Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-2071/2023 ~ М-1823/2023 от 04.08.2023

Дело № 2-2071/2023

УИД: 26RS0012-01-2023-003304-71

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ессентуки «17» октября 2023 года

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Казанчева В.Т.,

при секретаре Малашихиной В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мелян Н. Ю. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о возложении обязанности снять земельные участки с кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Мелян Н.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о возложении обязанности снять земельные участки с кадастрового учета.

В обоснование заявленных требований указано следующее.

Истцу на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства (индивидуальный жилой дом) под кадастровым номером 26:30:090120:55, что подтверждается выпиской из ЕГРН и договором купли продажи от 16.09.2021 года. В соответствии с выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, данный объект незавершенного строительства имеет привязку к земельному участку под кадастровым номером 26:30:090120:6, площадью 377.5 кв.м., с видом разрешенного использования - под эксплуатацию жилого дома и хоз. построек, сформирован, сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 18.08.2004 г. и предоставлен прежнему собственнику в пожизненное наследуемое владение.

25.02.2021 года прежний собственник отказался от права пожизненного наследуемого владения земельного участка под кадастровым номером 26:30:090120:6, площадью 377.5 кв.м., что подтверждается постановлением администрации г. Ессентуки от 25.02.2021 года № 185.

Истец приобрел право собственности на объект незавершенного строительства (индивидуальный жилой дом) под кадастровым номером 26:30:090120:55 в сентябре 2021 года. После совершения сделки и перехода права собственности на объект незавершенного строительства обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ессентуки Ставропольского края о предоставлении земельного участка расположенного под объектом незавершенного строительства. На что 02.12.2021 года истцом был получен ответ из которого следует, что предоставление земельного участка под кадастровым номером 26:30:090120:6, площадью 377.5 кв.м., не предоставляется возможным по следующим основаниям:

земельный участок с кадастровым номером 26:30:090120:6 является единым землепользованием в состав которого входят земельные участки с кадастровыми номерами 26:30:090120:7 и 26:30:090120:8.

В ходе выезда специалистами Комитета было установлено, что объект незаверенного строительства под кадастровым номером 26:30:090120:55, расположен на земельном участке под кадастровым номером 26:30:090120:7.

На земельном участке с кадастровым номером 26:30:090120:8 расположен объект недвижимого имущества - квартира, с кадастровым номером 26:30:090120:53 принадлежащая истцу 1/2 доли в праве собственности, что подтверждается копией договора купли продажи квартиры от 08.09.2021 г.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189 ФЗ "О введении в действии Жилищного кодекс РФ", в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме, принадлежит земельный участок, на котором расположен данный дом, с алиментами озеленения и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

На основании вышеизложенного предоставление земельного участка с кадастровым номером 26:30:090120:6 не предоставляется возможным так как объект незавершенного строительства (индивидуальный жилой дом) под кадастровым номером 26:30:090120:55 согласно осмотру специалистами Комитета и сведениям из публичной кадастровой карты расположен на земельном участке под кадастровым номером 26:30:090120:7.

В соответствии с ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Согласно п. ч.2.ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка.

При этом в соответствии с ч. 1, п. п. 1 - 3 ч. 3 ст. 39 указанного закона, п.п. 9.1. и 9.2. Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по землеустройству 08.04.1996г. и п.п. 14.1 -14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных руководителем Федеральной службы кадастра России 17.02.2003 г. участие собственников и владельцев смежных земельных участков является обязательным при согласовании границ земельных участков и в соответствии с ч. 2 ст. 40 Закона местоположение границ участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц.

На основании изложенного, просит суд обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю снять с кадастрового учета единое землепользование под кадастровым номером 26:30:090120:6, земельный участок под кадастровым номером 26:30:090120:7, земельный участок под кадастровым номером 26:30:090120:8.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Реутина С.В.

Представитель ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по доверенности Чередниченко С.И. представил в суд отзыв на исковое заявление, согласно которому, в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество.

Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, на стоящий Федеральный Закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты РФ.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, актами Президента РФ и актами Правительства РФ, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно ЕГРН сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 26:30:090120:6, 26:30:090120:7, 26:30:090120:8 имеют статус «актуальный».

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН.

Снятие объекта недвижимости с государственного кадастрового учета производится по основаниям и в порядке, установленном Законом о регистрации.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст.5 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная Регистрация прав осуществляется по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, при государственном кадастровой учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРН.

