. Добрикова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№