РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара
26.12.2023
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при секретаре Рогаткове М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2774/2023 по административному исковому заявлению Герасимова Сергея Григорьевича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Герасимов Сергей Григорьевич (далее также – административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит: установить кадастровую стоимость принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости: земельного участка с кадастровым номером: № по состоянию на 01.01.2020 (архивную) в размере 7113089,47 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2021 в размере 7547874,39 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2021 в размере 8787004,72 руб.
Административный истец и его представитель, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
ГБУ Самарской области "Центр Кадастровой оценки" в письменном отзыве оставляет принятие решение на усмотрение суда и просит рассмотреть по существу административное исковое заявление в отсутствие представителей.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ и частью 1 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если они затрагивают права или обязанности этих лиц.
В силу положений главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении спорных объектов недвижимости административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, следовательно, результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений затрагивают права и обязанности административного истца.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.
Из изложенного следует, что обладание вышеперечисленными правами на земельный участок влечет обязанность уплачивать земельный налог в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса; данной обязанности корреспондирует право налогоплательщика оспорить его размер, в том числе, путем обращения в суд с настоящими требованиями.
Кадастровая стоимость земельного участка определена Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 № 935 по состоянию на 01.01.2020 в размере 13965118,18 руб.
В настоящее время данная кадастровая стоимость является архивной.
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона № 135-ФЗ).
На дату обращения в суд у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости земельного участка, кадастровая стоимость затрагивает права административного истца, владеющего данным объектом недвижимости на праве собственности, как плательщика земельного налога, при этом срок для обращения в суд с административным исковым заявлением заявителем не пропущен.
Кадастровая стоимость нежилых помещений определена приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 N 2451 по состоянию на 01.01.2021 и составляет: для нежилого помещения с кадастровым номером: № – 11063437,66 руб.; для нежилого помещения с кадастровым номером: № – 10937017,08 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчеты об оценке рыночной стоимости, выполненные ООО «Глобал Апрайс», согласно которым рыночная стоимость объектов по состоянию на дату их оценки определена в размере: земельного участка с кадастровым номером: № - 7 113 089,47 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером: № - 7 547 874,39 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером: № - 8 787 004,72 руб.
Согласно статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В представленных отчетах, содержится подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости на дату определения оспариваемой кадастровой стоимости. В отчетах представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты оценки, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов оценки основано на полном и объективном анализе их ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчетам об оценке документами.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости лицами, участвующими в деле не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной экспертизы по инициативе суда не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной в Отчетах об оценке, подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 05.12.2023, что в соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28, следует отразить в резолютивной части решения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Герасимова Сергея Григорьевича удовлетворить.
1. Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, местоположение <адрес>, по состоянию на 01.01.2020 в размере 7 113 089,47 руб.;
2. Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, по состоянию на 01.01.2021, в размере 7 547 874,39 руб.;
3. Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> по состоянию на 01.01.2021, в размере 8 787 004,72 руб.
Датой подачи административным истцом заявления в суд считать 05.12.2023.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Б. Клюев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.01.2024.