89RS0004-01-2023-002822-75
Дело № 2-2640/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Новый Уренгой 05 сентября 2023 года
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе
председательствующего судьи Литвинова В.Е.,
при секретаре Тхаровской Н.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новый Уренгой, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к ООО «Империя» о возложении обязанности,
с участием прокурора Черных Т.А., представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Новый Уренгой обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с иском о возложении на ответчика обязанности организовать и провести специальную оценку условий труда рабочих мест в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
В судебном заседании прокурор Черных Т.А. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, возражений на иск не представил.
При указанных обстоятельствах суд в соответствии со ст.233 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст. 209 Трудового Кодекса РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Как следует из ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан, в том числе, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со ст. 214 Трудового кодекса РФ, обязанность по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда возлагается на работодателя.
В силу ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ), специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями – религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 426-ФЗ, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 426-ФЗ, результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе, для информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях.
В силу ч.ч.1 - 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 данного Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению (далее - Методика).
В ходе проведенной прокуратурой г.Новый Уренгой проверки установлено, что в ООО «Империя» трудоустроен 1 работник, у которых рабочее место подлежит специальной оценке условий труда – администратор.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований законодательства, ООО «Империя» специальная оценка условий труда указанного рабочего места до настоящего времени не проведена.
Изложенное подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, списком сотрудников ООО «Империя», представлением заместителя прокурора г.Новый Уренгой от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений федерального законодательства, ответом о результатах его рассмотрения, согласно которому оснований для удовлетворения требований прокурора и проведения специальной оценки условий труда не установлено.
Таким образом, до настоящего времени специальная оценка условий труда работника ООО «Империя», замещающего должность администратора, не проведена. Доказательств обратного суду не представлено.
Отсутствие проведенной специальной оценки условий труда создает угрозу производственного травматизма, не позволяет работодателю достоверно установить вредные производственные факторы, влияющие на работников при осуществлении трудовой деятельности и возможность прогнозирования риска развития профессиональных заболеваний.
Невыполнение обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест ООО «Империя» также нарушает права сотрудников, работающих в обществе, и неопределенного круга лиц, которые могут вступить в трудовые отношения с организацией, на безопасные условия труда.
Учитывая изложенное, требования прокурора г.Новый Уренгой являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать ООО «Империя» (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>) организовать и провести специальную оценку условий труда рабочих мест в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда; иными лицами - в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья В.Е. Литвинов
СПРАВКА:
Мотивированное решение составлено 05 сентября 2023 года.
Судья В.Е. Литвинов