№ 2-544/2023
УИД 61RS0043-01-2023-000536-37
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 июля 2023 года ст.Милютинская
Морозовский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Лазутиной П.В.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Л.А.,
с участием помощника прокурора Милютинского района Ростовской области Безденежного В.П.,
представителя ответчика Ткачева А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Милютинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Лукичевское сельское поселение» об обязании устранить нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Милютинского района Сеник А.А. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Лукичевское сельское поселение» об обязании устранить нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, просит суд обязать администрацию Лукичевского сельского поселения в течение
6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать
маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам.
В судебном заседании помощник прокурора Безденежный В.П. исковое заявление поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в нем.
Представитель ответчика Администрации МО «Лукичевское сельское поселение» - Ткачев А.Н. в судебном заседании исковые требования признал, не возражал против удовлетворения иска, просил предоставить отсрочку исполнения решения суда сроком на 1 год со дня вступления решения в законную силу.
Ознакомившись с доводами искового заявления, изучив материалы дела, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика и оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В ходе проверки установлено, что на территории Лукичевского сельского поселения органами местного самоуправления не создан специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда.
При указанных обстоятельствах, существование реальной угрозы возникновения чрезвычайной ситуации является основанием для переселения граждан из аварийных жилых домов с предоставлением им жилого помещения маневренного фонда до предоставления другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Отсутствие маневренного жилого фонда, предназначенного для данных целей, свидетельствует о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления вышеуказанных требований законодательства связанных с участием в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения.
В целях устранения вышеуказанных нарушений прокуратурой района главе администрации сельского поселения 25.10.2022 внесено преставление.
Согласно ответу администрации сельского поселения от 21.11.2022, произведен перевод жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности в жилое помещение маневренного фонда на случай необходимости обеспечения жилыми помещениями лиц, попавших в чрезвычайную ситуацию природного или техногенного характера.
Вместе с тем, до настоящего времени маневренный фонд администрацией сельского поселения фактически не создан, соответствующие нормативно - правовые документы с целью установления статуса вышеуказанного жилого помещения не приняты.
Таким образом нарушения требований федерального законодательства администрацией сельского поселения фактически не устранены.
Статьей 45 ГПК РФ закреплено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно подпункта 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 о 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» и областного закона Ростовской области от 28.12.2005 №436-30 «О местном самоуправлении в Ростовской области» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствие со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В силу положений пунктов «а, в, г, д, з» части 2 статьи 11 Закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Как указано в пункте 1 и 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью.
Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В силу пункта 3 части 1, части 2 статьи 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения маневренного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии со статьей 95 ЖК РФ в муниципальной собственности находится маневренный жилищный фонд, предназначенный для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Несмотря на то, что положениями статьи 95 ЖК РФ прямо не предусмотрено предоставление жилых помещений маневренного фонда лицам, проживающим в жилых помещениях, признанных аварийными, непригодными для проживания и подлежащими сносу, вместе с тем обеспечение указанных лиц жилыми помещениями маневренного фонда при отсутствии у органа местного самоуправления возможности предоставить жилое помещение по договору социального найма, действующим законодательством не исключается.
Следует учитывать, что проживание граждан в аварийных домах создает угрозу их жизни и здоровью, является опасным, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
С учетом изложенного, суд считает необходимым исковые требования прокурора Милютинского района Ростовской области удовлетворить.
В соответствие с п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральнымзаконом.
При решении вопроса об установлении указанного срока суд учитывает, что представителем ответчика в ходе судебного заседания заявлено о предоставлении срока исполнения решения суда до 1 года, в связи с необходимостью организации устранения нарушений.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, мнения и правовой позиции ответчика, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда об устранении нарушений в течение 1 года с даты вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 173, ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Милютинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Лукичевское сельское поселение» об обязании устранить нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Лукичевское сельское поселение» создать
маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам.
Установить срок исполнения решения суда ответчиком в течение 1 года с даты его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Морозовский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Решение в окончательной форме изготовлено 26.07.2023.
Судья Лазутина П.В.