Постановлением Пленума Верховного суда РФ № 10, Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в целях обеспечения единообразного применения судами общей юрисдикции, арбитражными судами законодательства о возникновении, прекращении и защите права собственности и других вещных прав даны разъяснения относительно споров о правах на недвижимое имущество.

Согласно ст. 14 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке, соответствующие требованиям, указанным в статье 21 Закона о регистрации.

Суды в порядке, предусмотренном ГПК РФ, рассматривают и разрешают подведомственные гражданские дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 ГПК РФ).

Согласно ст. 17 КАС РФ суды рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

Управление не является надлежащим ответчиком по данному спору, поскольку регистрирующий орган не является субъектом материальных правоотношений, не является собственником, не владеет, не пользуется, не распоряжается и не претендует на спорное имущество. Истцом не представлены доказательства того, каким образом со стороны Управления нарушены его права и законные интересы.

В соответствии со ст. 41 ГПК РФ просит о замене ненадлежащего ответчика надлежащим и изменении процессуального положения Управления путем перевода в состав третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Требования об обязании Управления снять с государственного кадастрового учета земельные участки заявлены излишне, так как в соответствии со ст. 14 Закона о регистрации вступившие в законную силу судебные акты являются одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и т.к. обязанность по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав возложено на Управление законом (ст. 3 Закона о регистрации), следовательно эти требования не подлежат удовлетворению.

Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав определен ст. 29 Закона о регистрации и предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии со ст. 14 Закона о регистрации, вступившие в законную силу судебные акты являются одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии со ст. 58 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав проводится на общих основаниях, т.е. по заявлению правообладателя, с приложением необходимых документов.

На основании изложенного, просит в части требований к Управлению отказать, в остальной части вынести решение в соответствии с действующим законодательством.

Истец Мелян Н.Ю., ее представитель Федосеев А.А., представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, представитель третьего лица – администрации г. Ессентуки, третье лицо Реутина С.В., надлежаще уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Представитель истца Федосеев А.А., представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, третье лицо Реутина С.В. ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также значимости для правильного рассмотрения дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п. 1 ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно ст. 607 ГК РФ объектами аренды могут быть, в том числе, земельные участки.

Пунктом 1 ст. 39.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

Установлено, подтверждено материалам дела и не оспаривается сторонами, что на основании договора купли-продажи от 16 сентября 2021 года Мелян Н.Ю. является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 26:30:090120:55. Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, объект незавершенного строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером 26:30:090120:6, площадью 377.5 кв.м., с видом разрешенного использования - под эксплуатацию жилого дома и хоз. построек.

25 февраля 2021 года прежний собственник объекта незавершенного строительства отказался от права пожизненного наследуемого владения в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:30:090120:6, площадью 377.5 кв.м., что подтверждается постановлением администрации г.Ессентуки № 185 от 25 февраля 2021 года.

Как следует из материалов дела, Мелян Н.Ю. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ессентуки Ставропольского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:30:090120:6.

Письмом от 02 декабря 2021 года Мелян Н.Ю. уведомлена о невозможности предоставления указанного земельного участка. Отказ мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером 26:30:090120:6 является единым землепользованием, в состав которого входят земельные участки с кадастровыми номерами 26:30:090120:7 и 26:30:090120:8. В ходе выезда специалистами Комитета установлено, что объект незаверенного строительства под кадастровым номером 26:30:090120:55, расположен на земельном участке под кадастровым номером 26:30:090120:7. На земельном участке с кадастровым номером 26:30:090120:8 расположен объект недвижимого имущества - квартира, с кадастровым номером 26:30:090120:53 принадлежащая истцу 1/2 доли в праве собственности, что подтверждается копией договора купли продажи квартиры от 08.09.2021 г. Согласно ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189 ФЗ "О введении в действии Жилищного кодекс РФ", в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В силу ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме, принадлежит земельный участок, на котором расположен данный дом, с алиментами озеленения и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. На основании вышеизложенного предоставление земельного участка с кадастровым номером 26:30:090120:6 не предоставляется возможным так как объект незавершенного строительства (индивидуальный жилой дом) с кадастровым номером 26:30:090120:55 согласно осмотру специалистами Комитета и сведениям из публичной кадастровой карты расположен на земельном участке с кадастровым номером 26:30:090120:7.

