Дело № 5-438/2021
5-439/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
24 января 2021 года г. Пятигорск, ул. Университетская, д.34а
Судья Пятигорского городского суда Ставропольского края Полупан Г.Ю., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Дубкова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Дубкова ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> края, гражданки РФ, работающего продавцом-кассиром в <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.5 ст.20.2 и ч.1 ст.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
из представленных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ около 14 часов 20 минут Дубков С.В. у дома № 2 на пл.Ленина в г.Пятигорске добровольно участвовал в несанкционированном публичном мероприятии – митинге, не согласованном в установленном порядке с администрацией г.Пятигорска, на требование сотрудников полиции прекратить участие в несогласованном публичном мероприятии не реагировал, продолжал принимать участие, тем самым нарушил требования п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в связи с чем, в отношении Дубкова С.В.. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Кроме того, 23.01.2021 года около 14 часов 20 минут Дубков С.В. у дома № 2 на пл.Ленина в г.Пятигорске, добровольно участвовавший в несанкционированном публичном мероприятии – митинге, не согласованном в установленном порядке с администрацией г.Пятигорска, на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить участие в митинге и разойтись, не реагировал, продолжая принимать в нём участие, то есть Дубков С.В. не выполнил законные требования сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, в связи с чем, в отношении его возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ.
Определением судьи от 24.01.2021 года дела об административных правонарушениях № 5-438/2021, 5-439/2021 в отношении Дубкова С.В. объединены в одно производство.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Дубков С.В., которому разъяснены права, предусмотренные ст.51 Конституции РФ и ч.1 ст.25.1 КоАП РФ, ходатайств и отводов заявлено не было, вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ признал, раскаялся в содеянном. Неповиновения сотрудникам полиции по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ не оказывал. Просил строго не наказывать.
Выслушав лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
В силу положений ст.26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из ч.5 ст.20.2 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Дубкова С.В. к административной ответственности) нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Диспозиция указанной выше нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
Под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями (п.2 ст.2 Федерального закона N 54-ФЗ).
Согласно ст.3 Федерального закона N 54-ФЗ проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах: законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации; добровольность участия в публичном мероприятии.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом N 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 N 1618-О, от 24.10.2013 N 1619-О, Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения КоАП РФ, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в ст. 6 Федерального закона N 54-ФЗ.
В соответствии с частями 3 и 4 ст. 6 Федерального закона N 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: 1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); 2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; 3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Участники публичных мероприятий не вправе: 1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; 2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; 3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения; 4) использовать отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, предусмотренный частью 5 настоящей статьи.
Как установлено при рассмотрении настоящего дела и следует из протокола об административном правонарушении, что Дубков С.В. у дома № 2 на пл.Ленина в г.Пятигорске добровольно участвовал в несанкционированном публичном мероприятии – митинге, не согласованном в установленном порядке с администрацией г.Пятигорска, на требование сотрудников полиции прекратить участие в несогласованном публичном мероприятии не реагировал, продолжал принимать участие, тем самым нарушил требования п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Обстоятельства административного правонарушения и виновность Дубкова С.В. подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом инспектора ОИАЗ ОМВД России по г.Пятигорску, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, свидетелей, которые оценены по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Действия Дубкова С.В. правильно квалифицированы по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Вышеуказанные обстоятельства послужили поводом для возбуждения в отношении Дубкова С.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ.
Частью 1 ст.19.3 КоАП РФ предусмотрено, что неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Основанием для составления в отношении Дубкова С.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, послужило то, что он при описанных выше обстоятельствах, будучи участником публичного мероприятия, проведение которого не было санкционировано с органом административном власти г.Пятигорска, допустил невыполнение законных требований сотрудника полиции о прекращении участия в данном публичном мероприятии.
Как указано выше, обязанность выполнять все законные требования сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации) возложена на участника публичного мероприятия п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона N 54-ФЗ.
Несоблюдение (нарушение) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 указанной статьи, в том числе обязанности выполнять все законные требования сотрудников органов внутренних дел, свидетельствует о нарушении участником публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия.
Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации), а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, охватывается диспозицией ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи. Указанная норма в данном случае является специальной по отношению к ч.1 ст.19.3 КоАП РФ.
Соответствующая правовая позиция выражена в п.33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях".
Таким образом, деяние Дубкова С.В., выразившееся в невыполнении законного требования сотрудника полиции о прекращении участия в публичном мероприятии охватывается диспозицией ч.5 ст.20.2 КоАП РФ и не требует дополнительной квалификации по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в связи с чем, состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в действиях Дубкова С.В. отсутствует.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
С учётом изложенного производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в отношении Дубкова С.В. подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава этого административного правонарушения.
Разрешая вопрос о назначении административного наказания Дубкову С.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.1 КоАП РФ, исхожу из следующего.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ст.4.1 КоАП РФ).
В данном случае характер совершённого административного правонарушения, объектом посягательства которого является общественный порядок, необходимость соблюдения и охраны которого вытекает из обязанности граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ, свидетельствует о достаточно высокой степени общественной опасности административных правонарушений в указанной сфере.
Состав административного правонарушения, предусмотренный ч.5 ст.20.2 КоАП РФ РФ, является формальным, и наступление ответственности за его совершение не связано с наступлением вредных последствий. Административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния.
Согласно ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность Дубкова С.В., отношу признание им своей вины, раскаяние в содеянном.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Оснований для освобождения Дубкова С.В. от административной ответственности не имеется.
При назначении наказания учитываю характер совершённого административного правонарушения, личность виновного лица, его имущественное положение, иные обстоятельства дела и согласно положениям ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, считаю возможным назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, что будет в полной мере соответствовать целям административного наказания, и не будет являться чрезмерно суровым наказанием.
Руководствуясь ст.ст.24,5, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Дубкова ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей путём перечисления на расчётный счёт 40102810345370000013 УФК по Ставропольскому краю г. Ставрополь (ОМВД России по г. Пятигорску л/с 04211191820) ИНН 2632033678, КПП 263201001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ставропольскому краю г. Ставрополь, БИК 010702101, ОКТМО 07727000, КБК 18811690040046000140, УИН 18№.
Неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Дубкова ФИО1 по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием состава административного правонарушения, прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Пятигорский городской суд Ставропольского края.
Судья подпись Г.Ю. Полупан