В связи с невозможностью реализовать право на заключение договора аренды земельного участка, Мелян Н.Ю. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Оценивая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п.2 настоящей статьи.

В силу п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

Как следует из п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Суд отмечает, что одним из основных принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. (п. 5 ст. 1 ЗК РФ)

Согласно п. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Аналогичные положения содержатся и в гражданском законодательстве. Пунктом 3 ст. 552 ГК РФ установлено, что продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

Таким образом, Мелян Н.Ю., являющаяся собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 26:30:090120:55, приобрела право пользования земельным участком с кадастровым номером 26:30:090120:6, на котором он расположен, имеет преимущественное право на заключение договора аренды указанного земельного участка.

Между тем, в рассматриваемом случае, препятствием для заключения договора аренды является то обстоятельство, что земельный участок 26:30:090120:6 имеет статус единого землепользования.

Согласно п. 60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утв. Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, после регистрации единого землепользования собственник мог распоряжаться отдельными частями земельного участка в случае предварительного раздела единого землепользования. При этом статус составного участка не менялся при условии, что в едином землепользовании после раздела оставалось как минимум два обособленных участка.

Начиная с 01 января 2017 года указанный Порядок утратил силу, вследствие чего в настоящее время подобный раздел не осуществляется.

Действующим законодательством единое землепользование не предусмотрено, вследствие чего подобные участки не создаются и не регистрируются. Однако, ранее учтенные с подобным статусом земельные участки продолжают числиться с соответствующей отметкой (п. 215 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утв. Приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241).

Согласно п. 15 Порядка заполнения форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и требования к формату документов, содержащих сведения ЕГРН и предоставляемых в электронном виде, утв. Приказом Росреестра от 04.09.2020 N П/0329, в реквизите "Кадастровый номер" выписки из ЕГРН о земельном участке также указываются слова "единое землепользование" в случае оформления выписки из ЕГРН о ранее учтенном (до 01.03.2008) земельном участке, представляющем собой единое землепользование.

Таким образом, единое землепользование в настоящее время не регистрируется, однако в кадастре отметка о едином землепользовании в отношении ранее зарегистрированных участков остается. Каких-либо ограничений к подобным участкам, связанным с их статусом (в т.ч. требований об их разделе), в настоящее время не существует.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 26:30:090120:6, площадью 377.5 кв.м., с видом разрешенного использования - под эксплуатацию жилого дома и хоз. построек, поставлен на кадастровый учет 18 августа 2004 года. Сведения о земельном участке имеют статус «актуальные, ранее учтенные». В состав единого землепользования входят земельные участки с кадастровыми номерами 26:30:090120:7 и 26:30:090120:8, при этом, сведения о категории земель и видах разрешенного использования в государственном кадастре отсутствуют.

Принимая во внимание, что указанные обстоятельства препятствуют Мелян Н.Ю. в реализации преимущественного права на заключение договора аренды земельного участка, на котором расположен принадлежащий ей объект недвижимости, нарушенное право истца подлежит восстановлению путем прекращения кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 26:30:090120:6 и входящих в состав единого землепользования земельных участков с кадастровыми номерами 26:30:090120:7 и 26:30:090120:8.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

В условиях состязательности процесса ответчиками не приведено доказательств, опровергающих доводы истца, в связи с чем, в силу положений ст.ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, исковые требования Мелян Н.Ю. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мелян Н. Ю. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о возложении обязанности снять земельные участки с кадастрового учета - удовлетворить.

Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю обязанность прекратить государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:30:090120:6 (единое землепользование), земельных участков с кадастровыми номерами 26:30:090120:7 и 26:30:090120:8.

Ответчик вправе подать в Ессентукский городской суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии мотивированного решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: В.Т. Казанчев

Мотивированное решение изготовлено «23» октября 2023 года.

2-2071/2023 ~ М-1823/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мелян Наталья Юрьевна
Ответчики
Управление ФСГР, кадастра и картографии по Ставропольскому краю
Другие
Федосеев Александр Александрович
администрация г. Ессентуки Ставропольского края
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Казанчев Василий Тимофеевич
Дело на сайте суда
essentuksky--stv.sudrf.ru
04.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2023Передача материалов судье
10.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2023Судебное заседание
14.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2023Судебное заседание
20.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
25.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее